В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Партия власти Назад
Владимир Исаков: Партия власти
Дуэт Гайдара и Жириновского

В парламенте не всегда разберешь, где кончается политика и где начинается анекдот. Во всяком случае, принятие бюджета закончилось почти что анекдотом. В. Жириновский, который в прошлый раз со своей фракцией поддержал бюджет, решил, что за эту услугу с правительства можно что-нибудь поиметь. И выставил ряд условий дальнейшего сотрудничества. "Выбор России", который в прошлый раз голосовал против бюджета, узнав о "кондициях Жириновского", мгновенно переориентировался и решил голосовать "за". В итоге, Дума в третьем подходе приняла бюджет на 1994 год, чуть позже его одобрил и Совет Федерации.

Гайдар заявил об этом в телеинтервью, как о великой победе своей фракции, которая "пресекла недостойный шантаж и спекуляции". А Жириновский собрал пресс-конференцию, на которой объявил себя единственной "настоящей" оппозицией и правительству, и правительственному бюджету... В общем, один другого стоят.

Ненадежные "гарантии"

Настоящим же событием, практически не замеченным телевидением и прессой, стал очередной провал внесенного президентом законопроекта "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". "Настоящим законом - говорится в законопроекте - устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также на выборы в выборные органы местного самоуправления..." Другими словами, на основании данного закона с небольшими коррективами можно проводить любые выборы в Российской Федерации.

Естественно, что такой законопроект не мог не вызвать самого пристального внимания. Согласно проекту, председателя Центризбиркома сроком на пять лет назначает сам президент, для всех избирательных комиссий устанавливается принцип "равного представительства представительных и исполнительных органов государственной власти", существенно ограничиваются возможности общественного контроля за подготовкой и проведением выборов, подсчетом голосов. Короче, делается все, чтобы под разглагольствования о "гражданском обществе" и "правовом государстве" надежно изолировать это самое государство от общества, взять под контроль первичный механизм общественного самоуправления - выборы.

Что бы вы сказали, если бы любая из ныне существующих партий зарезервировала для себя половину мест в избирательных комиссиях? Скорее всего - возмутились беззаконием, открытым нарушением принципа равноправия, созданием условий для фальсификации итогов голосования. Но ведь, если вдуматься, исполнительная власть сегодня превратилась именно в такую партию - "партию власти". Спаянную единством интересов, хорошо организованную, имеющую в распоряжении практически неограниченные ресурсы.

Почему-то считается, что партия - обязательно организация единомышленников, соединенных некоей общей идеологией. Жизнь успешно развенчивает этот предрассудок. "Партию власти" сплачивает не идеология, а именно отсутствие таковой. А круговая порука соучастников оказывается куда сильней и надежней любых "духовных уз". Потому и не выходит ничего с "президентской партией" - такая партия фактически уже есть!

Понимаю, что не следует мазать всех одной краской. Есть и в нынешнем руководстве профессионалы, опытные администраторы, да и просто честные люди. Но, в конечном итоге, все они вынуждены либо крутиться в беличьем колесе президентской политики, либо - покинуть ряды "партии власти".

На наших глазах происходит невиданная бюрократизация государства, превращение его в самодовлеющую, неподконтрольную народу структуру. Администрация президента заменила прежний всесильный ЦК. Совет Федерации - партийный пленум. Правительство вернулось к роли "органа хозяйственного руководства", послушно исполняющего "директивы" и "предначертания" партии (ныне - президента). Органы представительной власти сведены даже к большей формальности, чем это было при так называемом "тоталитарном" режиме. Если прежний Генсек подчинялся съезду партии и побаивался ЦК, то "всенародно избранный" не подчиняется никому и ничему, обеспечил себе абсолютное полновластие. Что же изменилось? Приходится признать, что в новых президентских, якобы "конституционных" и якобы "демократических" формах, воспроизведена в еще более отвратительном виде вся прежняя структура власти со всеми ее недостатками.

Но и в этой новой (а по сути старой) системе власти осталось одно уязвимое звено - необходимость идти на очередные выборы. Именно вокруг него закручивается сегодня основная политическая интрига.

Будут ли в России выборы?

В течение недели изумленной общественности, как в театре абсурда, были показаны и прокручены практически все возможные варианты развития событий. Один - продление полномочий Государственной Думы и Совета Федерации. Его "озвучил" верный сын партии (ныне - президента) председатель Совета Федерации В.Шумейко. Логика проста: депутаты только-только вошли в работу, набрались опыта, а тут вот и полномочия кончаются. Ну а если депутатам продлить, то и президенту, разумеется, тоже...

Однако этот вариант, такой простой на первый взгляд, несет в себе большие моральные и политические издержки. Б.Ельцин, поправ уже две Конституции и отказавшись идти на очередные выборы, теряет даже видимость легального прикрытия своей незаконной власти. Да и вряд ли "всенародно избранный" согласится получить продление полномочий от столь презираемых им депутатов. Сдается мне, что вся возня вокруг "продления" (обратите внимание, как "долбят" эту тему по телевидению) затеяна с единственной целью - отвлечь внимание от реальных проблем и дискредитировать депутатский корпус.

Другой вариант - внезапное объявление президентских и парламентских выборов. Пока есть физическая возможность проведения выборов в большинстве регионов страны, пока популярность самого Ельцина не упала до отрицательных величин, на это могут пойти. Именно на этот случай, судя по всему, с такой настойчивостью "продавливается" через Думу закон, по которому можно объявить любые выборы.

Скоростные выборы и референдумы - родная стихия нынешнего президента, именно на них он привык под аплодисменты побеждать (или делать вид, что победил). Но как отреагирует на выборы обманутый народ? Да и парламент, раскусив уловку, не торопится принимать к рассмотрению этот закон...

Поэтому более вероятен вариант прямого президентского правления, когда президент заменяет собой Конституцию, а президентские указы - законы. Фактически он уже начал реализовываться. С принятием последнего пакета указов, прямо нарушающих Конституцию, становится очевидным, что власть не строит никаких иллюзий насчет демократии в России и намерена править методами насилия. Тем более, что Запад, столь легко простивший своему "любимцу" расстрел парламента, встретит понимающими улыбками и эту его "шалость".

Но и этот вариант не исключает для Ельцина главной проблемы - необходимости выходить на очередные выборы в 1996 году. Видимо поэтому в московских политических кругах все активнее обсуждается бредовая на первый взгляд идея восстановления монархии. Подразумевается, что Ельцин в этом случае будет назначен "регентом" несовершеннолетнего наследника престола и получит еще четыре года ничем не ограниченной (но внешне легитимной) власти. Не потому ли зачастили в Россию представители "царствующего дома"? Не потому ли чуткий на перемены иркутский губернатор Ножиков вошел с законодательной инициативой: именовать его впредь "Ваше Превосходительство"? Не поэтому ли запланирован визит английской королевы, которая, при всей своей щепетильности, не сочла ниже королевского достоинства общение с клятвопреступником? И не в этом ли подлинная причина подкопа под нынешнюю Конституцию? Взорвать в нужный момент "фугас", устроить "кашу" (и прежней Конституции нет, и новая не принята!), а затем, для преодоления развала и смуты, вернуться "к корням, к истокам, к самодержавию"... Фантастика, бред, абсурд? Но разве не фантастика все, что уже сотворили со страной?

26 июня 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/49/1/Партия%20власти.htm


Док. 298114
Перв. публик.: 26.06.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 268

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``