В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Страна халявия Назад
Владимир Исаков: Страна халявия
Икра заморская, баклажанная

"В текущем году произошли существенные преобразования как в экономике, так и в настроениях, в экономическом поведении людей. Экономика прошла важнейший этап рыночных отношений: по всей стране нормализовалась торговля, на этой основе качественно улучшилось снабжение потребительского рынка, повысилась доступность многих товаров для населения; возросли реальные доходы населения, сократилась малообеспеченность; увеличились частные инвестиции, резко возрос приток иностранных инвестиций; в ряде отраслей начался рост объемов производства; началась структурная реорганизация многих бывших государственных предприятий... рубль обрел реальную стоимость, инфляция стала снижаться, сбережения увеличиваться, производство стабилизировалось. Это способствовало тому, что в поведении экономических агентов стало больше здравого смысла, появились предпосылки для начала экономического развития..."

О ком это? Это где такая благодатная страна, где все только "растет" и "увеличивается"? США? Швеция? А может быть, Багамские острова? Нет, это - Российская Федерация! Именно так, не жалея голубого и розового, рисует нынешнюю экономическую ситуацию в России официальный правительственный документ, направленный в Думу вместе с бюджетом на 1995 год.

Реальная же картина далека от этих бодрых оптимистических оценок. Российская экономика находится в падении уже несколько лет. По сравнению с 1990 годом объем промышленного производства сократился более чем вдвое.

Падение экономической активности сопровождается не структурной перестройкой, а деградацией структуры экономики. Так, в августе 1994 года производство продукции легкой промышленности упало по сравнению с январем 1990 года на 87,5 процента, машиностроения
и металлообработки - на 71,3 процента, химической и нефтехимической продукции - на 59,9 процента и даже в пищевой промышленности выпуск продукции сократился более чем наполовину - на 52 процента. Резкое сокращение производства большей части наукоемкого оборудования делает невозможным обновление инфраструктуры энергетики, транспорта и связи, износ которых достиг критического порога. (Здесь и далее я широко использую доклад С.Глазьева "О социально-экономической политике правительства Российской Федерации").

В 1994 году произошло дальнейшее резкое сокращение государственных расходов на закупки техники и инвестиционные цели. При этом наибольшей степени подверглись сокращению самые производительные расходы на проведение НИОКР, осуществление инвестиционных и конверсионных программ в наукоемкой промышленности, модернизацию производственной инфраструктуры. Приоритетные отрасли российской экономики не получили необходимой поддержки, но одновременно увеличивался импорт (более половины товаров на потребительском рынке - импортного происхождения), правительство поддерживало зарубежного товаропроизводителя за счет использования связанных кредитов. Эта же тенденция сохранена и в проекте бюджета на 1995 год.

Обвальный спад производства с начала 1992 года сопровождается хроническим кризисом неплатежей. К середине 1994 года отношение денежных активов предприятий к их просроченным долговым обязательствам сократилось до критического уровня в 27,4 процента (в 1993 году - 125 процентов). С точки зрения структуры баланса большинство российских предприятий неплатежеспособны, а треть из них не в состоянии осуществить оплату труда за выполненные работы и фактически являются банкротами.

Продолжается "проедание" национального богатства. Объем капитальных вложений снизился в первой половине 1994 года на 27 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в промышленности - на 37 процентов). Это вторая мощная волна сокращения инвестиционной активности после 1992 года, когда объем инвестиций сократился вдвое. Спад инвестиций в производство сопровождается активным вымыванием производственного капитала в сферу потребления и спекулятивных операций. В легальных и нелегальных формах капитал широко вывозится за рубеж.

Рост доходов населения, на который так любит указывать правительство, концентрируется в основном в высокодоходных группах. Источником этих доходов является не производство, а перераспределение общественного богатства, снижение инвестиций и сокращение внутреннего потребления. Полученные богатства используются главным образом непроизводительно - овеществляются в драгоценностях, иностранной валюте, недвижимости за рубежом и иностранных ценных бумагах.

По общему мнению, в России одна из наименее удачных систем налогов. Создавая непосильный налоговый пресс на производителя, она провоцирует массовое уклонение от уплаты налогов и банкротство вполне жизнеспособных предприятий. Быстро растущие недоимки и уклонение от налогов компенсируются хаотичным секвестированием расходов, подхлестывающим кризис неплатежей, падение объемов производства и - сокращение налоговых поступлений. Замкнутый круг! Внеся предложения по отмене нескольких незначительных налогов, правительство упорно не замечает предложений по снижению налогообложения текущих доходов и расходов на развитие производства за счет увеличения налогообложения недвижимости, загрязнения окружающей среды и потребления природных ресурсов.

Вопреки многочисленным обещаниям, сохраняется порочная практика предоставления с нарушением действующего законодательства индивидуальных льгот по налогообложению и внешнеторговой деятельности. В результате бесконтрольного расширения льгот в бюджет не поступило около 2,2 млрд. долларов США.

Серьезные пороки присущи избранной правительством программе приватизации, которая реализуется в жестком командном режиме. По существу, это "приватизация ради приватизации". Специфика осуществленного в России ваучерного варианта приватизации сформировала стойкое (и небезосновательное) убеждение, что население не столько наделили собственностью, сколько обокрали и экспроприировали. Присвоение бесхозной государственной собственности стало важнейшей причиной криминализации экономической жизни в стране.

Итоги трех кварталов 1994 года свидетельствуют о том, что правительство не смогло найти действенных рычагов управления экономической ситуацией в стране. Ему не удалось преуспеть ни в стабилизации производства, ни в проведении структурной политики, ни в поддержке отечественного научно-технического потенциала, ни в стимулировании частного предпринимательства, ни в формировании класса собственников, ни в преобразовании налоговой системы.

И по существу, и с точки зрения формальных показателей проводимая экономическая политика не соответствовала реальным проблемам экономического положения страны, поставленным самим же правительством целям и задачам. Бездействия по одним направлениям экономической политики и ошибочные действия по другим способствовали углублению экономического кризиса и ухудшению положения страны в целом. В результате проводимой экономической политики резко обострились основные проблемы развития экономики страны: деиндустриализация и разрушение научно-технического потенциала, утрата предпосылок будущего экономического роста, широкая криминализация хозяйственной деятельности, разрушение транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры, вывоз капитала и утечка умов. Принципиальные недостатки экономического курса, которым шло до настоящего времени правительство, полностью воспроизведены в проекте бюджета на 1995 год.

Выступая перед депутатами Государственной Думы, В.Черномырдин решил закончить свою речь на высокой просветленной ноте. Вопреки очевидным, набирающим размах негативным тенденциям, ближайшее будущее экономики ему видится так: "Отказ от прямых кредитов банка заложит основу стабилизации рубля. Это окажет оздоравливающее воздействие на экономику и приведет к оживлению инвестиционной политики, к активности. Быстрее будут расти рублевые сбережения, причем на длительные сроки, что станет базой для долгосрочных инвестиций. Снизится и учетная ставка Центрального банка. Повысится предсказуемость экономических и инвестиционных решений. В короткие сроки произойдет существенное удешевление кредитов для предприятий. Упадет спекулятивная доходность от вложения капитала в сферу обращения и финансовый сектор, что было естественно в условиях высокой инфляции, а значит, начнется долгожданный перелив капитала в сферу производства. Все это в совокупности обеспечит стабильность и предсказуемость экономической жизни, возможность планировать и принимать решения по развитию производства, инвестициям, сбережениям, а это уже принципиально иной экономический климат. Это уже нормальная экономика, да и политика тоже."

Как хочется иногда помечтать...

Слушаюсь, гражданин начальник!

Под вопли "демократической" прессы о "восстановлении Советской власти" - а попросту говоря, попытках представительной власти на местах хоть как-то наладить свою работу - президент издал указ от 3 октября 1994 г. No 1969 "О мерах по усилению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" - указ настолько замечательный, что даже А.Солженицын в своем выступлении перед депутатами Государственной Думы отметил и прокомментировал его как выдающийся образец беззакония.

Судите сами. Выборы глав администрации на местах отменяются вплоть до особого распоряжения президента. Назначение глав администрации (в самостоятельные субъекты Федерации!) производится президентом по представлению главы правительства.

Глава администрации, назначенный подобным образом, объявляется высшим должностным лицом, подписывает и обнародует правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации, имеет право "вето", может в любой момент приостановить их действие. Что же касается законодательных (представительных) органов (между прочим, избранных населением на альтернативной основе), то они наделены лишь смиренным правом "обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти или их отмене в случае противоречия указанных актов законам..."

Такие вот "шедевры" испекают нынешние "демократы" в рамках ельцинской Конституции и под флагом "разделения властей"! Добавим, что и эти урезанные до предела права на практике не соблюдаются: в 17 субъектах Российской Федерации вообще нет никаких представительных органов власти - в октябре прошлого года разогнали и до сих пор не избрали...

С легкостью необыкновенной указ попирает права местного самоуправления. Глава администрации, согласно указу, "назначает на должность и освобождает от должности глав администраций городов и районов, а также решает вопросы применения к ним дисциплинарной ответственности". Вот вам и вся "самостоятельность" местного самоуправления!

Журналистов, под увеличительным стеклом исследующих "депутатские привилегии", почему-то совершенно не заинтересовал раздел пятый указа "Основные гарантии деятельности глав администрации", а ведь там тоже есть что почитать: 40-процентная надбавка к окладу "за выслугу лет", 50-процентная - за "сложность и специальный режим работы", выплата выходного пособия в размере заработной платы за год, которая никак не оговорена причинами освобождения от должности. Уволили за должностные злоупотребления - не беда, все равно будут платить оклад целый год!

На недавнем совещании в Российской академии государственной службы отмечалось, что сей замечательный указ был инициирован Советом глав администраций при президенте и подписан "с первой подачи", без каких либо консультаций и юридической проработки, со всеми как есть антиконституционными положениями. Была высказана и справедливая критика в адрес Государственной Думы, которая до сих пор не создала необходимой правовой базы для взаимоотношений федеральных органов власти, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Участники совещания задали и такой "интересный вопрос": с одними субъектами Федерации президент и правительство России заключают межгосударственные договоры, других - лишают указами последних остатков самостоятельности. Как же быть тогда с конституционным принципом "равноправия субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами власти"? Выходит, одни опять "равнее" других?

Недавно гостившие в нашей стране эксперты Европейского Сообщества отбыли назад в сомнениях и растерянности: несмотря на принятие "самой демократической" Конституции, Россия на практике все более напоминает военно-бюрократическое полицейское государство. Можно ли принимать в Совет Европы такой "светоч демократии"?

Остров Невезенья

Всю прошедшую неделю московский чиновный мир колотила лихорадка: Шохин удален, Чубайс повышен, объявлено еще о целой серии перестановок и назначений.

Пожалуй, никогда еще ограниченность власти, ее неспособность адекватно отреагировать на изменение обстановки, обкомовские стереотипы самого Ельцина не обнажались столь явно. Корабль идет ко дну, а он, вместо того чтобы заделать хотя бы самые большие "дыры", вдохновенно занимается перетасовками в руководстве: "пома" повышает до "старпома", "матроса" до "старшего матроса" и т.д.

Понимая, что с последними перестановками в правительстве возникла угроза потерять свою социальную базу, лишиться поддержки компрадорского капитала и западных "друзей", Б.Ельцин делает характерный популистский жест: оскорбляя миллионы сограждан, игнорирует государственный праздник 7 ноября. Как бы намекает: "Я - свой! Я - ваш! Я - по-прежнему антикоммунист!" По наивности полагая, что на подобные жесты сегодня можно кого-то "купить".

Чувствуя, как почва уходит из-под ног, Ельцин все чаще обращает взор в сторону силовых структур. Повод все тот же - борьба с преступностью, которая в наших специфических условиях все чаще оборачивается борьбой с политическими противниками - самыми главными "преступниками" против нынешнего режима.

Но и здесь ситуация далеко неоднозначна. Дважды оболганная и униженная армия вряд ли кого-либо поддержит в "третьем ГКЧП". Нет полной уверенности и в поддержке других силовых структур, которые в складывающейся обстановке вынуждены "держать нос по ветру"...

Словом, "крокодил не ловится, не растет кокос".

Закон исполнять не буду...

Президент прислал в Думу письмо, что недоволен недавно приятым законом "О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1995 год" и не будет его исполнять. Высочайший гнев вызвала статья о том, что неутверждение Государственного бюджета рассматривается как вотум недоверия правительству, которое обязано в этом случае подать в отставку.

В нынешней ситуации, когда правительство находится "на распутье", теряет поддержку "демократических" фракций Думы и отнюдь не приобретает новых друзей, использование голосования по бюджету с целью "рассчитаться за все" вполне вероятно. Ну и что из этого? Это "штатная" политическая ситуация, из которой есть множество нормальных, "штатных" конституционных выходов.

На закон "О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета" президент уже накладывал "вето". Произошло практически невероятное: двумя третями голосов в Совете Федерации и Государственной Думе вето было преодолено! Как гарант Конституции Б.Ельцин должен был бы принять закон к исполнению и, если считает нужным, обратиться в Конституционный Суд. Он поступил "с точностью до наоборот": поставив себя выше закона, выше Конституции, выше Конституционного Суда, отказался исполнять закон.

Б.Ельцин еще раз продемонстрировал, что играть с ним "по правилам" бесполезно: "правила" признаются лишь до тех пор, пока выигрывает он, любимый, и беззастенчиво попираются, когда начинает выигрывать кто-то другой. Даже если эти "правила" - в Конституции.

Эпидемия "халявы"

Два события судьба свела вместе - избрание в Государственную Думу мультимиллионера Сергея Мавроди и убийство депутата Думы Валентина Мартемьянова.

Мавроди избрали халявщики. Избрали потому, что обещал больше других - 10 миллионов долларов "из личных средств" немедленно и еще 100 миллионов - в перспективе.

Откуда у Мавроди столько миллионов долларов? Ведь при обыске его офиса-квартиры нашли, помнится, всего несколько сот миллионов рублей. А уставной фонд его знаменитой "фирмы" составляет и вовсе смехотворную сумму.

Но в сущности, - рассудили его избиратели, - кому какое дело, откуда у Мавроди его "личные миллионы", праведным ли путем, или не очень праведным, они нажиты? Дают - бери, бьют - беги, обещают - верь...

Сергей Мавроди и его порождение, Леня Голубков, заслуживают того, чтобы им поставили парный памятник, как Марксу и Энгельсу, Гете и Шиллеру, Минину и Пожарскому - ибо стали в своем роде символами времени, образцами для подражания и надеждой для тысяч, если не миллионов, мелких халявщиков.

Валентина Мартемьянова убили тоже халявщики. Возможно, халявщики "идейные" - за убеждения, за депутатскую деятельность, которая не совмещалась с халявой ни в каком ее виде. Возможно (пусть это установит следствие), - халявщики примитивные, банальные, бытовые, прельстившиеся исключительно профессорским кошельком. Но в любом случае - халявщики.

Россия - огромная страна и любые процессы в ней протекают нестерпимо медленно. Я не знаю, сколько времени продлится наступление халявы. Я не знаю, сколько еще поколений заразится этой болезнью. Но я убежден: пока миллионы людей ориентируются на халяву, пока халява не выдохлась, не исчерпала себя, страна лишена будущего.

7 ноября 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/511/1/Страна%20Халявия.htm


Док. 298092
Перв. публик.: 07.11.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 248

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``