В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Россия устала от `нового мышления` Назад
Владимир Исаков: Россия устала от `нового мышления`
Политическая глухота

Итак, бюджет Российской Федерации в первом чтении принят. Его доходная часть определена в 124,5 трлн. рублей, расходная - 193,3 трлн. рублей, дефицит - 68,8 трлн. рублей или 35,6 процентов от расходной части бюджета. Напомню: бюджет на 1994 год...

Случайно или нет, но именно в день принятия бюджета "Московские новости" опубликовали доклад анонимных "экспертов", подготовленный якобы по заказу "парламентской оппозиции". Доклад со всей прямотой рекомендует оппозиционным фракциям использовать государственный бюджет в качестве "оружия" для ослабления власти. А именно: сначала провалить бюджет и тем самым подвигнуть президента к отставке правительства, а затем взять под свой контроль формирование нового кабинета.

О ценности и искренности подобных "рекомендаций" (а также их возможном источнике) можно судить по тому, что они реализовались "с точностью до наоборот": оппозиционные фракции парламента поддержали принятие бюджета, а вот представители партии власти - "Выбор России" и "ЯБЛоко" - проголосовали против.

В чем причина столь странного феномена? При всем своем критическом отношении к бюджету, представленному правительством, оппозиционные и центристские фракции парламента (коммунисты, аграрники, жириновцы, ДПР, "Женщины России", "Новая региональная политика") в конце концов рассудили, что с бюджетом, даже плохим, все же лучше, чем совсем без бюджета. Бюджет на текущий год, принимаемый в середине года, имеет в основном политическое значение. Но именно эту политическую карту, судя по всему, намеревались разыграть "радикальные демократы": оставаясь в тени, нанести удар по правительству, и кричать, кричать изо всех сил о "непримиримой оппозиции, которая ничего не поняла и ничему не научилась"... Так кто же у нас на самом деле "непримиримая оппозиция"? Кто подталкивает страну к хаосу? Кто ведет подкоп под худой, но все же гражданский мир?

В ходе парламентских дискуссий бывают минуты, когда с трудом подавляешь в себе желание встать и, нарушая регламент, через весь зал обратиться к "партии власти":

"Вы интеллигентные, умные, образованные люди. Умеющие подать себя. С грамотной речью. С кучей почетных дипломов, ученых степеней и разных званий. В 1991 году история дала вам шанс - смела с политической арены всех сколько-нибудь достойных противников, вручила практически безраздельную власть в государстве. Дала возможность осуществить на практике идеи свободы, демократии, законности, незыблемости прав человека, с которыми вы шли на выборах.

И что вы сделали? Как вы распорядились этим шансом? Принцип равенства извращен, правит бал циничное, наглое, сытое неравенство. Одна за другой восстанавливаются номенклатурные привилегии, которые и не снились презираемым вами "партократам".

История оболгана. В обществе царит невиданный, немыслимый раскол, доведенный до последней черты - кровопролития. Вместо законности - торжество коррупции и взяточничества. Вместо демократических выборов - назначенчество. Вместо разделения властей - повсеместное соединение административных портфелей с депутатскими мандатами, круговая порука власти. За что ни возьмись - ложь, предательство и обман.

Растоптав прежнюю номенклатуру, вы сегодня сами оказались в ее положении - дрожите от страха, плетете интриги, лихорадочно цепляетесь за власть. Да чем же вы лучше тех, прежних? И неужели вы надеетесь, что, ввергнув страну в очередной катаклизм, удержитесь у власти и упрочите свои позиции?"

Вряд ли они меня услышат, а услышав - вряд ли поймут. Есть особый вид расстройства слуха - политическая глухота.

Торжество "демократии" продолжается

Итоги голосования по закону о статусе депутата Федерального Собрания Российской Федерации депутаты встретили аплодисментами, стоя. Еще бы! Заканчивается период бесправия, когда каждый мелкий чиновник может ткнуть пальцем в лицо, дать от ворот поворот: а ты кто такой, а какие твои права? И все же не покидало ощущение тревоги: слишком далеко зашла деградация государственности, слишком свежи примеры конфронтации власти, вряд ли президент так просто согласится с существованием независимого депутатского корпуса, признает его полномочия...

К сожалению, опасения подтвердились. После долгой, томительной паузы закон о статусе депутата был подписан, но одновременно в парламент было направлено письмо, в котором президент потребовал пересмотреть целый ряд его положений.

Что же не устраивает Б.Ельцина в законе о статусе депутата? Цитирую дословно: "Парламентарий по-прежнему рассматривается как самостоятельное должностное лицо государства, гарант прав и свобод избирателей, обладающий обширными самостоятельными полномочиями". Что в этом плохого? Нельзя, оказывается, депутату быть гарантом прав и свобод своих избирателей, запрещается! У нас один гарант для всех прав и свобод - он, Ельцин.

Президента возмущает, что закон о статусе закрепил право депутата добиваться безотлагательного приема у руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций и обязанность указанных руководителей дать ответ. И опять - "ляп", нелепость. Право каждого гражданина обратиться к любому руководителю государства и получить от него ответ - аксиома правового государства. Но у депутата, считает президент, такого права быть не должно.

Особый его гнев вызвало право на депутатский запрос. Да-да, тот самый запрос, который с момента зарождения парламентаризма считается важнейшим институтом демократии. Премьер-министр Великобритании, например, не считает зазорным еженедельно отвечать в парламенте на вопросы депутатов, эту "дуэль" с напряженным интересом смотрит по телевидению вся страна. Еще бы! Ведь публичный запрос позволяет привлечь внимание к наиболее острым общественным проблемам, предать гласности факты злоупотреблений. Нет, в России такого быть не должно! По мнению Б.Ельцина, "институт депутатского запроса есть выражение контрольной функции парламента, и, следовательно, его введение нарушает конституционные основы действующего механизма власти".

Вот какие "демократы" взросли на отечественной почве!

При всем этом Б.Ельцин в своем письме благожелательно цитирует статью 1 Закона, в которой депутат определяется как "избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять государственную власть". Что же это за "представитель" такой, если единственное его право - нажимать кнопки для голосования? И нужны ли народу такие "представители"?

Ельцин не был бы самим собой, если бы не тронул такой чувствительной темы, как пресловутые "депутатские привилегии". По его мнению, закон о статусе депутата закрепляет "льготы, которые могут справедливо осудить избиратели".

О чем идет речь? О праве на собственный стол, которого на исходе ста дней добились для себя депутаты Государственной Думы? О праве иметь помощников? Вызвать автомашину на вокзал? Добраться самолетом в любой конец страны? Какие "привилегии" имеет в виду президент? Об этом должен был рассказать специальный представитель президента, начальник государственно-правового управления администрации Р.Орехов. Увы, разговора не получилось. Посланец президента не смог назвать ни одной "льготы", подлежащей упразднению, ушел от вопроса о льготах в его собственном аппарате. И вообще оказался "не в курсе" того, кто готовил упомянутое письмо.

Западные журналисты, гоняющиеся по всему свету за сенсациями, охотно пересказывают сплетни из кремлевских и околокремлевских кругов. Казалось бы, в отличие от насквозь фальшивого "доклада экспертов", - вот вам сенсация первой величины: президент России открыто признает, что никакого парламентского контроля не потерпит и видит Государственную Думу исключительно в роли облезлой "демократической декорации". Расскажите об этом своим читателям! Увы, такая "сенсация" не нужна. Не заказывали.

Закат "нового мышления"

Все, что касается Югославии, обсуждается в российском парламенте на предельном эмоциональном накале. Открыто, до оскорблений, сталкиваются позиции. Голосуем... и ничего не проходит, как всегда, не хватает нескольких голосов.

В этот же раз все получилось иначе. Спокойный, по-военному четкий доклад руководителя парламентской делегации генерала Н.Безбородова, деловые, заинтересованные вопросы депутатов, голосование и... принято!

Зал охнул, в ложе прессы заметалась, кинулась к телефонам пишущая братия: "Срочно! Дума приняла в первом чтении закон, согласно которому Российская Федерация в одностороннем порядке выходит из международных санкций в отношении Югославии!"

Оправившись от шока, потребовали слова представители "демократических" фракций: закон неконституционен! Россию втягивают в третью мировую войну!

Давайте разберемся. Согласно новой Конституции, основные направления внутренней и внешней политики страны определяет президент, но - обратите внимание! - "в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами". Статья 71 этой же Конституции относит вопросы внешней политики и международных отношений, международные договоры, вопросы войны и мира, оборону и безопасность к общефедеральной компетенции. А статья 76 прямо указывает, что по этим вопросам принимаются федеральные законы и федеральные конституционные законы. Поэтому закон, принятый Думой, абсолютно конституционен, но, как и всякий закон, для вступления в силу он должен пройти процедуру одобрения в Совете Федерации и быть подписан президентом, который вправе наложить на него вето. Такова юридическая сторона дела.

Более сложен вопрос о политических последствиях этого закона. Было высказано мнение (тут же подхваченное представителями средств массовой информации), что принятие этого закона неизбежно втянет Россию в конфронтацию с Западом. Что, в ответ на выход России из санкций, страны Запада займут более жесткую позицию по отношению к самой России.

Может ли такое случится? Да, может. Более того, скорее всего, так оно и случится. В политике, как и в жизни, есть две предельных стратегии выживания: одна - проламываясь сквозь препятствия, преодолевая трудности, добиваться своих целей; другая - уступать, мимикрировать, приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам. Россия во внешней политике выбрала стратегию компромисса и приспособления. И чего добилась? Что принесла политика бесхребетного виляния и постоянных уступок, которую продемонстрировала козыревская дипломатия? Полную утрату международного авторитета России и ее влияния на мировые дела. Перенос межнациональных конфликтов на территорию своей страны. Полное банкротство!

Обратите внимание: едва только российский президент попытался говорить басом в международной политике - "Великой державе негоже толкаться в НАТОвской приемной!" - как тут же последовал окрик: "Россия проявляет имперские амбиции!" И вот уж и результат налицо: размякнув от вина и сосисок в обществе г-на Коля, Б.Ельцин дает отмашку: "Ну ладно, несите, подпишу..."

Прискорбно, но факт: "новое мышление", объявленное еще Горбачевым, оказалось непривлекательным для наших западных партнеров. Они предпочли руководствоваться проверенным, "старым": радуясь наивности правителей России, стали вытеснять ее с традиционных рынков, пользуясь развалом российской армии, укреплять собственные силовые структуры... Россия устала демонстрировать "новое мышление" в одиночку. Настало время пересмотреть внешнеполитическую концепцию, которая доказала свою полную несостоятельность.

...В ответ на решение Думы засуетились не только журналисты. Нелепыми, суетливыми были на этот раз действия фракции ЛДПР и ее лидера В.В.Жириновского. В последний момент либерал-демократы внесли на голосование свой вариант закона, который лишь незначительными деталями отличался от основного, предложенного аграрниками. Зачем, ведь столкновение двух конкурирующих проектов могло "растащить" голоса и провалить оба?! Но чего не сделаешь ради красного словца, ради шумного рекламного эффекта: и мы тоже, и мы!

Кто бы объяснил Владимиру Вольфовичу, что его парламентская "специализация" - вносить законопроекты "под завал". А те, которые надо принять, должны вносить другие...

Большой секрет

Казалось бы, что может быть секретного в Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1994 году"? Однако на соответствующем постановлении правительства проставлен гриф "Не для печати" и поступило оно... без текста самого заявления. А все дело в том, адресат заявления - Международный валютный фонд.

Не стану говорить, где и как мне удалось познакомиться с этим уникальным документом. В заявлении весьма кратко, и что самое главное, доходчиво, изложена суть экономической политики правительства. В 1994 году, говорится в нем, правительство будет последовательно проводить политику, направленную на развитие конкуренции и предпринимательства, не собирается устанавливать административных ограничений на цены, включая ограничение рентабельности, продолжит линию на вовлечение России в мировые экономические отношения.

Останется неизменным курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. С 15 мая 1994 года экспортные квоты будут отменены для всех товаров, за исключением сырой нефти, дизельного топлива, природного газа, электроэнергии, никеля, меди и алюминия, на которые экспортные квоты будут отменены в конце 1994 года. Централизованный экспорт будет сокращаться в течение 1994 года и полностью прекращен в 1995 году.

Будет продолжаться приватизация государственных предприятий, основанная на свободном доступе всех заинтересованных лиц к покупке государственной собственности. На денежные аукционы поступят пакеты акций, закрепленные в государственной собственности. В процессе приватизации правительство будет активно привлекать прямые иностранные инвестиции. В 1994 году в приватизационный процесс будут активно вовлечены земельные участки.

Касаясь вопросов кредитной политики, правительство обещает Международному валютному фонду не субсидировать процентные ставки по вновь предоставляемым кредитам и не предоставлять отсрочки по ранее предоставленным льготным кредитам. Правительство и Центральный банк не будут производить взаимозачета задолженности между предприятиями за счет кредитов Центрального банка.

Объединение денежных систем государств - членов СНГ с денежной системой России будет производиться лишь при условии адаптации экономических систем на базе единого эмиссионного центра.

Специально пишу об этом так подробно, потому что за каждой из фраз - серьезные экономические решения, судьбы тысяч предприятий и миллионов людей.

В области бюджета правительство пообещало "консолидировать в федеральном бюджете все операции, связанные с использованием иностранных кредитов и движением драгоценных металлов". Искренне поаплодировал бы нашему правительству, если бы ему это на самом деле удалось. Только вот сомнительно. Верховный Совет многократно ставил перед правительством вопрос о валютном бюджете и о консолидации в бюджет всех операций с валютными ценностями. Была создана даже специальная комиссия по этому вопросу. Результат - нулевой. Слишком многие влиятельные силы заинтересованы в том, чтобы все оставалось по старому...

Далеки от реальности "обещанные" Международному валютному фонду размеры инфляции и бюджетного дефицита. Даже в проекте закона о бюджете, принятом недавно Думой, "плановые показатели" лихо перекрыты. А ведь жизнь еще подкорректирует...

Надо ли об этом писать - поежится придирчивый читатель. Не разглашаются ли здесь правительственные секреты? А от кого, собственно, здесь секрет? От Международного валютного фонда? Так он это заявление получил и, надо полагать, догадается сопоставить его с реальностями российской экономики. Стало быть, секретничают от других - от депутатов, от общественности, от народа. И когда же мы, наконец, перестанем считать врагом собственный парламент и держать за дураков собственный народ?

16 мая 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov

Док. 298109
Перв. публик.: 16.05.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 273

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``