В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Топор приватизации Назад
Владимир Исаков: Топор приватизации
Признаки перемен?

В потоке истерик, попреков, взаимных обвинений и газетной лжи по поводу декабрьских выборов нет-нет да и промелькнет трезвая мысль, что как бы ни были огорчительны итоги голосования, они - политическая реальность. Непредсказуемый успех Жириновского - зримое доказательство растущей непопулярности реформ: если зеркало демонстрирует неприглядную картину, то виновато не зеркало. И вот уже лидеры "Выбора России" и члены правительства наперебой вещают о предстоящей "корректировке реформ". И даже сам Б.Ельцин, подводя итоги выборов, счел необходимым заверить, что не исключает необходимости "кое-что пересмотреть".

Первые проблески реализма, попытки прислушаться к оппонентам? Не будем торопиться с выводами. Обратимся к новейшему документу правительства - утвержденной недавно Государственной программе приватизации. Как и куда она разворачивает курс реформ?

Но сначала - несколько слов о предыстории вопроса. Предыдущая программа приватизации была принята в 1992 году Верховным Советом Российской Федерации. О, это целая история, настоящий парламентский эпос! Председатель Госкомимущества А.Чубайс не считал тогда зазорным ежедневно появляться в Верховном Совете, дискутировать с депутатами в комиссиях, комитетах, рабочих группах. Все подготовленные им документы по вопросам приватизации поступали прямиком к П.Филиппову (председателю подкомитета по приватизации), а от него переходили на утверждение к С.Красавченко (председателю комитета Верховного Совета по экономической реформе и собственности). На сессии Верховного Совета, доверяя мнению "ведущих специалистов", депутаты дружно проголосовали за рекомендованные ими проекты. А затем, когда пришла пора спросить за ошеломляющие результаты "народной приватизации", натолкнулись на издевательский ответ Чубайса: "Мы же исполняли волю Верховного Совета. Вашу волю!"

"Вашим салом, вам же по сусалам". И поделом! Парламентская работа не прощает верхоглядства, наивности, непрофессионализма. А к Чубайсу - какие претензии? Успешно лоббируя свои законопроекты, развешивая с помощью сторонников лапшу на уши депутатам, он играл "в рамках правил".

Ситуация коренным образом изменилась в апреле 1992 года, после шестого Съезда народных депутатов. Уже тогда стало ясно, что рыночные реформы пошли куда-то "не туда"... Встречая критику и растущее сопротивление в парламенте, команда "реформаторов" поняла, что "по правилам" они уже не выигрывают. Тем хуже для правил! Их заменили грязные, запрещенные приемы - обман, травля депутатов в средствах массовой информации, принятие целых пакетов указов во время парламентских каникул.

Внешне в работе Верховного Совета мало что изменилось: тот же парламентский зал, та же толкучка у микрофонов. Но ушло главное - ощущение влияния представительной власти на положение дел в стране. Именно с этого началось падение Верховного Совета, а в октябре девяносто третьего его просто добили.

Тех же "щей", да погуще влей!

И вот теперь - о делах современных. В декабре прошлого года, буквально под бой курантов, правительство Российской Федерации рассмотрело и одобрило новую Государственную программу приватизации (хотя по закону это прерогатива парламента). В чем причина спешки? Процитирую откровения с заседания правительства по газетному официозу:

"У Госкомимущества есть несколько причин для того, чтобы программа была принята именно сейчас. Основная из них - желание избежать подробного рассмотрения в новом парламенте, которое еще неизвестно чем закончится. Вводится в действие документ указом Президента. Характерно, что в его проекте отсутствовал традиционный для октябрьско-ноябрьских декретов Президента пункт, по которому документ должен быть рассмотрен в Думе и ею же одобрен. Однако статью третью Закона о приватизации, по которой госпрограмма вводится в действие парламентом, решено не обходить."

Как это просто: посовещались и решили "не обходить". В новой Конституции Россия торжественно провозглашена "правовым государством". Что же это за "правовое государство", в котором правительство решает - обходить или не обходить законы? И в конечном итоге все же обходит!

Не стану огульно хаять всю программу приватизации. Видно, что над ней поработали специалисты - уточнены терминология, перечни имущества, введены новые разделы (отраслевые особенности приватизации, приватизация на Крайнем Севере), урегулированы некоторые сложные ситуации, возникшие в практике приватизации. Короче, с технической стороны документ стал более точным и совершенным. Но сквозь это техническое совершенство, как пружина сквозь обивку дивана, выпирает все та же порочная в своей основе грабительская концепция приватизации.

Программа в очередной раз расширяет список объектов, подлежащих приватизации. Под обязательную приватизацию теперь попали предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Разрешено приватизировать объекты инженерной инфраструктуры городов: электро- тепло- и газоснабжение, водопроводное и канализационное хозяйство, наружное городское освещение. Что из того, что каждая из них - технологическая монополия и передача их в частные руки, как показывает практика, обернется резким ростом стоимости коммунальных услуг и ухудшением их качества? Правительство такие "детали" не интересуют. Главное - поскорее освободиться от собственности.

Под топор приватизации попали предприятия системы социальной защиты населения. Ну а с них-то какой навар? Из кого здесь собираются выжимать прибыль - пенсионеров, многодетных семей, безработных, бездомных?

Приватизируются предприятия оптовой торговли, обслуживающие удаленные арктические районы Крайнего Севера, районы проживания и деятельности малочисленных народов. В прошлом году государство со всей его мощью оказалось не в состоянии обеспечить "северный завоз" - не было горючего, кредитов. Из некоторых северных поселков пришлось на самолетах и вертолетах эвакуировать людей. Что смогут сделать в этой ситуации приватизированные частные организации?

Нанесен еще один удар "главному врагу" приватизации - трудовым коллективам. Сокращены льготы по всем трем вариантам приватизации. Решительно покончено с такими "остатками социализма", как лицевые счета приватизации и фонды акционирования работников предприятия (ФАРП).

Но вот что касается премирования "организаторов приватизации" - здесь социализм оставлен в полной силе. По всему тексту программы заботливо разбросаны указания об отчислениях соответствующих сумм. Впервые в законодательстве сказано, что чиновники премируются "без ограничения количества окладов". Вот она, социальная база "президентской партии"!

Особенность приватизации по-российски - бесконтрольность - в программе доведена до абсурда. Все отчитываются перед Госкомимуществом, оно же не отчитывается ни перед кем. Смята, ликвидирована самостоятельность фондов имущества, которые при осуществлении продаж должны были контролировать действия административных структур. Во всем многостраничном документе НИ РАЗУ не упоминается о контроле со стороны представительных органов власти. Словом, созданы идеальные условия для коррупции и злоупотреблений!

Приватизация в России войдет в историю примером невиданного обмана народа и потрясающего социального лицемерия. На первом этапе ставилась задача заманить людей в приватизацию и одновременно разрушить главную "ячейку социализма" - трудовые коллективы. Для этого велась массированная идеологическая пропаганда за выход из коллективных хозяйств (будешь свободным хозяином на своей земле!), была законодательно установлена полная свобода выхода подразделений из состава предприятий - даже если это вело к развалу единых хозяйственных комплексов с неизбежными крупными экономическими потерями: "Лес рубят - щепки летят!"

Сегодня цель достигнута - первый этап передела собственности практически завершен. Но вот беда - значительная часть собственности оказалась в руках мелких владельцев - акционеров, фермеров, членов трудовых коллективов. Эффективными собственниками они, по мнению Чубайса, быть не могут. Поэтому тут же, без промедления, закручивается второй этап передела собственности: средствами налоговой и финансовой политики предприятия и мелкие собственники ставятся на грань банкротства и разорения. Таким путем собственность должна попасть, наконец, в руки "настоящего хозяина".

Ну а те, кто как бабочка полетел на огонек сладких обещаний, кто вложил свои фантики-ваучеры в чековые инвестиционные фонды и "прогорел" - они что? Какую хвалу вознесет народ авторам таких "реформ", когда поймет, наконец, что его обманули?

10 января 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/48/1/Топор%20приватизации.htm

Док. 298118
Перв. публик.: 10.01.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 260

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``