В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Президентский дуплет Назад
Владимир Исаков: Президентский дуплет
По накатанному кругу

"Медовый месяц" Государственной Думы закончился неожиданно и сразу, как будто его и не было. Из канцелярии президента поступили два документа, говорящие лучше всяких слов, что отношение президентской власти к законодателям вновь запускается по накатанному кругу интриг и вражды.

Первый документ выполнен в виде письма депутатам Совета Федерации и Государственной Думы и исполнен отеческой заботы о регламенте их работы. Президент доводит до сведения депутатов, что решения обеих палат по вопросам регламента неконституционны.

Камнем преткновения стал вопрос о толковании понятия "общее число депутатов", от которого считается большинство голосов для принятия решений. Обе палаты посчитали, что речь идет о числе реально избранных депутатов. Так было на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете Российской Федерации. Такой же порядок принятия решений установлен в большинстве парламентов мира. В Государственную Думу на сегодняшний день избрано 444 депутата, следовательно, большинство для принятия решений - 223.

Президент, однако, рассудил иначе. В Конституции закреплено, что Государственная Дума состоит из 450 человек и он настаивает, чтобы все решения принимались, исходя из этой цифры.

"Тоже мне, нашли проблему!" - подумает иной читатель и будет неправ. Ибо в законодательстве, в том числе в процедурных нормах работы парламента, нет мелочей.

Шесть человек "мертвых душ", которые не избраны и не голосуют, конечно же не делают погоды в парламенте. Но что будет, если их число неожиданно вырастет? Где гарантия, что в критический момент несколько десятков депутатов не сложат свои полномочия, как это уже было в Верховном Совете? Не пойдет ли ко дну парламентский ковчег, торпедированный собственным недальновидным решением?

Возникает и такой вопрос: как быть с теми решениями, которые уже проголосованы палатами Федерального Собрания, в том числе - избрание председателя Государственной Думы, формированием комитетов? Президент считает все эти решения "неконституционными". Стало быть, начинай все сначала? Вот какова оборотная сторона "отеческой заботы" о депутатах!

Разумеется, президент имеет право поставить вопрос о конституционности решений парламента. Даже обязан сделать это, если есть какие-то сомнения. Пусть Конституционный Суд разберется и рассудит. Но почему бы не подойти с той же мерой правовой щепетильности и к своим собственным указам?

Амнистия к празднику

Второй документ, пожалуй, посложней и посерьезнее первого, хотя называется с виду совсем нейтрально: "Об амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации".

Впервые законопроект, подлежащий рассмотрению в парламенте, утвержден специальным указом президента. В нем говорится о "гуманизме", "обращениях отдельных лиц и общественных организаций", "просьбах членов семей осужденных и обвиняемых"... но нет самых важных слов о том, что законопроект вносится на рассмотрение Государственной думы в качестве законодательной инициативы президента.

Небрежность? Ляп? Описка нерадивого чиновника, готовившего проект? Не будем наивны, в большой политике "описок" не бывает. Своим указом президент, с одной стороны, создал впечатление, что амнистия - дело уже решенное, и каждый день оттяжки будет вызывать раздражение у тех, кто с нетерпением ее ждет: "Ну что там ковыряются эти депутаты!" С другой стороны, допущенная "неточность" позволяет при необходимости "взять ход назад", заявить, что никакой инициативы не было. И опять же законодатели виноваты, что занялись этим вопросом.

Привлекает внимание статья 8 проекта, разделяющая "агнцев", подлежащих амнистии, и "козлищ", на которых эта благодать не распространяется. Вот неполный список "агнцев":

Статья 65 - шпионаж. Статья 70 - призывы к насильственному изменению конституционного строя. Статья 72 - организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации. Статья 75 - разглашение государственной тайны. Статья 76-1 - передача иностранной организации сведений, составляющих служебную тайну. Статья 78 - контрабанда. Статья 78-1 - незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения. Статья 79-1 - воспрепятствование деятельности конституционных органов власти...

По всем указанным статьям широкий круг лиц освобождается от наказания в виде лишения свободы, а уголовное дело, если оно не закончено, прекращается производством.

А вот список тех, кто не попал под амнистию: Статья 64 - измена Родине (по этой статье судят членов ГКЧП). Статья 79 - массовые беспорядки (эту статью вменяют Руцкому и Хасбулатову). Статья 218 - незаконное ношение оружия (по этой статье "идут" защитники Дома Советов)...

Политическое предпочтение очевидно. Указ полностью обеляет тех, кто стрелял по парламенту из танков, расстреливал защитников Дома Советов, измывался над депутатами, выходящими из горящего здания. По некоторым заявлениям прокуратура все же была вынуждена возбудить уголовные дела. Как им кстати амнистия! Насильники в мундирах будут теперь чисты. Но останутся в заключении те, кто, повинуясь присяге и чувству долга, встал на защиту Конституции.

...Твердый орешек подкинут в Государственную Думу из президентских структур. Найдут ли депутаты разумный выход или вновь, как в первые дни работы Думы, схлестнутся в непримиримой вражде?

Ельцин потерял, Жириновский нашел

Едва успела Государственная дума проголосовать решение о статусе помощника депутата, как В.Жириновский собрал у себя "на фазенде" бывших народных депутатов Российской Федерации. Речь была короткой и деловитой. Лидер партии сказал, что ценит их опыт и знания и готов всех до единого принять на работу. В комитет, фракцию или помощниками депутатов - куда душа пожелает. Членства в партии не требуется, достаточно лояльного отношения к ЛДПР и ее лидеру. В перспективе из бывших народных депутатов он предполагает образовать информационно - аналитический центр, в котором те смогут реализовать свои самые смелые идеи. "Вы будете моей опорой на предстоящих президентских выборах" - заключил свою речь Владимир Вольфович.

Жест, что и говорить, королевский. В отличие от президентской власти, лишившей депутатов работы, выживающей их из квартир, выталкивающей из Москвы, Жириновский быстро оценил свою выгоду. Люди с трехлетним опытом парламентской работы, которые не боятся микрофона, не цепенеют перед телекамерой, умеют общаться с любой аудиторией, знают законодательство не хуже иных юристов, не дрейфят перед любым начальством - где вы найдете лучших помощников в предвыборной кампании?

Отношение к человеку, в конце концов, главный критерий и самая важная характеристика власти. Досадно, когда транжирятся, уничтожаются, "прихватизируются", накопленные трудом народа материальные ценности, но стократ обиднее, когда бездумно проматывается бесценный человеческий капитал.

31 января 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/48/1/Президентский%20дуплет.htm


Док. 298121
Перв. публик.: 31.01.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 257

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``