В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Обед с директорами Назад
Владимир Исаков: Обед с директорами
Закуска

Когда будет принят бюджет? Когда вы, наконец, разберетесь с налогами? Когда повысят минимальный заработок, минимальную пенсию? Думает ли государство рассчитываться по своим долгам? Знают ли депутаты, что сегодня большинство населения - за чертой выживания? Будет ли принят закон о борьбе с коррупцией? Только на встречах, лицом к лицу с избирателями, понимаешь всю тяжесть и остроту проблем, которыми болеет сегодня Россия...

Вот и на обеде с представителями директорского корпуса разговор вращался вокруг этих же "многократно проклятых", но от этого никуда не девшихся вопросов. Что на них ответить? Что по нынешней Конституции Государственная Дума фактически безвластна? Что практически все вопросы внутренней и внешней политики решаются в президентском окружении, ставящем и правительство, и депутатов перед лицом "свершившихся фактов"?

Воспользовавшись возможностью "ухватить за пуговицу" заезжего столичного гостя, директора по очереди изливали болести и горести своих коллективов. Они типичны: непомерные налоги, вал неплатежей, разрыв хозяйственных связей с "ближним" и "дальним" зарубежьем. Потеряв надежду получить достойную оплату на своем предприятии, люди уходят в коммерческие палатки, в теневые структуры. Распадаются уникальные коллективы... Наиболее тяжелый, несправедливый удар пришелся по наукоемким, высокотехнологическим предприятиям. Неужели "наверху" не понимают, что еще немного - и страна останется без науки, без промышленности, без обороны?..

Естественно, речь зашла о послании президента и недавнем расширенном заседании правительства. Обычно сдержанные, осторожные в оценках руководители были на этот раз прямолинейны, резали "правду матку": мы таких речей наслушались и пять, и десять лет назад. Слов куча, а программы нет. Неужели в правительстве не видят, не понимают, что экономика - на краю? Неужели там никто не в состоянии выработать и предложить реалистический план действий?

Как раз подали суп.

Первое

Мне пришлось взять слово и возразить: как это нет программы? Есть, и очень четкая. Вы приглядитесь повнимательнее.

Во-первых, очень четко сказано, что первый, ваучерный, этап приватизации закончен. Предназначенную им роль "блестящего шарика" ваучеры сыграли. Зачарованные игрой "шарика", простодушные обыватели не заметили, как ловкие ребята обшарили и очистили им карманы. Точнее, не им - государству. Но в том то и дело, что многие социальные блага, которыми привычно пользовались вышеупомянутые граждане, имели источником общественные фонды потребления - сиречь государственный карман. Теперь карман обмелел, опустел, а обманутым приносят "искренние извинения".

Во-вторых, открыто говорится, что пора по-настоящему запустить процедуру банкротств, выбросить на рынок ценных бумаг долговые обязательства, закладные. Известно, что результатами первого этапа приватизации "реформаторы" недовольны. Слишком большой процент собственности перешел в руки трудовых коллективов, что, по их мнению, неэффективно. Второй этап передела собственности позволит избавиться от обязательств перед трудовыми коллективами и мелкими вкладчиками - владельцами ваучеров. Дивидендов ждете? Эка, разбежались! Плохо вы управляли своей собственностью - ассоциацией, товариществом, фондом. Ваше предприятие обанкротилось! Его продали по дешевке с торгов и новый хозяин не желает знать никаких "мелких акционеров". Все, как по нотам: крупные акулы слопали "мелкую рыбешку".

Свой механизм банкротств приготовлен и для селян: кредитование под залог земли и собственности в ипотечном банке. Если по осени не смог рассчитаться (что при нынешней ценовой политике вполне вероятно) - конец "самостоятельному хозяину". Не желая дожидаться, пока сработает экономическая удавка, ретивые "реформаторы" (типа Петра Филиппова) предлагают решить проблему административным путем - в принудительном порядке ликвидировать акционерные общества, оставшиеся колхозы и поделить их собственность. Что ж, к административному зуду нам не привыкать. Нетрудно предвидеть и результат - землю, скот, машинотракторный парк (который создавался отнюдь не под мелкого хозяина) через некоторое время перекупит все тот же "крупный собственник" - кулак, помещик, латифундист - называйте, как хотите. А бывший "вольный землепашец" пойдет к нему в качестве батрака.

Как видите, и в промышленности, и в аграрном комплексе развертывается один и тот же ключевой процесс: вытеснение мелкого собственника крупным капиталом. Отсюда третий пункт экономической программы: эффективный инвестор. Нужен "денежный мешок", который остановит проедание основных фондов и вытащит предприятие из долговой ямы. Откуда он возьмется? Странный вопрос. Неужели не видно, что, наряду с общим обнищанием, гигантские финансовые ресурсы накопили банки, страховые конторы, посреднические торговцы, полукриминальные и криминальные структуры. Правительство широко распахнет двери перед иностранными предпринимателями: при нынешнем курсе рубля к доллару и при скромных капиталах можно стать в России воротилой, крупным магнатом. Хотя серьезные предприниматели в Россию не торопятся, зато мелкого жулья - навалом, все гостиницы забиты.

Здесь как раз принесли второе - импортные куриные окорочка с отечественной картошкой. Вкусно!

Второе

Между тем, директоров "взорвало".

- Да где вы видели этого "эффективного инвестора", где? Неужели вы думаете, что вчерашний лавочник сможет управлять оборонным предприятием?

- А он и не будет управлять сам. Его дело - деньги вложить. Вместе с предприятием купит и управляющего. Понравитесь - вас пригласит, не понравитесь - выгонит вон.

- Но в стране же нет денег! Что даст переход предприятия в частные руки, если экономическая ситуация останется прежней - долги, неплатежи?

- Для вас - денег нет, а для них - найдутся. Вот увидите, как только предприятие перейдет в частные руки, правительство немедленно откроет ему "кислород". Даст кредиты, не боясь никакой инфляции, начнет эмиссию, получит обещанные займы на Западе... Полумертвая экономика заживет, задышит. И это "чудо" будет подано как великое "достижение реформ".

- Но при такой стратегии неизбежны крупные издержки! Страна может потерять всю высокоразвитую промышленность, оборону, науку. Скатится в "третий мир"...

- Ваша "беда", дорогие директора, что вас слишком долго приучали думать не только за себя, но и за государство, за державу. В рыночной экономике это не принято, в ней каждый думает "за себя". Неужели вы еще не поняли, что президент и правительство поддерживают и будут поддерживать только частный "пятачок" экономики. Все остальное - в том числе науку, образование, культуру - они готовы списать по графе "неизбежные издержки".

- В том числе и нас, директорский корпус?

- А чем вы лучше? Не исключаю, впрочем, что у "реформаторов" хватит ума придумать какие-нибудь меры социальной защиты для бывших директоров. Ведь у иных немалые "заслуги" перед реформой: как только появилась такая возможность, кинулись на внешний рынок спускать сырье, цветные металлы, оставив свои предприятия без запасов, без стратегической перспективы. Купились за пакет "бесплатных" акций, которые сегодня превращаются в прах вместе с предприятием-банкротом. Держали, как могли, социальную ситуацию на своих заводах, выплачивая людям минимальную заработную плату и гася обещаниями ропот недовольства.

Теперь все это не нужно. Мавр сделал свое дело, мавр должен уйти. Некоторых, я полагаю, пригреют - возьмут управляющими, дадут кредит, позволят стать "настоящими" собственниками. А основной массе придется возвращаться назад - к станку, кульману, за баранку автомобиля. А то и стать за прилавок "презренного" коммерческого ларька.

Вот, кстати, и кофе подали.

Десерт

Тут директоров по второму разу "взорвало".

- А где же были вы, депутаты? Почему допустили грабительские "реформы"? Почему не обратились к нам, не подняли трудовые коллективы? Как могли допустить, что сегодня страна - на грани гражданской войны?

- Не хотелось бы мне отвечать на эти вопросы, но придется. А где были вы, уважаемые директора, когда страна только начинала вползать в беззаконие, когда российское руководство, нарушая все и всяческие законы, разваливало союзный народнохозяйственный комплекс? Аплодировали "решительным шагам"? Торопились оформить переход в российскую юрисдикцию, чтобы получить льготный 32-процентный налог на прибыль? Как отреагировали вы на чубайсовскую "приватизацию-прихватизацию"? Занялись дележом пятипроцентного пакета акций? Поторопились назначить себе миллионные оклады, окутав их "коммерческой тайной"? Где были вы, когда на ваших глазах распинали Верховный Совет, разгоняли местные органы власти по всей вертикали? Обращений не было? Были обращения! Почему вы их не услышали, не возмутились, не подняли волну протеста против вопиющего нарушения Конституции? Нет, промолчали... А кое-кто тогда сказал: "Так им и надо".

Не могу и не хочу снимать вины и с депутатского корпуса: своим непрофессионализмом, бесхребетностью, бесконечными уступками перед нарушителями законов депутаты в немалой степени подготовили наступление кризиса. Но будем объективны: в том, что сегодня страна на грани катастрофы, есть и ваш немалый вклад, директора.

- Что же нам теперь делать? Выводить людей на улицы? Поднимать бунт?

- Не надо дергаться. Давайте трезво оценим ситуацию. Сегодня, я думаю, очевидно, что ельцинская реформа зашла в глухой непролазный тупик. Из него возможны два разных, можно даже сказать противоположных, выхода.

Один - согласиться с тем, что большая и наиболее тяжелая часть пути уже позади, что в конце туннеля "виден свет". Резко ускорить процессы приватизации, привести в действие процедуру банкротства. Еще более ограничить государственное руководство и полностью развязать частную инициативу. Другими словами, как можно скорее пройти ниспадающую кривую падения и выйти на пологую кривую подъема.

Второй вариант - признать, что фундамент "реформ" был заложен неправильно, что их издержки давно превысили допустимый предел. Поэтому придется вернуться назад и во многом начать с начала. Заморозить цены и заработную плату. Вернуть на какой-то срок монополию государственной внешней торговли (или взять ее под жесточайший контроль). Возродить госзаказ по значительному кругу товаров и продукции производственно-технического назначения. Ввести драконовские налоги на предметы роскоши и любые непроизводительные траты. Но одновременно - гарантировать каждому прожиточный минимум и тот уровень социальной защиты, который позволяет выжить в сложившихся критических условиях.

Область рыночных отношений при таком подходе неизбежно "сожмется", сократится до минимума. Но совсем не исчезнет. И с этого маленького "пятачка" можно будет со временем вновь стартовать в рыночную реформу, но более продуманно и осторожно, не допуская резких деформаций и катастрофического падения жизненного уровня.

Выбор варианта зависит от объективной оценки ситуации: достигли издержки предела или нет, потерпит народ еще какое-то время или его терпение на исходе. Запустились, наконец, моторы новой экономической системы или это очередной блеф, обман. Я заведомо оставляю этот выбор открытым, не настраиваю вас ни на тот, ни на другой вариант. Давайте подумаем над ними вместе: вы - "капитаны индустрии" и я - "слуга народа". Но на этот раз нельзя ошибиться. Слишком дорого будет стоить ошибка.

- Ваш счет, господа!

В конце, как всегда, принесли счет.

13 марта 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/48/1/Обед%20с%20директорами.htm


Док. 298134
Перв. публик.: 13.03.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 237

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``