В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Проверка на вшивость Назад
Владимир Исаков: Проверка на вшивость
Кого объявят виновным?

Нет, не зря говорят, что сентябрь в России - время государственных переворотов. Примета вновь не подвела.

Одним из первых документов, подписанных после перерыва отдохнувшим и посвежевшим президентом, стал указ от 17 сентября 1993 года No 951 "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления". В указе Б.Ельцин установил, что выборы законодательных и представительных органов власти субъектов Российской Федерации, полномочия которых истекают в 1995 и 1996 году, относятся на декабрь 1997 года. Выборы назначенных президентом глав администраций переносятся на декабрь 1996 года. "В порядке исключения" разрешается провести выборы глав администраций в Новгородской, Московской и Омской областях. Указ обосновывается, как повелось, "созданием необходимых условий для реализации принципа народовластия" и вводится в действие со дня его подписания...

Массовое сознание, увы, не слишком сильно на даты. В Лету забвения погружаются даже крупные события, если они не связаны с повседневной жизнью, и уж тем более - решения законодательных и исполнительных органов. Поэтому имеет смысл напомнить правовую канву, в контексте которой возник очередной президентский указ.

После известных сентябрьско-октябрьских событий 1993 года, Б.Ельцин издал несколько указов, которыми закрепил и распространил на всю страну плоды достигнутой им победы. Одним из таких был указ от 22 октября 1993 года No 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации", которым повелевалось провести в течение четырех месяцев выборы в законодательные (представительные) органы краев, областей, городов федерального значения и устанавливался двухлетний срок их полномочий.

Любопытно, что каких-либо норм о приостановлении, прекращении полномочий или разгоне представительных органов власти этот указ не содержал. И не удивительно: ведь в указе No 1400 (пункт 8) Ельцин пообещал им сохранить их полномочия, что и обусловило пассивную позицию местных законодательных собраний во время сентябрьско-октябрьского государственного переворота: это "московская разборка", она нас не касается. Встречаясь с депутатами местных законодательных собраний, я им говорил: "Не стройте иллюзий, после разгона Верховного Совета следующими будете вы." Мне не верили, но так оно и случилось.

Следующим указом, от 26 октября 1993 года No 1760, он назывался "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" - уже безо всяких околичностей прекращалась деятельность районных и городских Советов народных депутатов, их функции передавались соответствующим главам администрации, назначались выборы в местные органы самоуправления и устанавливалось, что они формируются сроком на два года. Что дала ельцинская "реформа" власти и самоуправления? Что принесло разрушение "вертикали Советов" - пользу или вред? Как работает нынешняя система - лучше или хуже? На эту тему авторы "реформы" предпочитают не заикаться.

Два года пролетели, как один миг. В 1995 и 1996 году истекают полномочия 69 (из 89) представительных органов власти субъектов Российской Федерации. Настало время держать ответ, платить по счетам, отчитываться за выданные авансы.

Государственная Дума Российской Федерации приняла к этому времени закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", которым определила механизм не только федеральных, но и местных выборов. Вступил в силу закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации", статья 59 которого устанавливает, что полномочия глав местной администрации, назначенных на должность, истекают через шесть месяцев после вступления в силу этого закона. Казалось бы, возникли условия хотя бы сейчас, два года спустя навести порядок в отношениях федеральных, региональных и местных органов власти, ввести их деятельность в конституционные рамки...

Но оказалось, что Б.Ельцину и его команде порядок не нужен. Их вполне устраивает раздрай, склоки, неопределенность, непрекращающаяся борьба за власть. В такой обстановке управлять страной легче: разделяй и властвуй.

И Ельцин решается на беспрецедентный политический шаг: одной рукой он подписывает закон "О местном самоуправлении", другой (или той же самой?) - указ, которым продлевает полномочия местным законодательным и исполнительным органам на 1-2 года. По существу это новый государственный переворот, мини-ГКЧП, только не в Москве, а в регионах, на уровне местных органов самоуправления.

Как встретили этот указ на местах? Участники совещания в Парламентском центре, созванном по инициативе В.Шумейко, - улыбками и радостным оживлением: "И правильно! Так и надо! И Совет Федерации надо указом сформировать! И часть сенаторов указом назначить! И себе полномочия продлить! Передайте нашу полную поддержку Борису Николаевичу!" - такова или около этого была их реакция.

Воспользовавшись открывшейся возможностью, Московская городская дума тут же продлила себе полномочия на два года. А чего стесняться, если разрешили? Но на всякий случай - сделала это тайным голосованием: не дай Бог избиратели узнают, кто как голосовал, могут ведь и не выбрать на открытых законных выборах, если таковые когда-нибудь состоятся...

...Чего, безусловно, удалось добиться Борису Николаевичу за период своего нескончаемо долгого, наполненного грустными событиями правления, - так это беспрецедентного падения морали в обществе и в особенности - среди власть предержащих. Коррупция, подкупы, взятки... Власть нынче не боится и не стесняется ничего - лицемерит, лицедействует, с легкостью нарушает законы, Конституцию. Будучи избранной на два года - продлевает сама себе полномочия. И прикрывает все это циничной и наглой демагогией.

Не все, к счастью, последовали этому примеру. В Государственную Думу пришли запросы от ряда субъектов Российской Федерации, в которых они просили разъяснить, могут ли они провести выборы в ранее назначенные сроки. На заседании 6 октября было принято постановление, в котором Дума разъяснила, что решение вопроса о сроках проведения выборов находится в компетенции самих субъектов Российской Федерации, поэтому совмещение местных выборов с выборами в Государственную Думу не противоречит Конституции и действующему законодательству. В обращении, направленном в Конституционный Суд, Дума поставила под сомнение конституционность указа президента в части переноса срока выборов.

Итак, вновь столкновение властей - борьба, эмоции, взаимные попреки и обвинения. Одни - продлевают себе полномочия, другие - резко против этого протестуют. Налицо очередной "конституционный кризис", который придется срочно "преодолевать".

"Саха Туркмен Якут Баши"

В чем причина суеты и столь поспешных непродуманных действий на политической сцене? Интересующихся этим вопросом отсылаю к сенсационным результатам выборов в Волгограде в прошлое воскресенье, где при голосовании в 22 округах из 24 победили коммунисты. По заслуживающим доверия свидетельствам, известие об этом повергло Кремль в прострацию и шок. В московских коридорах власти закипела бурная деятельность: не допустить выборов! Сорвать любой ценой!

В средствах массовой информации развернута беспрецедентная по своей оголтелости антипарламентская кампания: прежде чем ударить, "врага" надо уничтожить морально. Это было сделано в 1993 году, нечто подобное происходит и сейчас. Избирательным комиссиям на местах дана команда проявлять максимальную жесткость при приеме документов - чем больше выборов сорвется, тем лучше. В прессе муссируется нелепый слух (а может и не слух), что первые слабые шаги к экономической интеграции России и Белоруссии также могут послужить причиной отмены выборов: нужны-де новая Конституция и новый парламент.

Несомненный творческий вклад в борьбу с конституционными механизмами передачи власти и дестабилизацию обстановки в России внесли руководители одной из российских республик - Якутии. Там готовится референдум о продлении полномочий президента республики М.Николаева аж до 2001 года.

Первый президент Республики Саха (Якутия) М.Николаев был избран всенародным голосованием 20 декабря 1991 года сроком на 5 лет. 20 декабря 1996 года срок его полномочий истекает. Другими словами, выборы нового президента Якутии должны состояться через полгода после выборов нового президента России. Но кто будет этим президентом? Какие сложатся с ним отношения? Понимая, что шансы Б.Ельцина победить на выборах невелики, М.Николаев решил заблаговременно укрепить свои позиции.

- Не придешь - прогул поставим! - так не очень вежливо приглашали одного из рабочих "Сахаполиграфиздата" на собрание в поддержку референдума. Не мытьем, так катаньем от предприятий и трудовых коллективов добиваются "единодушной поддержки" идеи референдума о продлении полномочий руководителя республики.

В средствах массовой информации развернута мощная пропагандистская кампания. Аргумент, в общем, один, он прост и понятен, ничего нового здесь не придумано: "Сегодня нужны не политические баталии, отвлекающие силы и средства, а конкретные дела".

Насчет затрат "сил и средств" - здесь, наверное, еще посчитать надо. Референдум ведь тоже не бесплатное благотворительное мероприятие и по затратам ненамного дешевле выборов. А вот насчет "конкретных практических дел" - согласен. Именно здесь собака зарыта! Видимо, не слишком густо у М.Николаева с результатами "практических дел", если он пуще смерти боится выйти на альтернативные выборы, предпочитая им безальтернативный референдум о продлении собственных полномочий.

Угодили - приласкал

Вторым экраном, не привлекая особого внимания, прошел указ Б.Ельцина "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации". А между тем, в этом указе тоже немало интересного, тоже есть что почитать.

"В целях создания необходимых условий" и "для независимого и полного осуществления конституционного правосудия", а также учитывая необходимость "повышения социальной защищенности судей", указом президента даровано немало полезных для их жизни благ:

выплата судьям Конституционного Суда надбавки за знание и за использование в работе иностранных языков;

предоставление судьям жилых помещений;

обеспечение судей служебными автомобилями, а также средствами для представительских расходов и пользования всеми видами связи;

оказание материальной помощи при предоставлении отпусков;

выплата повышенных надбавок в валюте при командировках за границу...

Проникновение президента в повседневные проблемы судей и нежная забота о них простираются столь далеко, что даже комбинат питания при Конституционном Суде прикреплен президентским указом не к какому-нибудь вульгарному бывшему совхозу, а "к подсобным хозяйствам, подведомственным Управлению делами Президента"...

Представим себе на минутку, что кто-нибудь из тех, кто толкается в двери Конституционного Суда, решил бы отблагодарить судей за их напряженный труд, укрепить из своих скромных средств их "социальную защищенность". Скандал, позор, взятка! Материальное обеспечение судей определяется федеральным законом "О статусе судей", который, кстати, совсем недавно был обновлен и значительно расширен. Суд не вправе принимать подарков за свою деятельность. Но что запрещено простому смертному, то можно высшему должностному лицу государства и "гаранту Конституции". От "гаранта" - можно.

В парламентских кулуарах напрямую связывают этот указ с решением Конституционного Суда по "чеченскому делу", когда, после всех колебаний, судьи все же не пошли на конфликт и признали конституционным массированное применение военной силы в Чечне. Президенту их решение очень понравилось. И вот - не забыл, отблагодарил. Благородный человек.

Отредактированная сосна

5 октября телевидение сообщило о дипломатическом прорыве Вашингтона: представитель президента США Холбрук договорился с противоборствующими сторонами в Боснии о временном прекращении огня. Переговоры предполагается продолжить в Вашингтоне и Париже с тем, чтобы прекращение огня переросло в перемирие, в прочный мир.

Американская дипломатия демонстрирует если не успех, то по крайней мере гибкость: ударили с размаху кулаком, разбили в кровь, затем - предлагают переговоры. А Россия, какова ее позиция в урегулировании конфликта на Балканах? Судя по всему - никакой. Невнятные заявления, нечеткие действия. Козыревская дипломатия тащится в обозе, привычно "разделяя" и "поддерживая" чужую политику.

Одновременно было заявлено, что успех американской дипломатии в Боснии побуждает США приостановить усилия по расширению НАТО и приближению зоны его действия к границам России, "по крайней мере до президентских выборов 1996 года". Любопытная связка. Фактически до нашего сведения доведено, что американцы по-прежнему считают Ельцина лучшей гарантией своих интересов в России: "Или останется Ельцин - или получите НАТО у самых ваших границ".

8 октября 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 298140
Перв. публик.: 08.10.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 281

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``