В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Деньги партии Назад
Владимир Исаков: Деньги партии
Вопросы на заданную тему

Что ни говорите, целеустремленность и упорство - великая сила. И в политике, и в жизни. Почти два года руководители Татарстана последовательно гнули линию: Федеративный договор не подписываем, отношения с Россией строим на двусторонней основе. И добились-таки своего: в прошлый вторник подписан Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан.

Документ составлен в весьма обтекаемых выражениях и внешне производит вполне благоприятное впечатление. Но при более глубоком изучении выявляются любопытные детали. В Федеративном договоре и в действующей Конституции достаточно детально прописана компетенция Российской Федерации, совместная компетенция, а полномочия субъектов определены по принципу: "все, что осталось". Договор с Татарстаном выстроен "с точностью до наоборот": в нем по "остаточному принципу" определена компетенция Российской Федерации.

В небольшом по объему документе там и сям разбросаны упоминания об "отдельных соглашениях" и "взаимных договоренностях". Сами эти соглашения не приводятся, но очевидно, что именно в них - соль и смысл этого документа. Татарстан получил право создать свой национальный банк, расширил свои полномочия в формировании бюджета, республике предоставлено право участвовать в международных отношениях, заключать договоры с иностранными государствами. "Защита суверенитета и территориальной целостности" стала элементом совместной компетенции России и Татарстана, а определение порядка прохождения альтернативной гражданской службы взамен военной - исключительной прерогативой республики...

Татарстан получил право опротестовывать законы Российской Федерации, если они противоречат указанному договору, споры по этому поводу разрешаются в "согласованном между ними порядке". А как же быть с тем, что "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации", с тем, что в Российской Федерации действует Конституционный Суд? Выходит, что Договор... отменяет Конституцию?

Весьма характерен и способ заключения этого Договора. Если с татарской стороны присутствовали президент, председатель правительства и председатель Верховного Совета, то российский парламент не потрудились даже официально проинформировать, не говоря уж о том, чтобы пригласить его представителя на церемонию подписания Договора. А между тем, целый ряд положений Договора ограничивает полномочия представительной власти, вторгается в ее компетенцию. Несмотря на расхождения с Конституцией, договор с Татарстаном вступает в силу безо всякой ратификации, через 7 дней после подписания...

Заключение первого межгосударственного договора с субъектом Российской Федерации знаменует серьезный поворот в национально-государственной политике. В свое время вот так же, с ходу, без обсуждения, 6 Съезд народных депутатов проголосовал за Федеративный договор, преобразовавший Россию из конституционной в конституционно-договорную федерацию. Сомнения были категорически отвергнуты, а сомневающимся разъяснили: Союз развалился, республики требуют расширения прав, растет напряженность, Федерации угрожает развал, хаос и кровь...

Результат известен: обретение "суверенитетов" не привело к ослаблению напряженности. Стали слабеть и разрушаться хозяйственные связи уже между регионами России. Пользуясь открывшейся свободой, на внешний рынок кинулась орда региональных "коробейников" - с любыми товарами, по любой цене. В России действительно потекла кровь: образование новых республик без определения их границ и урегулирования взаимных претензий подтолкнуло к кровавым межнациональным столкновениям.

Вплоть до последнего времени, до августа 1993 года, федеральная власть плела сложные интриги, пытаясь разменять новый пакет "суверенитетов" на дополнительные полномочия, которые позволили бы Ельцину покончить с главным "врагом" - Съездом народных депутатов. Надо отдать им должное - субъекты Федерации оказались умнее и прозорливее главы государства, не клюнули на эти опасные приманки. После провала конституционного совещания (президентский проект не был одобрен субъектами Федерации), после нулевого результата Совета глав республик в Петрозаводске, после отказа субъектов Федерации на помпезном заседании в Кремле подписать Соглашение о создании Совета Федерации с законодательными функциями, Ельцин зашел в полный тупик...

С первыми танковыми залпами стало ясно: выход найден! Разогнав непокорный Съезд и распустив представительные органы на местах, Ельцин восстановил прежнее положение, отобрав назад опрометчиво отданные "суверенитеты". На всенародное голосование была вынесена Конституция, в которой уже не было "суверенитетов", а все субъекты Федерации объявлялись равными - правда, лишь "во взаимоотношениях с центром".

И опять я оказался в числе сомневающихся: "А можно ли так поступать? Не играем ли мы с огнем: сначала бездумно раздаем суверенитеты, а затем - бесцеремонно их отбираем?" Сомневающимся отвечали (например, С.Шахрай в "Аргументах и фактах"): Надо спасать страну от распада. Воля народа - высший закон. Голосуйте за Конституцию и вы спасете Россию! Иначе - развал, хаос, кровь...

12 декабря народ за что-то проголосовал. "Суверенитетов" не стало. Не прошло и двух месяцев - Ельцин подписывает договор с Татарстаном, который возвращает нас не просто к начальной фазе Федеративного договора, а в гораздо худшую ситуацию: если Федеративный договор был компромиссом (хотя и гнилым) со всеми субъектами Федерации, то подписанный во вторник Договор - с одним.

В этой связи возникают вопросы, требующие если не ответа (естественно, что никто на них отвечать не будет), то хотя бы размышления:

Кто позволил руководителям России нарушать Конституцию, принятую (как они уверяют) на всенародном референдуме?

Есть ли у России национально-государственная политика или наши руководители шарахаются из стороны в сторону под влиянием политической конъюнктуры?

Что будут делать правительство и президент, если другие субъекты Федерации обратятся с предложением заключить аналогичные договоры?

Есть ли уверенность, что подписанный в прошлый вторник Договор - выход из тупика, а не путь в него?

Сегодня в Казани пьют шампанское и празднуют победу. Они своей цели добились - и самостоятельность республики отстояли, и с Россией не поссорились. Охотно присоединился бы к поздравлениям, если бы был уверен, что и России этот договор на пользу.

Содержанка

В Думу пришло письмо. Виктор Степанович Черномырдин извещает Ивана Петровича Рыбкина, и вместе с ним всех депутатов Думы, что законодательная и исполнительная власть ныне самостоятельны и не находятся в каком-либо подчинении. А потому правительство не считает возможным и не будет выполнять какие бы то ни было поручения Государственной Думы. И в первую очередь - поручение об обеспечении деятельности депутатов.

Да, это факт. Государственная Дума до сих пор не имеет ни собственного бюджета, ни счета в банке, ни даже собственной бухгалтерии. Она по-прежнему финансируется через управление делами президента, существуя фактически на правах его отдела. Захотели - профинансировали, не захотели - оставили без денег.

Не соответствует Конституции, пишет далее глава правительства, Временный регламент Думы, в котором установлена обязанность государственных органов и должностных лиц предоставлять комитетам и комиссиям Государственной Думы запрашиваемые ими материалы. Знайте, что ни одной бумажки вам не выдадим! И опять прав Виктор Степанович. Кругом прав. Судя по всему, он хорошо изучил Конституцию. Только вот кому как не Черномырдину знать, по какой причине российский парламент оказался в нынешнем бедственном положении - без регламента, без статуса, без денег, без собственного здания?

Как много подтекстов всего лишь в одном письме... В нем и желание забыть, что он обязан своим постом решению Съезда народных депутатов, и демонстрация будущего стиля взаимоотношений с новым парламентом, и лукавый намек: "Я с Вами, Борис Николаевич! Мне "эти" - не нужны..."

Свою лепту в чашу унижений Государственной Думы внес и сам президент. Демонстративно проигнорировав постановление Думы о ее месторасположении (в одном из трех исторических мест - в Кремле, на Старой площади, либо в Доме Советов), он определил ей указом для размещения здание бывшего Госплана. Два переезда за три месяца - это, конечно, не расстрел, но вполне можно засчитать за пожар. В любом случае парламент будет выбит из рабочего ритма надолго.

Мелкие обиды, укусы, интриги - все, чем до краев полна московская жизнь, можно было бы отбросить как шелуху, если бы в Думе набирала обороты серьезная законодательная работа. Тогда логика жизни все равно взяла бы свое и Дума постепенно заняла в государстве достойное место. К сожалению, этого пока не происходит. В ней возрождается суетливый и бестолковый стиль бывшего Верховного Совета: голосования законопроектов "с листа", без проработки, даже без обсуждения. Работа на "вал", ради показухи. И как результат - ощущение собственной никчемности, политический "комплекс неполноценности".

Есть и первые случаи фальсификации принятых решений. Так, после длительной дискуссии и нескольких голосований, Дума постановила: "СЧИТАТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ продлить срок компенсации вкладчикам Сбербанка". Ох, как не понравилась кому-то эта самостоятельность! И в печати постановление появилось в следующем виде: "ПРЕДЛОЖИТЬ Президенту продлить..."

Самое любопытное, что именно на это фальсифицированное решение президент откликнулся самым положительным образом: мгновенно издал указ, которым обязал правительство рассмотреть вопрос о продлении сроков компенсации вкладов. Жест более чем красноречивый: попросите на коленях - может быть, уступлю. Будете требовать, "качать права" - не получите ничего!

Облучение ложью

Честно говоря, надоело! Только поднимешь руку поправить очки или, не приведи Господи, почесать за ухом - мгновенный "блиц": все, запечатлен для истории. Словно коты у норки, дежурят на балконе фото- и телекорреспонденты, ловят зевок, неловкий жест, неудачную позу.

Для депутатов, впервые избранных в парламент, это было сущим откровением: они-то думали, что это в прежнем Верховном Совете были круглые дураки, болтуны и демагоги, а оказывается, посмотреть да послушать телевидение, и они ничем не лучше. Насмотревшись на себя в дневных и вечерних новостях, депутаты созрели для принятия закона "О порядке освещения в государственных средствах массовой информации деятельности органов государственной власти". А до его принятия порешили: руководствоваться временным графиком освещения деятельности Государственной Думы, согласованным с руководством "Останкино" и РТВ.

Что тут началось! Несмотря на наличие "согласованного графика", не нашлось издания и телепередачи, которые не прокляли бы депутатов за покушение на "свободу слова". Впрочем, бранились в этот раз как-то вяло, без удовольствия, и кампанию быстро свернули: никто всерьез не верит, что за словами последуют хоть какие-то дела и Думе удастся отыграть хотя бы те малые крохи влияния, которые имел прежний Верховный Совет.

Деньги партии. Фильм второй

На последнем заседании в пятницу трибуну Государственной Думы вновь занял В.Жириновский. Корреспонденты насторожились, включили видеокамеры, и не ошиблись. Хотя на этот раз выступление лидера ЛДПР было сравнительно спокойным и не содержало обычного набора грубостей, в зал была брошена бомба изрядного политического калибра. Цитирую по стенограмме:


"В ближайшее время должна быть создана комиссия по расследованию источников финансирования избирательной кампании движения "Выбор России". Насколько мне известно, эту организацию, "Выбор России", пытался финансировать фонд "Стратегия" во главе с господином Бурбулисом и, насколько мне известно, господин Бурбулис и его фонд получили средства из Внешэкономбанка после того как было достигнуто решение: разморозить счета трудовых коллективов и производственных объединений, территорий, и с каждой размороженной суммы двадцать процентов отстегивать в пользу этого фонда. В результате на территории России была получена огромная сумма валюты, а ограбленные трудовые коллективы ограблены еще раз. Сперва заморозили счета на несколько лет, а потом отдали меньше, а часть отдали тем, кто продолжает их оболванивать. Вот поэтому здесь необходимо будет расследование. Плюс - финансирование из иностранных источников. Господин Кристофер, это нынешний Госсекретарь США, даже сам испугался, как бы в России не обнаружили финансирование со стороны зарубежных источников этой организации - "Выбор России". Но я хотел бы их предупредить, что мы обязательно вскроем все источники финансирования... И последнее. Самое криминальное. Я хочу предупредить эту организацию, "Выбор России", что попытка провести весной этого года в нашей стране ГКЧП-3 в вашу пользу, обернется для вас полной катастрофой. Я вам обещаю, что вы будете арестованы все в зале Государственной Думы, если ваша организация будет продолжать готовить на весну этого года проведение в стране ГКЧП, третью разборку, чтобы уничтожить коммунистов, патриотов, и чтобы лжекоммунисты, лжедемократы и лжепатриоты продолжали оставаться у власти и грабить Россию..."


Реакция правой части зала, к которой обращался В.Жириновский, достаточно характерна: сначала - остолбенение, затем - метания, консультации, которые ничем, впрочем, не закончились. Опровергать "супостата и клеветника" так никто и не вышел. В этой связи напрашивается вопрос: а так ли уж неправ господин Жириновский в своих обвинениях? Деньги партии, как известно, не нашли. Может быть, просто не там искали?

21 февраля 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/48/1/Деньги%20партии.htm


Док. 298125
Перв. публик.: 21.02.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 248

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``