В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Предчувствие перемен Назад
Владимир Исаков: Предчувствие перемен
История с компенсацией

Чудны дела твои, Господи, в государстве Российском! Не далее, как в декабре прошлого года был подписан и распропагандирован в печати указ президента "О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 г." Согласно указу, счастливцам (а лучше сказать, жертвам гайдаровской реформы) начислялась компенсация вклада в Сберегательном банке. Аж в 3-х кратном размере!

При всей смехотворности этой "компенсации" на фоне 1000-кратного увеличения цен, государство ассигновало на нее немалые средства. Из Государственного фонда драгоценных камней и металлов были изъяты ценности на сумму 400 миллиардов рублей, что, безусловно, лишь подчеркивает серьезность и благородство устроителей: несмотря на трудные условия, нашли, изыскали...

Указом, в частности, предусматривалось право граждан открыть беспроцентный депозитный счет, перечислить на него всю сумму компенсации и использовать ее для оплаты коммунальных и жилищных услуг по тарифам и расценкам, действовавшим на 1 ноября 1993 года. Казалось бы, что тут неясного, начисляйте, государство пошло вам навстречу! Не тут-то было. Столь долгожданный указ не появился в печати ни через день, ни через два, ни через неделю, ни через месяц. Его опубликовали ровно за три дня до истечения срока, отведенного для открытия депозитов. Если учесть, что из этих дней один - суббота, а другой - воскресенье, совершенно очевидно, что в оставшийся рабочий день никто просто не успел воспользоваться льготой. По усам текло, да в рот не попало.

Не стану заниматься догадками насчет причин задержки опубликования столь важного указа. Скорее всего, здесь переплелись взгляды "монетаристов", озабоченных тем, как бы у народа не зазвенела лишняя монета, и интересы коммерческих структур, определивших для золота и алмазов лучшее применение, нежели выплата компенсации вкладчикам Сбербанка.

Ну и что? Первый раз что ли государство беззастенчиво надувает доверчивых обывателей? Тем не менее, Государственная Дума подняла голос протеста и порешила включить в повестку дня вопрос "О единовременных компенсациях вкладов".

Видели бы вы, что тут началось, какая беготня, какие волнения в "демократическом" секторе зала! Страстные борцы за интересы народа, строгие ревнители народной копейки выстроились к микрофонам: Подрыв авторитета президента! Инфляционная мера! Незаконно! Неконституционно! Вопрос не проработан! Забавно: как только сумма наживы переваливает за миллиард, благородные маски "народных правозаступников" осыпаются, словно сухие листья на ветру. Только шорох стоит.

В конечном счете Дума проголосовала за уклончивую формулировку "считать целесообразным продлить действие льгот до 15 марта". Итак, Дума - за, финансовая мафия - против. Любопытно, чья все-таки возьмет?

Дружба дружбой, а патроны врозь

Полным афронтом закончилась попытка фракций и депутатских групп парламента отговорить Б.Ельцина от поездки в Грузию и подписания там Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Рекомендации были демонстративно проигнорированы.

С ходу отмету обвинения, что в российском парламенте окопались ненавистники Грузии и ее народа. Дело в том, что в Договоре с таким хорошим названием скрыты статьи далекие от дружбы и добрососедства. Предусматривается, например, что Россия окажет Грузии содействие в создании ее вооруженных сил, их оснащении и приобретении вооружений, разместит свои войска на ее территории. В условиях, когда в Грузии фактически идет гражданская война, когда правительство Шеварднадзе не контролирует всей территории страны, когда Абхазский и Юго-Осетинский "узлы" не развязаны и не отрегулированы, предоставление Грузии военной помощи будет однозначно истолковано, как поощрение ее к военной агрессии.

Прецедент уже есть: тяжелое вооружение, переданное Грузии по Ташкентскому соглашению, было немедленно использовано ею в кровопролитном конфликте в Абхазии. Не только комиссии и комитеты парламента, но даже МИДовские аналитики в конфиденциальной записке на имя президента предупреждают: "Очевидно, что Грузия с потерей Абхазии не согласится. Не имея возможности в настоящее время вернуть ее силой, она, несомненно, будет добиваться этого в будущем."

Чего же добивается Россия, демонстративно подбрасывая оружие во взрывоопасный "кавказский котел"? Новых неприятностей на собственных южных границах? Поддержки шатающегося "крестного отца" перестройки Шеварднадзе? А может быть, опять старательно выполняет "рекомендации" из-за океана?

Дорогая моя столица

Постановление правительства с грифом "Не для печати" всегда притягивает внимание, особенно когда оно посвящено такому невинному вопросу, как снабжение Москвы продовольствием. В чем причины засекречивания сугубо хозяйственного снабженческого документа? При ближайшем рассмотрении обнаружилось, что для этого имелись веские основания.

Постановление предписывает Госкомитету РФ по торговле, министерству сельского хозяйства и продовольствия, комитету РФ по рыболовству, АО "Росхлебопродукт" обеспечить в 1994 году поставки предприятиям и организациям Москвы зерна, крупы, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц, сахара, растительного масла, рыбной продукции, спирта, картофеля и овощей из продовольственных фондов для федеральных нужд, за счет дополнительных закупок, а также по импорту "в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей населения города в этих продуктах".

Министерству экономики поручено "предусматривать отдельной строкой поставки продовольствия в г. Москву на уровне не ниже фактических поставок за 1993 год, а также выделение в распоряжение правительства Москвы квот на топливно-энергетические ресурсы и другие товары" для обеспечения закупок продовольствия.

Часть платежей в счет погашения задолженности иностранных государств Российской Федерации предписано использовать на закупку продовольствия для г. Москвы.

Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при правительстве Российской Федерации указано на необходимость первоочередного выделения Москве продовольствия, поступающего по линии гуманитарной помощи.

АО "Росхлебопродукт" предписано передать в распоряжение правительства Москвы 600 тыс. тонн комбикормов для поощрения товаропроизводителей, отгружающих животноводческую продукцию в Москву, а Минфину России - охватить эти комбикорма 50-процентной компенсацией стоимости за счет федерального бюджета.

Москве выделяются ссуды и кредиты из федерального бюджета, причем на льготных условиях, предоставляется отсрочка по ранее выданным кредитам... Особенно впечатляюще выглядят пять приложений, которые в почти забытом "госплановском" стиле определяют, что, когда и в каком количестве надобно поставить в Москву.

Нет, я вовсе не издеваюсь над нашей столицей и не желаю ей зла. Более того, я уважаю и люблю москвичей, среди которых немало моих друзей. Но не меньше я люблю уральцев, северян, забайкальцев и других жителей Российской Федерации, на которых обрушиваются удары экономического и политического кризиса. И не могу взять в толк: почему два триллиона для прокорма Москвы - естественно и нормально, а те же два триллиона для поддержания агропромышленного комплекса всей России - разруха и погибель реформ? В чем дело? Может быть в том, что мэр Москвы Лужков поддержал президента Ельцина уже в двух путчах и нужно, чтобы поддержал в третьем?

С легким паром, Александр Максимович!

Презентации бывают разные. В пятницу утром на заседании Государственной Думы презентовался представитель президента в Федеральном Собрании, доктор юридических наук, профессор А.М.Яковлев. Встреча была задумана как легкий, ни к чему не обязывающий разговор. Что из нее получилось, судите сами (вопросы и ответы передаю с небольшими сокращениями):

ВОПРОС: Сложилось мнение о предвзятом отношении президента к Думе, но мы-то стремимся к единению. Что вы можете сделать, чтобы у нас наладилось сотрудничество?

ОТВЕТ: Я служу Конституции и буду мерить действия вот на этот единый оселок.

ВОПРОС: Как скоро Дума получит предложения президента к плану законопроектных работ?

ОТВЕТ: Принимаю ваше замечание к исполнению. Когда я вернусь в свой офис, я займусь именно этим вопросом.

ВОПРОС: Верховный Совет СССР, в котором вы работали, развален, Верховный Совет Российской Федерации - не существует, его лидеры, защищавшие Конституцию - в Лефортове. У нас что, очень слабая юридическая наука или вы приспосабливаетесь?

ОТВЕТ: Все, что делалось до сих пор, делалось в рамках закона и если сомнения у вас есть, их разрешение должно происходить в рамках, определенных законом.

ВОПРОС: Президент и правительство в сентябре-декабре прошлого года проявили исключительный правовой нигилизм. Как вы относитесь к законности их действий и какую линию намереваетесь проводить в отношении законности?

ОТВЕТ: Законодательная база событий, о которых вы говорите, изменилась, так как народ на референдуме выразил доверие президенту и проводимой им политике. Единственной и неизменной базой моих действий будет действующая Конституция Российской Федерации, я клянусь служить только ей.

ВОПРОС: Ваше отношение к тому, что президент проигнорировал мнение Думы по вопросу о подписании российско-грузинского соглашения?

ОТВЕТ: Я не имею текста Договора и позволю себе зарезервировать отношение к этому документу.

ВОПРОС: Где, по вашему мнению, должна заседать Государственная Дума?

ОТВЕТ: В таком помещении, которое в наибольшей степени отвечает ее парламентским функциям.

ВОПРОС: Хотелось бы узнать ваше мнение как специалиста о конституционности указа No 1400 и расстреле российского парламента.

ОТВЕТ: Утверждать о том, что этот указ мог быть обоснован существовавшим до этого законодательством, а также Конституцией, было бы явно неверно. Я полагаю, что это...

ВОПРОС: Конституционен он или нет?

ОТВЕТ: Закон, который...

ВОПРОС: Да или нет?

ОТВЕТ: С точки зрения существовавшей тогда Конституции, он не законен. Но эта Конституция сейчас не существует. Народ принял решение о создании другой Конституции. (Шум в зале).

ВОПРОС: Согласно Конституции, президент вносит законопроекты в Государственную Думу, а постановления Государственная Дума принимает сама. Как в связи с этим вы относитесь к указу президента от 21 января 1994 года о проекте постановления об амнистии, которым президент утвердил проект постановления об амнистии и внес его на рассмотрение Государственной Думы?

ОТВЕТ: Все это готовилось и было представлено сюда еще до того, как президент образовал такую должность, которую я занял. Утверждать проект указом я бы президенту никогда не посоветовал.

ВОПРОС: Президент клялся на Конституции и сам себя освободил от этой клятвы, уничтожив эту Конституцию. Сегодня принята, под вопросом, новая Конституция. Не считаете ли вы, что на ее основе должен быть избран новый президент и он должен вновь принести клятву?

ОТВЕТ: То обстоятельство, что мы здесь находимся и ведем диалог означает, что все мы эту Конституцию приняли.

РЕПЛИКА ДЕПУТАТА: Мы избирались не на основе Конституции, а на основе положения о выборах...

Честно говоря, здесь не хочется ничего комментировать. Александру Максимовичу трудно позавидовать. Лгать легко и элегантно, не смущаясь и не отводя глаз, он не научился и видимо уже не научится. Скребется, дает о себе знать профессиональная совесть. Надо ее поскорее затоптать, либо уйти с этой треклятой должности. Ох, тяжела ты, шапка представителя президента...

Расчеты и просчеты

Совет Федерации на прошлой неделе обсуждал ситуацию в агропромышленном комплексе России, а Государственная Дума погрузилась в проблемы финансов и прежде всего, конечно, в наиболее больной вопрос народного хозяйства - неплатежи предприятий.

На вопросы депутатов отвечали и.о. министра финансов С. Дубинин и председатель Центрального банка России В. Геращенко. Картина, нарисованная ими, скажем прямо, удручает. С. Дубинин оценил размер неплатежей в 14-15 триллионов рублей, что составляет около 10 процентов валового внутреннего продукта России.

Каковы пути решения этой проблемы? Во-первых, взаимозачет. Но эта мера, по мнению Дубинина, порождает инфляцию. Во-вторых, оформление задолженности в виде финансовых обязательств, векселей, с последующим предъявлением претензий и банкротством несостоятельных должников. В-третьих, вторжение в сферу расчетов между предприятиями, восстановление картотеки No 2, которая бы заставляла предприятия рассчитываться с кредиторами в порядке очередности, а не перебрасывать все поступающие платежи на заработную плату и в фонды стимулирования.

В.Геращенко защитил свое любимое, с таким трудом выношенное детище, - взаимозачет, опровергнув обвинения в том, что эта банковская операция может быть источником инфляции. Банкротства, по его мнению, также необходимы, но у нас не создано пока хозяйственной инфраструктуры, позволяющей сделать эту меру эффективной. Не критикуя правительство в лоб, Геращенко дал понять, что вместо монетаристских экспериментов нужна "определенная государственная политика и должен делаться выбор, какое предприятие мы поддерживаем, а на какое предприятие мы должны, может быть, как говорится, и закрыть глаза - пусть само выплывает... Без такой кропотливой работы вряд ли что получится".

С опытным финансовым волком трудно спорить, но кто и как будет заниматься этой "кропотливой работой", если правительство переживает очередную (сбился со счета) аппаратную революцию?

Что же делать? Как рассосать тромбы неплатежей? Когда государство, наконец, рассчитается с сельскими товаропроизводителями, с оборонкой, с рабочими и служащими, которым уже который месяц задерживается заработная плата? Увы! Ответов на эти вопросы не знают ни и.о. министра, ни председатель Центрального банка.

На чемоданах

Ожидание. Таково сегодня доминирующее настроение и в обществе, и в парламенте, и в правительственных кругах. Но не то радостное ожидание, которое предшествует переменам к лучшему, а угрюмое предчувствие новой фазы кризиса.

Правительство боится действовать, ожидая удара в спину - от президента, в лицо - от парламента, со всех сторон - от прессы. Дума боится сделать резкое движение, опасаясь обвинений в новой конфронтации с президентом (хотя ее и без резких движений "поливают" вовсю). Центральный банк замер в ожидании: когда же, наконец, определится правительственная политика в сфере экономики и финансов?

Тягостная атмосфера ожидания усугубляется тем, что "наиболее ценная" демократическая часть правительства отведена в тыл на отдых и переформирование с явным намерением выдвинуться вновь, после того как "передний край" с черномырдинской командой "очистит" шквал народного гнева. Средства массовой информации не стесняясь натравливают трудовые коллективы на правительство, по второму (или третьему?) кругу пошла в ход изрядно затрепанная "шахтерская карта".

Выборы на местах почти полностью соскочили с рельс законности. Копируя российского "хозяина", местные князьки творят, что хотят: устанавливают незаконные цензы, лишают людей избирательных прав, творят невиданные процедурные нормы. Дело дошло до того, что в двух областях решениями глав администрации... назначены судьи. На глазах формируется, обретает силу невиданный доселе "союз" - нерушимая смычка коррумпированного чиновничества и криминальной буржуазии. Камень беззакония, брошенный с самого верху, обрастая булыжниками разного калибра, стремительно превращается в грозную всепоглощающую лавину...

7 февраля 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/48/1/Предчувствие%20перемен.htm


Док. 298122
Перв. публик.: 07.02.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 363

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``