В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Дума постановила: амнистия! Назад
Владимир Исаков: Дума постановила: амнистия!
Худой, но мир

Истерические взвизги Юшенкова "Гражданская война! Гражданская война!", выхваченный телекамерой остекленевший взгляд Гайдара, пробивающегося через толпу корреспондентов, свидетельствовали о том, что в парламенте случилось нечто чрезвычайное. Что же так разволновало обычно самоуверенных лидеров "Выброса"? Государственная Дума проголосовала за пакет документов об амнистии!

Напомню, что еще 21 января Б.Ельцин направил в Государственную Думу проект постановления об амнистии "в связи с принятием Конституции Российской Федерации". Тем самым было подкинуто зрелое, тщательно отобранное яблоко раздора. Вся "демократическая" печать встала в стойку, готовясь обрушить на депутатов ворох обвинений: утвердят проект - плохо, потакают преступникам; не утвердят - еще хуже, неспособны принять никакого решения.

Постановления об амнистии обычно готовят в глубокой тайне и для этого есть серьезные основания: заранее разрекламированная амнистия может подтолкнуть к волнениям в колониях, стать причиной мятежей, самоубийств, спровоцировать еще не осуществленные преступления.

Припертая к стене фактом опубликования проекта об амнистии, Дума приступила к срочному его рассмотрению. Первоначально казалось, что "задумка" полностью удалась. Две думских фракции, коммунисты и ЛДПР, присоединили к президентскому проекту еще один - о политической амнистии. И оба проекта благополучно провалились. Документы поступили на доработку в комитеты Думы по законодательству и по безопасности.

И вот тут в тщательно продуманном сценарии произошел первый "сбой". Комитеты, вопреки ожиданиям, не стали политиканствовать, а заняли строго профессиональную позицию: наше дело - доработать проекты, а решает пусть Дума. А дальше случилось и вовсе непредвиденное: Дума, казалось бы, перессорившаяся, расколотая на противоположные группы и фракции, вдруг начала медленно дрейфовать к согласию...

Неблагодарное это дело - оценивать и взвешивать вклад в согласие. Но ради объективности следует отметить, что первый шаг сделали инициаторы политической амнистии, согласившись присоединить к ней амнистию экономическую. Значительно труднее дался следующий шаг - снять во имя согласия требование о создании парламентской комиссии по расследованию событий 21 сентября - 4 октября. Но и этот шаг был, в конце концов, сделан. Свою лепту в общий котел внесли парламентские фракции "Женщины России", "ПРЕС", группа "Новая региональная политика", подготовившие проект Меморандума о согласии.

Так шаг за шагом пришли к пакету документов, который, казалось, должен был удовлетворить всех: президента - потому что включал его проект об амнистии, оппозицию - потому что решал вопрос о политической амнистии, центристов - потому что выражал надежду на социальный мир. Стремление к согласию на глазах преодолевало и пересиливало критическую массу конфликтности. Представитель президента, Г.Сатаров, почувствовав, что шансы на принятие "пакета согласия" высоки, просил лишь об одном - сделать это после выступления президента, в котором тот обозначит идею миротворчества...

Согласие обрадовало не всех

Что же произошло в ночь с 22 на 23 февраля? Почему взвешенное, хорошо подготовленное и согласованное решение встретило вдруг такое резкое неприятие президентской команды, лидеров "Выброса" и подконтрольных им средств массовой информации?

Дело, видимо, в том, что амнистия политических противников им сегодня невыгодна. Президент и его окружение, конечно же, понимают, что перспективы судебного преследования Руцкого и Хасбулатова более чем сомнительны. Что, приняв решение об амнистии, Дума избавила страну от второго "дела ГКЧП" - столь же нелепого и юридически безнадежного. Но тем, кто сегодня руководит страной, наплевать и на закон, и на здравый смысл, и на Конституцию. Им важно, чтобы не спадал накал конфронтации, позволяющий держаться у власти.

Оставшись при голосовании в меньшинстве, "Выбор России" и примкнувшая к нему часть "ЯБЛока" потерпели не просто рядовое политическое поражение. Они открыто выставили себя как партия войны, единственная в парламенте партия гражданской ненависти, готовая идти до конца, до полного уничтожения "врага" или самоуничтожения.

Любопытен раскол, разбороздивший двух ближайших союзников - ПРЕС и "ЯБЛоко". ПРЕС выступила за амнистию, "ЯБЛоко" - в основном против. Комментаторы объясняют это тем, что Явлинскому выгодно, чтобы комиссия по расследованию событий 21 сентября - 4 октября продолжала свою работу: в этом случае она непременно выйдет на Черномырдина и Шахрая - его ближайших и наиболее опасных конкурентов на президентских выборах. Чего не сделаешь ради власти?

Тест "на вшивость"

Принятие "пакета согласия" оказалось серьезной проверкой на профессионализм и уважение к закону для многих и многих государственных служащих, прямо или косвенно подчиненных президенту. И вот что показала эта проверка.

Поскольку постановления об амнистии вступают в силу с момента публикации, была сделана попытка не допустить их опубликования. По ряду свидетельств, был арестован уже опечатанный тираж газеты "Российские вести", содержавший документы по амнистии. На редактора другого официоза, "Российской газеты", было оказано давление, чтобы не допустить или хотя бы отсрочить официальную публикацию. Но газетчики оказались на высоте - переданные для публикации документы появились в срок.

В Уголовном кодексе имеется статья - "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов", прямо применимая к упомянутому выше случаю. Но никто не сомневается, что виновным в давлении на редакторов эта "шалость" сойдет с рук. Уж больно нужные люди.

Совсем неожиданные результаты дала "проверка" в прокуратуре. В день вступления постановления об амнистии в силу Генеральный прокурор России подал в отставку. Холуйствующее телевидение и радио всячески извращает и замалчивает мотивы этого поступка - говорят о каких-то "ошибках", "поспешных действиях". А между тем, причина лежит на поверхности: на прокурора оказал давление сам Б.Ельцин, требуя приостановить исполнение амнистии. Не желая выполнять "высочайшее указание" ценой открытого нарушения закона, Генеральный прокурор России подал в отставку.

В этой ситуации удивляет отнюдь не Ельцин - он был и остается самовластным обкомовским секретарем, который ни в грош не ставит ни принципы, ни законы, ни Конституцию. Удивляет то, что после нескольких лет "демократической чистки" в высшем российском руководстве еще сохранились люди, способные защищать свое человеческое и профессиональное достоинство.

И тут же - обратный пример на эту тему. Только что пришло сообщение, что указом президента исполняющим обязанности Генерального прокурора России назначен бывший начальник Контрольного управления администрации президента А.Ильюшенко. Нового "главного законника России" ничуть не смутило, что по Конституции России не только назначение, но освобождение от должности Генерального прокурора - исключительная прерогатива Совета Федерации.

Подобьем итог. Каковы перспективы "миротворческой инициативы" парламента? Станет ли она действительным прологом к миру? Трудно сказать. Когда жертвы столкновений у "Белого дома" еще опознают и хоронят, когда десятки раненых до сих пор не выписались из больниц, когда на дипломатическом приеме могут крикнуть в спину: "Как, тебя еще не повесили?", когда страницы газет и экраны телевидения дышат желанием "додавить, дострелять" - трудно рассчитывать на настоящее примирение. И все же убежден - люди не лишены здравого смысла. Худой мир все равно лучше доброй ссоры. Надо искать и создавать согласие, как бы трудно это ни казалось. И потому - беречь тот первый слабый росток, который проклюнулся благодаря решениям Государственной Думы.

Слова и дела - отдельно

Истерика вокруг политической амнистии затмила и отбросила в тень другое не менее важное событие - выступление президента перед палатами парламента с посланием о внутренней и внешней политике.

...Из-за кулис, встречаемые аплодисментами, выходят трое - Ельцин и председатели палат. Кресло президента демонстративно отодвинуто в сторону - не только руку протянуть, но и слова сказать невозможно. На фоне его же призывов к сотрудничеству, взаимодействию властей - открытая демонстрация особости и недоступности президентской власти.

В начале выступления - четкая дикция, нормальный темп речи. Аудитория слушает с полным вниманием. Примерно через 15 минут темп речи замедлился, лицо налилось кровью, пальцы вцепились в край трибуны. Возникло ощущение, что слова произносятся автоматически, а докладчик смотрит в зал, не видя его. Аудитория заметила это, зашумела. С видимым затруднением дочитав текст до конца, Ельцин едва ли не ощупью вернулся в свое кресло. Вопросов не предполагалось. Депутатам предложили получить текст послания в фойе и заседание немедленно закрылось...

О чем же говорилось в президентском послании? Словно спустившись с Луны, президент говорил об обнищании народа, злоупотреблениях власти, захлестнувшей страну преступности. Проклинал чиновников, сурово указывал на недостатки правительству. Но кто, как не он сам - высший чиновник в государстве? И кто, как не он сформировал это правительство и фактически руководит им? Вне критики остался лишь один человек в государстве - сам Ельцин. Он все делал и делает правильно.

Внимая речи президента, я поймал себя на мысли, что где-то все это уже слышал. Ну конечно, на 7 Съезде народных депутатов! В выступлении Р.И.Хасбулатова, который тогда впервые решился открыто и нелицеприятно подвести итоги "года реформ":

Хасбулатов (92): Сегодня правит бал чудовищно растущее чиновничество как на федеральном уровне, так и в регионах.

Ельцин (94): В работе органов власти как в центре, так и на местах много неразберихи и путаницы. Быстро растет армия чиновничества.

Хасбулатов (92): Происходит резкое социальное расслоение людей.

Ельцин (94): Власти и в центре, и на местах как бы не замечают стремительного социального расслоения в обществе.

Хасбулатов (92): Абсолютное большинство населения не выдерживает такого катастрофического снижения уровня жизни, а многие люди живут в невыносимых условиях. Мы не можем дальше испытывать их терпение.

Ельцин (94): Большинство людей испытывают постоянную тревогу за свой завтрашний день, за будущее своих детей и престарелых родителей.

Хасбулатов (92): Усиливается тенденция к спекулятивно-мафиозному движению капиталов, отвлечение средств в подпольный оборот в ущерб развитию производства. Идет процесс глобального перераспределения национального дохода.

Ельцин (94): Под разговоры об инвестиционном кризисе... идет перекачка огромных средств избранным отраслям и предприятиям.

Хасбулатов (92): Создать очаги роста в каждом из регионов...

Ельцин (94): Поддержка регионов, территорий, защита их интересов.

Хасбулатов (92): Приоритет отечественных интересов...

Ельцин (94): Главное, исходя из национальных интересов...

Прямой плагиат! В этой связи возникают вопросы: если Ельцин сегодня практически дословно повторяет то, что говорил Хасбулатов год назад, то в чем же заключался пресловутый "кризис власти"? В чем состояла "неисправимая реакционность" Верховного Совета и Съезда, с которыми "нельзя было дальше работать"? И за что были расстреляны люди, пришедшие защищать Верховный Совет и Конституцию Российской Федерации?

27 февраля 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 298127
Перв. публик.: 27.02.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 266

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``