В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Рождение и смерть Уральской Республики Назад
Владимир Исаков: Рождение и смерть Уральской Республики
На парламентское слушание пришел вовремя, но с трудом нашел место, а опоздавшим пришлось и вовсе тесниться у стен - верный признак того, что тема зацепила нерв большой, общественно значимой проблемы. Откуда она взялась - Уральская республика?

К истории проблемы...

Свердловская область - большой промышленный регион на Северном и Среднем Урале, прихватывающий также часть Западно-Сибирской равнины. Население - 5 млн. человек, русские, значителен процент татарского и башкирского населения. Сельское хозяйство слаборазвито и не обеспечивает внутренних потребностей. Являясь одним из основных "доноров" федерального бюджета, Свердловская область острее других ощущает на себе беспредел в расходовании бюджетных средств и губительные последствия разрыва хозяйственных связей.

Несоответствие экономического и политического веса Свердловской области и ее статуса "одного из 89" субъектов Российской Федерации ощущалось довольно давно. Идея Уральской республики зашевелилась в 1989 году, во время выборов народных депутатов СССР, когда многие кандидаты (в том числе и автор этих строк) включили в свои программы положения о "самостоятельности Урала", "освобождении Урала от засилья союзных ведомств". Успешные действия Татарии и Башкирии, разными путями, но достаточно эффективно защитивших свои права и привилегированное положение, не могли не подогреть чувства зависти: они - могут, а мы чем хуже?

15 октября 1992 года малый Совет Свердловского областного Совета принимает решение просить Верховный Совет РФ "предоставить право Свердловской области, начиная с 1993 года, работать по одноканальной системе налогов". Просьба остается без удовлетворения - ее просто проигнорировали.

26 ноября 1992 года тот же Совет принимает проект соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, где предусматривается ратификация актов центральной власти на территории Свердловской области. К соглашению прикладывается реестр объектов, недр и природных ресурсов, находящихся в федеральной и областной собственности. Реакция центральной власти - негативная. Проект соглашения отзывается.

15 апреля 1993 года все тот же малый Совет принимает решение провести одновременно с всероссийским референдумом опрос жителей Свердловской области на тему "Согласны ли вы с тем, что Свердловская область по своим полномочиям должна быть равноправна с республиками в составе Российской Федерации?" Опрос состоялся: 83,4 процента от числа опрошенных ответили "ДА".

По результатам опроса десятая сессия Свердловского областного Совета принимает Декларацию об изменении статуса Свердловской области, в которой Свердловская область объявляется республикой в составе Российской Федерации. Перед Верховным Советом России возбуждается ходатайство о включении в повестку дня очередного Съезда вопроса об изменении в Конституции Российской Федерации. На этот раз инициатива свердловчан услышана, начинается подготовка к рассмотрению вопроса на Съезде... который собрался в Доме Советов в условиях осады и рассматривал, увы, совсем другие вопросы.

К октябрьской трагедии в Москве свердловчане отнеслось спокойно, если не сказать - равнодушно: "Наше дело - сторона, разберутся". После 4 октября, когда в России не стало ни Верховного Совета, ни Съезда, ни Конституции, они решили, что ситуацию безвластия можно использовать в своих интересах. Срочно созывается сессия Свердловского областного Совета, которая 27 октября принимает Конституцию Уральской республики и назначает выборы в законодательное собрание. Указом No 1 глава администрации Свердловской области возлагает на себя осуществление полномочий губернатора Уральской республики.

Но получилось иначе. 9 ноября 1993 года указом Президента России Свердловский областной Совет распускается, решение об образовании Уральской республики аннулируется, а еще через день подает в отставку и сам губернатор, на несколько часов опережая указ о снятии себя с должности.

Политические интриги

Знал ли Б.Ельцин о планах и намерениях своих земляков? Безусловно, и знал, и поддерживал. Из Кремля время от времени подавались не слишком заметные, но вполне отчетливые одобрительные знаки. И в этом был тонкий политический расчет: "паровоз" регионального сепаратизма явно намеревались пустить в лоб набравшему опасную скорость "составу" национальных суверенитетов, чтобы завалить под откос и тот, и другой. Столкнуть, перессорить республики, края и области, а затем вознестись над ними в роли "миротворца". В таком качестве российский "центр", полный банкрот по всем направлениям, мог вновь оказаться полезным и нужным. Рецепт стар, как мир: "разделяй и властвуй".

2 ноября 1993 года, выступая на расширенном заседании Совета Министров, Б.Ельцин сказал, что "слабым местом федеральной власти является региональная политика". Процесс подъема статуса субъектов Федерации он оценил положительно: "в нем проявляются не амбиции местных лидеров, а стремление взять ответственность за ход реформ на себя. И это нормально".

В контексте текущей политики выступление Б.Ельцина было воспринято как однозначная поддержка идеи создания Уральской республики. Эдуард Эргартович Россель, глава администрации Свердловской области, которого до этого осторожно обходили, старались не замечать, мгновенно превратился в героя дня: его поздравляли, жали руку, хлопали по плечу. Еще бы, сам президент поддержал!

Но в политике не бывает постоянного попутного ветра. После сентябрьско-октябрьских событий в Москве "паровоз" Уральской республики стал в большой российской политике не нужен. Однако, екатеринбургские "товарищи", похоже, не заметили перемены политической ситуации, а может быть, к тому времени уже сами стали ее заложниками: все поддавали да поддавали угольку в топку... За что и поплатились: около 20 часов сессия областного Совета закончила свою работу, а в 22 часа по факсу пришел указ о роспуске Совета. Случайно или нет, но отчет о ходе сессии транслировался по местному телевидению уже после того, как в "Вестях" и по радио прочитали президентский указ. Это было убийственно! Многих своих сторонников не досчитался в этот вечер президент. А область впервые за все время не пошла на выборы и не поддержала "своего" президента, "завалив" на референдуме президентскую Конституцию.

Могучая интрига, связанная с образованием Уральской республики, я надеюсь, еще обретет своего Шекспира. В ней стоит зарезервировать страницы для многих замечательных героев. Например, для губернатора области, который публично призвал упразднить право наций на самоопределение, а затем - ликвидировать и само понятие национальности, записав в пятую графу всем одинаково - "россияне". Оказалось, что не только малые народы, но даже русские не готовы к столь радикальному решению "национального вопроса"... Представителя президента, который образцово выполнял свои обязанности - "стучал" в Москву по ВЧ на действия областного руководства... Председателя областного Совета, успешно игравшего за обе команды и забивавшего "голы" то в одни, то в другие ворота попеременно... Зам. главы администрации президента, приехавшего упразднять Уральскую республику и простодушно признавшегося перед телекамерами, что не удосужился даже прочитать ее Конституцию... О, великое и могучее племя бюрократии, центральной и местной! Какие бы беды ни свалились на страну, что бы с ней ни случилось, я знаю, кто выйдет победителем из всех передряг. Это - ты!

"Мы, народ Уральской республики..."

Мудро поступил тот, кто не пожалел скромной суммы и приобрел в киоске небольшую книжицу - Конституцию Уральской республики. Спустя некоторое время (лет этак через пятьдесят) ее будут продавать на аукционах как дорогой раритет.

Хотя Конституция определяет Уральскую республику как "правовое, демократическое, социальное, светское государство с республиканской формой правления", при ближайшем знакомстве выявляется, что она лишена почти всех признаков государственности.

Это государство без гражданства и без граждан. Социальную основу Уральской республики образуют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Свердловской области: приехал в Свердловскую область - получил права гражданства, уехал - потерял. Но ведь это же абсурд! Без постоянной, стабильной связи государства и гражданина, без их взаимной ответственности, государства не существует, это попросту фикция.

Столь же туманно выглядит вопрос об источнике государственной власти. Статья 1 Конституции объявляет единственным источником государственной власти "народ Уральской республики". Но, простите, "народ" и "население" - это же не одно и то же! Не всякая часть населения образует народ. Есть народ украинский, белорусский, армянский, но нет народа свердловского, пермского или хабаровского - все это части единого русского народа, имеющего единую историю, создавшего русскую науку, культуру и государственность.

Новоявленная республика не имеет и многих других признаков государственности: армии, собственной денежной единицы, таможенной (или какой-либо иной) границы, не претендует на право выхода из РФ, отказывается от суверенитета.

Большие и серьезные проблемы, как нередко бывает, открываются через мелочь, ерунду, художественную деталь. В данном случае такой деталью является наименование главы государства - губернатор. Губернатор, генерал-губернатор... Что-то неуловимо тянет из истории это слово... Республика с губернатором во главе... Ну, конечно! Колония! Именно так - генерал-губернатор - назывались высшие административные посты в Австралии, Канаде, Индии и некоторых других получивших независимость колониях.

Теперь понятно, почему на дне рождения Уральской республики не было "Останкино", но приехало канадское телевидение. Это же их почти забытая история!

Создать "кирпичик" или развалить до кирпичей?

Когда все это (и многое другое) я вываливал должностным лицам Уральской республики, то в ответ получал примерно следующее: не думайте, что вы самый умный. Мы прекрасно сознаем, что принятые нами решения юридически нелепы, однобоки, ущербны. Но надо же с чего-то начать! Учреждая Уральскую республику, мы разваливаем прежнюю несправедливую систему отношений и создаем "кирпичик" новой Российской Федерации, построенной не по национальному, а по административно-территориальному принципу. И вообще, мы хотим быть хозяевами в собственном доме!

Здесь мы подходим к главному. Именно здесь собака зарыта! Да, я тоже считаю, что национальное государство - исторически бесперспективно. В стране, где на одной территории, основательно перемешавшись, проживают более ста наций и народностей, стремление каждого народа создать свое собственное национальное государство не может не породить конфликтов и трудностей. Куда более привлекательно "нарезать" Федерацию по административно-территориальному принципу, с учетом социально-экономических особенностей регионов. Выберут себе руководителя - и никаких национальных проблем!

Но... Как перейти к этой системе? Как быть с теми государствами, которые уже созданы? Как быть с тем, что татары, чуваши, чеченцы, мордва и другие считают свое национальное государство великим завоеванием и не намерены от него отказываться? Заставить силой? Известно, к чему это приведет - пружина национальной независимости раскрутится с бешеной, неукротимой энергией. Попытка лишить народы своего национального государства создает угрозу ввергнуть Россию в эпоху национально-освободительных войн.

Идея формирования новой субъектности Российской Федерации может быть реализована в достаточно продолжительной исторической перспективе, в условиях стабильной и разумной центральной власти, которая откажется от безумного желания командовать всем и вся, поддержит региональные рынки, содействует формированию новых, более эффективных региональных структур. Настойчивость и величайшее терпение - вот путь, на котором в принципе может быть решена эта задача.

Поэтому, завершая обзор, я спросил бы своих свердловских коллег: правильно ли вы рассчитали формат "кирпича" новой России? И не кажется ли вам, что преждевременное изъятие из кладки одного-двух-нескольких "кирпичей" типа Свердловской области приведет к тому, что вся стена - Российская Федерация - просто-напросто рухнет?

История рождения и гибели (и предстоящего нового взлета?) идеи Уральской республики показывает, перед какой пропастью находится сегодня Россия. В то время как региональные элиты набираются ума, укрепляют свою власть и могущество, развивают международные связи, на общероссийском уровне, благодаря Ельцину, идет острейшая борьба - борьба на уничтожение, война "до победного конца".

"Десоветизация", а точнее - разрушение единой системы представительных органов власти, силовое уничтожение Конституции - еще больше расшатали и ослабили скрепы, соединяющие страну в единое целое. Сегодня регионы живут своей отдельной жизнью, во многом независимой не только от указаний "центра", но и от федеральных законов. И объективно этот процесс будет нарастать. "Декоммунизация" обернулась развалом Союза, "десоветизация" - ослаблением и развалом России.

...Что же касается парламентского слушания по Уральской республике, то его главный итог можно уложить в одну фразу: "ДА" - разумной децентрализации власти, "НЕТ" - региональному сепаратизму!

24 апреля 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 298104
Перв. публик.: 24.04.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 330

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``