В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Нужны ли России депутаты? Назад
Владимир Исаков: Нужны ли России депутаты?
И концы в воду

Прорвало. Указы летят с неба, как мокрый снег. Наваливаясь друг на друга и перемешиваясь, они образуют некое подобие грязной каши, заполняющей московские улицы.

Указами отменяются и приостанавливаются законы, вводятся взамен новые юридические нормы, вырываются из тела действующего законодательства целые куски. Новая Конституция? О ней и не вспоминают. В статье 90 Конституции записали: "Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам". Как? Президент ограничен законами? Не бывать этому! И вот уже указ от 22 декабря 1993 года No 2270 устраняет "недоразумение": "Установить, что Законы Российской Федерации... не применяются в части, противоречащих настоящему указу". Вот так-то лучше, привычнее!

Но даже в этом ряду беззакония выделяется недавно опубликованный указ "О мерах по приведению в соответствие законодательства Российской Федерации с Конституцией Российской Федерации". Не станем придираться к тому, что "приведение в соответствие законодательства" - компетенция законодательной власти, но никак не президента. Если кто-то еще не уяснил, что президенту у нас позволено все, надо полагать, в ближайшее время его освободят от этого заблуждения. Но даже с этой оговоркой содержание упомянутого указа... как бы помягче выразиться... ошеломляет.

Первым пунктом Ельцин отменяет свой собственный указ от 21 сентября 1993 года No 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Да-да, тот самый "знаменитый" указ, которым была низвергнута Конституция, объявлено о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, приостановлена деятельность Конституционного Суда. Ельцин обещал внести этот указ на рассмотрение нового парламента: только ему, вновь избранному Федеральному Собранию, он доверял дать оценку его сентябрьским действиям - либо одобрить их, либо осудить.

И что же? Ельцин еще раз доказал, что он вполне хозяин своего слова - сам дал, сам и взял обратно. Сначала - "забыл" об обещании назначить досрочные президентские выборы. А теперь вот - потихоньку, без помпы, отменил указ No 1400. И концы в воду!

А как же расстрел парламента, кровь, сотни человеческих жертв? Кто за это ответит? Трусливо уходя от обещанного народу утверждения указа No 1400, Ельцин фактически расписался в совершенном государственном перевороте, подтвердил, что в своем стихийном, плохо организованном протесте защитники парламента и Конституции были правы.

Столь же бесцеремонен указ и по отношению к действующему законодательству. Под шумок о приведении "в соответствие" правительство и президент спешно освобождаются от некоторых мешающих им правовых норм. Отменен закон "Об именных приватизационных счетах и вкладах", павший жертвой ваучерной приватизации по Чубайсу. Видимо, в порядке разумной предусмотрительности на будущее, отменен закон "О государственной охране высших представительных органов власти". Воспользовавшись удобным моментом, Ельцин освободился от обязанности представлять ежегодный доклад о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состоянии здоровья населения России. Не удивительно: за три года его правления здоровье населения доведено до критической черты. Так закрыть эту тему для обсуждения - и все дела! Чуть далее ликвидируется еще один "маленький шедевр" эпохи "конституционного ренессанса" - указ "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации". Но позвольте! Ведь именно этот указ служил неким "обоснованием" для массированного вторжения исполнительной власти в сферу законодательства, установления новых налогов и льгот. Все эти решения требовали утверждения! И здесь "концы в воду"?

В конце указа, покрывающего вопиющие беззакония власти, натыкаемся на знакомую фразу: "Внести настоящий Указ на рассмотрение Федерального Собрания..." Есть предел цинизму? И есть ли конец у этой цепи лжи?

Культ закона или культ силы?

Оценивая итоги "плодотворной деятельности" президента и правительства в сфере законодательства, трудно отделаться от ощущения, что некая опытная рука целенаправленно управляет развалом государственной и правовой системы России.

Развал начался три года назад, когда в принятой съездом Декларации о государственном суверенитете РСФСР закрепили положение о верховенстве российских законов над союзными. Результат не замедлил сказаться: вскоре началось перетягивание союзных предприятий в "российскую юрисдикцию", союзное правительство было посажено на "алименты" - одноканальную систему налогов. Статья о верховенстве российских законов послужила прикрытием для беспощадной борьбы за власть, итогом которой стало разрушение Союзного государства.

Далее - решение о введении поста президента, породившее противостояние властей и опасную концентрацию власти в одних руках. Сегодня даже самые ярые сторонники президентства убедились, что находящаяся в зачаточном состоянии система "демократических противовесов" не в состоянии воспрепятствовать сползанию к диктатуре.

Следующий этап развала - делегирование президенту дополнительных полномочий, которые породили указы, равные по силе законам. Два локомотива, направленные навстречу друг другу, не могли не столкнуться. В итоге - развал, нестабильность, противоречия в законодательстве, падение авторитета России как делового партнера и как государства, в котором уважают законы.

Следующий шаг - так называемый "конституционный кризис", вызванный нежеланием Б.Ельцина жить по Конституции, по которой он был избран и на верность которой приносил присягу. Крики "штопаная Конституция!", "жить по ней невозможно!", к сожалению, дезориентировали часть общества. В результате прежняя Конституция была разрушена, а новая... принята ли она?

Воспользовавшись событиями 21 сентября - 4 октября, президент и его окружение осуществили тотальный развал представительной власти сверху донизу. Из Конституции изъят раздел о Федеративном договоре, выдававшийся прежде за важнейшую гарантию единства и целостности страны. Под видом заботы о местном самоуправлении фактически ликвидирована его самостоятельность.

Многое говорит о том, что Россию подводят к завершающей фазе развала. Прежняя Конституция разрушена, новая дискредитирована нарушениями при ее принятии, высокомерным отношением президента и исполнительной власти, которые считаются с ней столь же мало, как и с прежней. Конституция подрывается законодательными актами регионов, которые противоречат ей на каждом шагу.

Словом, все сделано для того, чтобы в случае острого политического кризиса ни одна из сторон не смогла опереться на авторитет закона, на силу Конституции. Чтобы единственными авторитетами на территории России остались автомат Калашникова и омоновская дубинка.

Кнут и президентское правление

В конкурсе на лучшее политическое шоу года появился новый претендент - сессия Федерального Собрания. Вновь избранный парламент еще не начал свою работу, а мрачным прогнозам и предсказаниям несть числа: расколются, передерутся, развалятся.

Впрочем, для мрачных предчувствий есть известные основания: ведь комиссию по подготовке первых заседаний возглавили господа Шейнис, Безруков и Митюков, а на днях к ним присоединился господин Филатов.

Настроения разочарования и пессимизма вызываются еще и тем, что с первых дней своего существования Федеральное Собрание поставлено в нелепое и унизительное положение. Указом президента оно лишено своей официальной резиденции - Дома Советов на Краснопресненской набережной. "Под самый корешок" обрезаны все обслуживающие подразделения - автопарк, бухгалтерия. За любой мелочью приходится идти на поклон к нему, к президенту.

Указом президента утвержден аппарат Федерального Собрания и назначен его руководитель, господин Подопригора. Руководитель аппарата готовится к открытию первой сессии Федерального Собрания, но очень своеобразно. В срочном порядке увольняются опытные работники бывшего Верховного Совета, а на их место принимаются "свои", "проверенные" кадры. Так, в значительной части ликвидирован организационный отдел, занимавшийся практической подготовкой заседаний и державший связь с регионами, уволена заведующая редакционным отделом. Предупреждения об увольнении получили десятки, сотни специалистов. И это - за несколько дней до открытия сессии...

В недрах президентских канцелярий уже подготовлены проекты Регламентов Государственной Думы и Совета Федерации. Сквозь пухлые многостраничные документы, как луна сквозь тучи, проглядывает одно неизменное желание: сделать будущий парламент болтающим, а не работающим органом. Из Регламентов полностью удалены контрольные функции: дискутировать вокруг законов - пожалуйста, контролировать их исполнение - ни в коем случае! Вместо президиума образуется орган с никого не обязывающим наименованием "конференция", в котором председатели фракций (партийных структур) будут иметь по нескольку десятков голосов, а председатели комитетов (рабочих подразделений парламента) лишь право совещательного голоса. Очень хочется кому-то превратить будущий парламент в политический дискуссионный клуб.

Очевидно желание наворотить как можно больше противоречий внутри парламента, столкнуть между собой депутатов Совета Федерации и Государственной Думы. Механизм запуска такого конфликта прост: создать разницу в окладах, условиях жизни, машинах, компьютерах, кабинетах, подчеркнуть теплое отношение к одним и более чем прохладное - к другим... И вот уже готова почва, на которой взрастут ядовитые грибы личных амбиций и взаимного недовольства.

У нынешней власти в этом отношении богатейший опыт. Достаточно сказать, что депутаты - представители оппозиции - до сих пор не могут добиться элементарного - чтобы им включили телефоны, выключенные еще в период избирательной кампании. Пусть походят, попросят, поругаются... Можно изобразить их склочниками, озабоченными лишь собственными "депутатскими привилегиями".

Есть еще одна проблема, вызывающая массу эмоций. Речь идет о бывших народных депутатах СССР и Российской Федерации, до сих пор проживающих в служебных квартирах. Некоторые из них пустили корни, обосновались в Москве, другим - просто некуда и незачем ехать. В президентской администрации и мэрии Москвы они вызывают приступ служебного гнева: "Выселить в 24 часа!". Но тот ли это случай, когда необходимо администрирование? Если сегодня выбросить на улицу людей, виновных лишь в том, что честно исполняли свой гражданский и депутатский долг и не побежали за президентскими подачками, завтра никого не дозовемся в депутаты!

А нужны ли вообще депутаты России? Стоять под градом плевков и насмешек прессы, чувствовать собственное бессилие перед наглой усмешкой чиновника, отвечать перед людьми за то, что не в силах изменить - кому это надо? Может быть, сразу отдать власть в руки тех, кто умеет выжимать из нее деньги и не мучиться больше с выборами? Может, не так уж неправы те, кто утверждают: "До парламента Россия не доросла. Кнут и президентское правление - вот что ей надо!"

9 января 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 298116
Перв. публик.: 09.01.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 254

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``