В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Квартальные итоги реформы местного самоуправления на Ставрополье Назад
Квартальные итоги реформы местного самоуправления на Ставрополье

Ход реформы местного самоуправления в Российской Федерации и первоочередные задачи по её законодательному обеспечению обсуждались 13 апреля на заседании Совета законодателей России. В заседании выступил губернатор Ставропольского края Александр Черногоров, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе главы региона.

Он рассказал, что реформа местного самоуправления в крае набирает обороты. Опыт Ставропольского края свидетельствует о том, что у населения появилось больше интереса к местному самоуправлению. Это подтверждается и ростом его активности в проводимых выборах в органы местного самоуправления. Теперь не приходится уговаривать активную часть сельских избирателей баллотироваться в депутаты представительного органа поселений.

В крае поселенческая организация местного самоуправления существует с 1996 года. Уже тогда все 290 муниципальных образований имели собственность, выборные органы, а с 2001 года - собственные бюджеты. За это время на Ставрополье создана система подготовки и переподготовки кадров муниципальных служащих, организована учёба глав муниципальных образований, а для впервые избранных - стажировка и краткосрочные курсы.

В сжатые сроки удалось установить границы муниципальных образований, наделить их соответствующим статусом, создать законодательную базу для работы с опережением сроков, установленных 131 Федеральным законом, в том числе сформировать органы местного самоуправления во вновь образованных муниципальных районах.

В крае с 1 января 2005 года действуют органы местного самоуправления в 9 городских округах, 26 муниципальных районах, 12 городских и 268 сельских поселениях. Их бюджеты сформированы исходя из полномочий на решение вопросов местного значения. Принято 9 законов края, наделяющих органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области социальной защиты населения, образования, архивного дела, физической культуры и спорта, сельского хозяйства.

Восполняя пробел в Федеральном законе, не наделившем полномочиями муниципальные районы в области культуры и спорта, большинство поселений заключили соглашения с органами местного самоуправления районов о передаче ими части своих полномочий в этих вопросах. В сфере дошкольного воспитания идет обратный процесс, что соответствует принципу доступности и приближения услуги к её получателю.

Вместе с тем, положения Закона, устанавливающие, что органы местного самоуправления районов исполняют часть функций межмуниципального характера только за счет субвенций из бюджетов поселений, по мнению Правительства Ставрополья, необходимо пересмотреть, так как это очень сложная процедура. Правильнее было бы объем соответствующих расходных обязательств учитывать сразу при определении расходов бюджета муниципального района.

В настоящее время в крае идет процесс передачи имущества из краевой собственности в муниципальную и наоборот. Но он отчасти сдерживается из-за того, что федеральным Правительством еще не определен порядок разграничения имущества между муниципальными районами и поселениями.

Есть притязания на отдельные объекты у муниципальных районов и городских округов, являющихся одновременно центрами данных районов.

Сложно решается вопрос передачи муниципалитетам объектов электро-, тепло- и водоснабжение населения. В соответствии с законом, полномочия в сфере тепло- и водоснабжения теперь переходят на уровень поселений, а электроснабжения - на уровень муниципальных районов. Соответственно возникает имущественный передел. Возникает реальная опасность развала созданной системы снабжения населения жизненно важными услугами, и самое главное - резкого увеличения тарифов на них, прежде всего в отдалённых, малонаселённых районах, от 200 до 600 процентов.

Чтобы этого не допустить, Правительство края предложило вариант акционирования краевых ГУПов с последующей передачей акций органам местного самоуправления пропорционально доле имущества, находившегося на их территории.

Для такого варианта необходимо согласие органов местного самоуправления, и большинство муниципальных образований его дали. Однако наиболее обеспеченные финансовыми и материальными ресурсами, имеющие хорошую налоговую базу муниципалитеты стремятся создать собственные соответствующие службы.

Решение этих вопросов видится, прежде всего, в дальнейшем совершенствовании федерального законодательства. Особенно много вопросов в обеспечении финансовых основ местного самоуправления.

Реализация основных положений Федерального закона No 131-ФЗ в межбюджетных отношениях привела к изменению структуры и объема межбюджетных трансфертов. В 5,3 раза увеличился объем финансовой помощи местным бюджетам в текущем году в сравнении с прошлым годом.

В результате в крае резко увеличилось количество муниципальных образований, бюджеты которых формируются, в основном, за счет финансовой помощи, а не налоговых поступлений.

Это происходит потому, что в нынешнем виде механизм выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет применения отрицательных трансфертов не работает. Для того, чтобы сделать его реальной формой горизонтального выравнивания, порог изъятия доходов нужно снизить с двукратного превышения среднего уровня по субъекту до 1,3. Необходимо предоставить право субъектам передавать дополнительные 10 процентов подоходного налога муниципальным образованиям в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности, а не на душу населения, как это предусмотрено законодательством сейчас.

Эти нормы откроют возможность реального закрепления значительного объема налогов по единым ставкам. Расчеты показывают, что объем дотаций в бюджетах муниципальных образований при принятии этих решений сократится вдвое.

Сложившаяся в крае на протяжении ряда лет форма замещения дотаций муниципальным образованиям дополнительными нормативами отчислений от любого вида налогов снимала проблему высокой дотационности муниципальных бюджетов, способствовала преодолению бюджетного иждивенчества и развивало их финансовую самостоятельность.

Применение законодательной нормы относительно принципа замещения дотаций нормативом отчислений только от налога на доходы с физических лиц в текущем году вызвало рост доли финансовой помощи в общем объеме доходов местных бюджетов по муниципальным районам на 34 процента, по поселениям - на 40 процентов.

Все это вызывает нарекания со стороны муниципальных образований. Сохранение традиционных методов замещения дотации любыми другими налогами по согласованию с муниципальными образованиями создаст для них стимулы развивать налогооблагаемую базу.

В условиях административной и муниципальной реформы следует временно по возможности воздержаться от других преобразований, в частности не начинать запланированную на осень текущего года реформу бухгалтерского учета. Здесь можно столкнуться с проблемами, которые сейчас нельзя даже прогнозировать.

Как, например, совершенно неожиданные проблемы возникли в вопросах перерегистрации учреждений и предприятий в случае их передачи из одного уровня собственности в другой.

Переоформляя объекты, Ставропольский край столкнулся с необходимостью проплачивать расходы за регистрацию права доступа к телефонной сети, перерегистрацию автотранспорта и другого имущества, переоформление лицензии на право заниматься той же педагогической деятельностью.

Губернатор Ставрополья подчеркнул, что правительству Российской Федерации необходимо найти решение, которое позволит органам госвласти и местного самоуправления, в связи с переходом на 131 закон получать эти услуги безвозмездно. Неотложного решения требуют вопросы организации муниципальной статистики в разрезе поселений и радикального изменения работы налоговой службы. Без этого нельзя ни оценить налоговый потенциал территории, ни составить прогноз ее развития, определения порядка компенсации федеральным центром осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по воинскому учету.

Губернатор высказался также за увеличение сроков реализации норм Федерального закона об описании границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства на три года. В противном случае потребуются значительные разовые расходы при сомнительном качестве выполнения работы.

В заключение губернатор заверил, что реформирование местного самоуправления в Ставропольском крае будет завершено в установленные сроки.

www.regnum.ru

Док. 298131
Перв. публик.: 13.04.05
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 240

  • Черногоров Александр Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``