В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Городок чудес Назад
Владимир Исаков: Городок чудес
Да есть ли в России законы?

Вслед за министерством безопасности, разгромленным в прошлом году, настал черед прокуратуры. Сначала, вопреки Конституции, указом президента назначается "исполняющий обязанности" Генерального прокурора. А на прошлой неделе, точно так же, без объяснений и комментариев, снимают с работы всех заместителей Генерального прокурора. Оскорбленная и униженная беззаконием прокуратура ждет, кто же будет следующей жертвой? Такого циничного, открытого надругательства над собственной Конституцией не позволял себе даже Сталин.

Отношения Б.Ельцина с прокуратурой, органом надзора за законностью, с самого начала складывались непросто. Казалось бы, посадил на должность "своего" прокурора - и заботы с плеч. Ан нет. "Свой" прокурор Степанков оказался не до конца свой - звонил, лез с докладами, бередил душу сообщениями о коррупции в окружении президента. А в марте и вовсе предал - не поддержал его указ о введении в стране "особого порядка управления".

В своей книге "Записки Президента" Б.Ельцин называет троих "мартовских отступников" - Воронина, Зорькина, Руцкого. Но ведь многие помнят, что за столом перед телекамерами сидели четверо. Был еще Степанков, Генеральный прокурор России, которого Ельцину, видимо, не хочется называть в этом ряду.

В сентябре-октябре молчание Степанкова было куплено его переназначением на должность - президентским указом. И Генеральный прокурор "не усмотрел оснований" для возбуждения уголовного дела. Но это был политический ход, не более. Как только незаконная власть укрепилась, Ельцин заменил ненадежного Степанкова на "своего прокурора" Казанника.

Но кадровые перетряски на высшем уровне не решали проблемы в целом. Ельцин чувствовал (и наместники доносили), что сопротивление продолжается. Прокуратура, воспитанная в духе уважения к закону, не воспринимала открытого и циничного беззакония, исповедуемого новой властью. Тогда созрело решение "подрезать" прокуратуру, ограничив ее функции поддержанием обвинения в суде. "Демократическая общественность", вьющаяся вокруг Ельцина, с энтузиазмом поддержала развал еще одного института власти "чересчур сильного", по их мнению, Российского государства. И лишь решительный протест Казанника (других просто не знаю), который пригрозил подать в отставку, уберег прокуратуру от разгрома при принятии новой Конституции. А ведь все было готово...

Но и Казанник оказался "предателем" - в критической ситуации с амнистией поддержал не президента, а Конституцию и закон. Потому Казанника - в отставку, а прокуратуру возглавил "исполняющий обязанности" господин Ильюшенко, прекрасно зарекомендовавший себя в контрольном управлении президента и в МВК - скандально известной межведомственной комиссии "по борьбе с коррупцией", собиравшей компромат на Руцкого.

Строго говоря, этого уже достаточно, чтобы полностью парализовать работу прокуратуры. В силу специфики работы, "суррогат" и "эрзац" в ней неприемлемы. Вполне возможен, например, исполняющий обязанности министра, но невозможно себе представить "исполняющего обязанности" хирурга, летчика или судьи. Генеральный прокурор - из этого же ряда. На нем лежит не только должностная, но и громадная личная ответственность. Некоторые процессуальные функции может исполнять, согласно закону, только Генеральный прокурор - и никто иной.

Совет Федерации, как известно, не утвердил кандидатуру Ильюшенко, представленную президентом на пост Генерального прокурора. "Не утвердили? Ну и плевать на вас!" Ильюшенко остался "исполняющим обязанности", а президент своими указами снял следующий "слой" - заместителей Генерального прокурора.

В письме, направленном Федеральному Собранию по случаю принятия закона о статусе депутатов, Б.Ельцин наставительно поучал: "Принцип "что не запрещено законом, то разрешено" не применяется, как известно, к регулированию компетенции органов государственной власти... Конституционные полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства, судов сформулированы исчерпывающим образом. Их можно изменить только путем изменения Конституции Российской Федерации". Объяснил - и тут же нарушил, присвоив себе не предусмотренные законом властные полномочия. Нет, это уже не лицемерие, это наглая ухмылка криминальной власти, которая уверена в своей безнаказанности, плевала на все и всяческие законы, но полагает, что заставит плясать по ним других.

Не первое нарушение Конституции и наверняка не последнее, но все равно - противно, мерзко. До какого же цинизма докатились "отцы Конституции", столпы "правового государства" и "укрепители" российской государственности! В наследство потомкам они оставят не только выжженное дотла уважение к любой власти, но и полнейшее извращение всех человеческих понятий: "законность" - беззаконие, "борьба с преступностью" - торжество коррупции, "укрепление Российского государства" - его последовательный развал, "самостоятельная внешняя политика" - пресмыкательство перед Западом, "гарант Конституции" - ее главный нарушитель...

Радуйся, Буратино!

Поле чудес наконец-то обнаружено. Телевидение и радио, захлебываясь от восторга, передали, что президент Ельцин выделил 30 миллиардов рублей для создания парка чудес в Москве. Уникального объекта культуры! К 850-летию города!

Заглянем в этот выдающийся документ. Оказывается, не выделил, а, в соответствии с традицией загребать жар чужими руками, обязал выделить эту сумму правительство. Оно может выполнить данное распоряжение, только если предусмотрит соответствующие расходы в бюджете, который находится на рассмотрении Государственной Думы. И еще не факт, далеко не факт, что Государственная Дума эти ассигнования утвердит.

Причина вовсе не в желании лишний раз поконфликтовать с президентом. Статистика свидетельствует о серьезном перекосе в бюджетных ассигнованиях в пользу Москвы. Если в январе 1993 года Москва была на четвертом месте по уровню доходов на душу населения (после Северного, Дальневосточного и Восточно-Сибирского регионов), то в январе 1994 года прочно вышла на первое место: 132,0 тысячи рублей на одного жителя Москвы против 70,6 тысячи рублей в среднем по России. Заметен разрыв и в реальных денежных доходах: москвич имеет 2,56 бюджетных прожиточных минимума в месяц против 1,47 в среднем по стране. Всего на два города - Москву и Петербург - приходится более половины российского импорта продовольствия. Не потому ли вопли о помощи доходят сюда как сквозь ватную подушку? Можно легко предугадать, что "кусок" в 30 миллиардов рублей для строительства "городка чудес" на фоне острейшего недофинансирования всего и вся, несомненно, вызовет справедливое негодование депутатов.

Дальнейшее изучение президентского распоряжения обнаруживает еще несколько пунктов, которые по телевидению почему-то не огласили. Пункт 2 предусматривает создание на территории будущего парка чудес "в установленном порядке и по согласованию с правительством Москвы" свободной таможенной зоны. Вот оно, главное "чудо"! Чудо коммерции, чудо волшебного обогащения за счет государства. Тем более, что никакого "установленного порядка" в природе не существует, а предыдущие зоны, учрежденные взмахом пера Б.Ельцина, уже причинили бюджету России многомиллиардный ущерб.

Но и это не все. В пункте 3 президент принимает к сведению, что "правительство Москвы запретит оформление земельных участков на территории комплекса детского парка чудес в г.Москве в собственность, пожизненное владение или пользование".

Позвольте, что значит "запретит оформление"? На каком основании правительство Москвы "запретит оформление" документов, если граждане имеют на это право по закону?

Да, я за то, чтобы земли столицы максимально остались в собственности Москвы, в собственности государства. Но ведь есть закон, который гласит: не хочешь - не продавай, а продал - будь любезен, изымай по закону. Через суд, с выплатой компенсации. Этот законный путь правительству Москвы, судя по всему, "не показался". Конечно, взять и запретить оформление куда проще. На деле же выйдет так: захочу - оформлю, не захочу - не оформлю, смотря как попросишь. Когда молчит закон, действует телефонное право.

...Недавно гулял с детьми по старому, уже забываемому "городку чудес" - ВДНХ. Некогда блестящая выставка превращена в гигантский коммерческий ларек. Со всех сторон цепляются, назойливо предлагают купить себя достижения, увы, не нашего народного хозяйства. А там, где не кипит коммерция - запустение, грязь. Обваливаются стены, затянуты паутиной зеркальные стекла. Грудой ржавого железа торчат образцы космической техники. В самом павильоне "Космос" - выставка-продажа импортных автомобилей. На каждом шагу охранники, зорко стерегущие частную собственность. А сами машины покрыты толстым-толстым слоем пыли, на котором расписались пальцами ушлые посетители... Слушайте, а зачем нам еще один "городок чудес", да еще за государственный счет? Ну, если очень надо, давайте считать таковым Кремль!

Метод Жириновского

Тяжкой ношей, гирей, каторжной доской является для Государственной Думы вопрос о парламентском телевидении. На прошлой неделе он опять встал в повестку дня.

Следует заметить, что Государственная Дума работает в значительно более тяжелых информационных условиях, чем прежний Верховный Совет. Телестудию Верховного Совета отобрали президентским указом, а от прав учредителя российского телевидения Дума отказалась сама. Депутаты, избранные в новый парламент, вдруг обнаружили информационную блокаду, через которую не проходит ничего об их практической работе, зато в избытке просачиваются небылицы и клевета. И чьи-то умелые руки ласково делают из них такие же соломенные чучела, какие делали в свое время из депутатов Верховного Совета.

Наблюдая неуклюжие попытки депутатов хоть как-то повлиять на ситуацию, приходишь к выводу, что парламент второй раз подряд оказывается не в состоянии выработать разумную политику во взаимоотношениях со средствами массовой информации. Из каких элементов могла бы складываться такая политика?

Первое: создать условия для нормальной профессиональной работы журналистов. Парламент - орган публичной политики, в этом его слабость, но в этом же и его сила. Надо чтобы журналист, а также исследователь, ученый, да и любой гражданин мог получить исчерпывающую информацию о том, что происходит в стенах Думы. Почему бы не разрешить, например, всем желающим в официальном порядке подписаться на просмотр телевизионной трансляции сессии Госдумы по проводам, если неофициально такой сигнал получают и смотрят множество "компетентных" организаций?

Второе: при принятии важных решений отдельным пунктом давать официальные поручения проинформировать общественность об их содержании. Так поступали в свое время (когда еще не было российского телевидения) Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР. И ничего - добивались выхода информации в эфир.

Третье: осуществить информационный прорыв там, где его трудно, почти невозможно остановить - через местные телестудии и частные кабельные сети.

Четвертое: не поддаваться на провокации. Проголосовав за отстранение от эфира журналиста Сванидзе, депутаты продемонстрировали лишь собственное бессилие, и не более того.

Пятое: не прощать клеветы, но бороться с ней законными методами.

К сожалению, и в этот раз обсуждения не получилось, никакого решения не принято. Причина - эмоциональный "выброс" фракции ЛДПР, которая во главе со своим лидером демонстративно покинула зал заседаний. Кому вы сделали хуже? Получив неожиданное преимущество, "партия власти" едва вообще не выкинула вопрос о парламентском телевидении из повестки дня. "Метод Жириновского" хорош на митинге, а в парламенте от него - одни убытки.

Кто бы мог предвидеть, что одно из величайших достижений ХХ века - телевидение - может превратиться в средство преступной политики, разрушения сознания, разобщения и подавления людей? Сегодня телевидение уничтожает парламент и вообще представительную власть в России. Делает это сознательно, последовательно и не без удовольствия, облекая разрешенное хамство в оригинальные аудиовизуальные формы.

По скудоумию - иначе не назовешь - этому радуются люди, именующие себя "демократами". Их устраивает "сильный" президент - "их" президент - и слабый безвластный парламент, превращаемый в общественное посмешище. В силу политической наивности они думают, что так будет всегда. Но ведь сегодня их партия у власти, завтра - она же в оппозиции. И каков же будет ужас нынешней "партии власти", какой кошмар их ожидает, когда они поймут на собственной шкуре, что они натворили, уничтожив с помощью телевидения влияние и авторитет представительной власти!

Страна парадоксов

Еще раз о государственном бюджете. В последние дни он - будто мало ему напастей - стал предметом своеобразных политических игр. Председатель Совета Федерации В.Шумейко, даже не видя бюджета (он принят только в первом чтении), заявил, что Совет Федерации его не одобрит. Бюджет якобы не удовлетворяет регионы и обижает военных. И тут же, для пущей убедительности, сделал круг по близлежащим воинским частям, где у трапа вертолета пообещал, что военных в обиду не даст.

Синхронно с аналогичными обвинениями в адрес Государственной Думы обрушился пресс-секретарь президента В.Костиков: принимая такой бюджет, Дума-де пытается поссорить президента и армию. Как трогательно, аж слеза прошибает! И как быстро развальщики российской армии перелицевались в ее самых ярых защитников! Впрочем, Костиков не стал кривить душой, припертый к стенке прямыми вопросами, он выдавил: "Нельзя давать армии слишком много".

Обратите внимание: когда ему надо, Б.Ельцин без церемоний помыкает правительством, запускает руку в государственный бюджет. А как отвечать за бюджетную политику - виноваты правительство и Государственная Дума! Короче, срочно требуется очередной "враг", на которого можно было бы свалить ответственность. То, что таким "врагом" будет Государственная Дума, ни у кого сомнений не вызывает: правительственные средства массовой информации давно и целенаправленно готовят общественное мнение в этом направлении. Так что никто особо не удивится, если вновь выяснится, что парламент стал "красно-коричневым" и его надо срочно разогнать. Но вот то, что "врагом" президента может быть назначено его собственное правительство - принципиально новый поворот сюжета.

Итак, президент все более заметно отстраняется от правительства, его клевреты в парламенте из кожи вон лезут, чтобы подвести правительство под какой-нибудь "монастырь". А "непримиримая" оппозиция досаждает и тем и другим тем, что ведет себя смирно и ни на кого не нападает. Нет, Россия поистине страна парадоксов!

22 мая 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/49/1/Городок%20чудес.htm

Док. 298110
Перв. публик.: 22.05.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 264

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``