В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Опять обманули Назад
Владимир Исаков: Опять обманули
Как я был министром

Все же интересная сейчас жизнь: не разберешь, то ли разгонят вместе с Думой, то ли в правительство пригласят.

На прошлой неделе, перебирая возможные кандидатуры в состав кабинета министров, зацепили и мою фамилию.

Новый анекдот:

- Сможешь, Василий Иванович, министерством командовать?

- Смогу, Петька!

Конечно, и статус министра, и льготы - не чета депутатским. Министра вряд ли пометут из Москвы вместе с семьей, как нас в свое время, после выхода из "Белого дома".

Но, с другой стороны, и служба - не сахар. Исполнительная власть почти развалилась - все, кто потолковей, сбежали из министерств в коммерческие структуры. А те, что остались, только называются министерством, на самом деле - тоже коммерческие структуры.

Слева министров бьют за участие в "антинародной преступной политике". Справа - умывают того же Заверюху за то, что "аппаратчик", "номенклатура", "из депутатов". Цепным псом бросается пресса, которая и скушает с удовольствием, и недорого возьмет. Нет никакой надежи на "шефа", который запросто может разменять членов кабинета в очередном политическом пасьянсе.

Тяжело быть сегодня министром... Да и не звал никто.

Опять обманули пенсионеров

Среди вопросов, которые рассматривала и решала Дума, вряд ли найдется более "дорогой", чем индексация пенсий. И до чего же играючи, на бегу, был решен этот наиважнейший вопрос.

Законопроект об индексации пенсий, подготовленный правительством и представленный президентом, не был, вопреки регламенту, разослан по комитетам. Его не получили не только депутаты, но даже члены Совета Думы.

Задал вопрос председателю Думы: извините, техническая ошибка! Но законопроект так и не разнесли. Позвонил в комитет по труду и социальной поддержке: сейчас пришлем! И тоже не прислали. Пришлось, наподобие Штирлица, добывать документ хитростью. И это - нормальная работа?

Что же предлагают президент и правительство в столь старательно утаиваемом документе?

По существу - "признать реальность", узаконить правовой беспредел, учиненный над пенсионерами президентом, который так и не подписал принятый Думой закон: июль - не индексировать, август - проиндексировать из расчета 1,15, сентябрь - дать 1,3, и лишь с 1 октября выйти на индексацию, утвержденную Думой - 1,51. Другими словами, индексацию пенсий, предусмотренную законом для одного квартала, растянуть на два!

Отложив другие дела, вместе с депутатом И. Аничкиным подготовили альтернативное предложение: июль, август, сентябрь - проиндексировать в размере, утвержденном Государственной Думой - 1,51. С 1 октября произвести индексацию в размере 1,4. Подсчитали: бюджет Пенсионного фонда, который был утвержден Думой накануне, такую индексацию позволяет. Законопроект был внесен в Совет Госдумы, рассмотрен, но... в повестке дня его не оказалось: извините, опять ошибочка вышла!

Да разве же можно так - хитрить, изворачиваться, голосовать "с коленки" серьезнейшие решения? Если нравится кому-то правительственный проект - извольте защищать его открыто, публично, с парламентской трибуны, а не протаскивать "через задний проход", пользуясь неинформированностью депутатов.

В ходе обсуждения проектов всплыли любопытные подробности. Председатель комитета по труду и социальной поддержке С.Калашников с цифрами в руках доказал, что у правительства была возможность выполнить решение Думы об индексации в размере 1,51, но оно не пожелало этого сделать. Депутат О.Дмитриева задала резонный вопрос: если у Пенсионного фонда "не было ни копейки", как он утверждает, то откуда взялись деньги, чтобы выполнить президентский указ? На вопрос, будут ли возвращены долги тем регионам, которые из местных бюджетов проиндексировали пенсии из расчета 1,51, представитель правительства отрезал: долги возвращать не будем!

По всему было видно, что депутаты склоняются к прежнему решению - заставить правительство и Пенсионный фонд выплатить компенсацию из расчета 1,51. Но на этот случай, оказывается, была подготовлена "маленькая хитрость": представители правительства пообещали с 1 ноября новую индексацию... на двадцать процентов (т.е. в 1,2 раза). И депутаты дрогнули: рассудив, что синица в руках лучше журавля в небе, проголосовали за президентский проект.

Еще через день закон был окончательно утвержден, причем не только без обсуждения, но на этот раз даже без вопросов...

И в луже, и в белом фраке

Почему так тяжело работает Дума? Почему так низок ее авторитет? Некоторую "информацию к размышлению" дает история с отставкой Геращенко.

Назначение и освобождение председателя Центрального банка - один из немногих вопросов, отнесенных Конституцией полностью к компетенции Государственной Думы. Первоначально Б.Ельцин так и поступил - по итогам "черного вторника" направил в Государственную Думу представление об освобождении главного банкира страны.

Но затем передумал и решил снять Геращенко своей властью. Геращенко написал прошение об отставке и Б.Ельцин его удовлетворил, издав по этому поводу указ. Следующим указом была назначена "исполняющая обязанности" - заместитель председателя Т. Парамонова.

Зеркальное повторение истории с А.Казанником! Увы, Дума оказалась послабее Совета Федерации. Если Совет Федерации возмутился, настоял на соблюдении Конституции, то в Совете Думы возобладали иные настроения: "Как бы сделать так, чтобы и невинность соблюсти и авторитет приобрести?" Лучшие умы Думы озаботились поисками "необидной" для президента "дипломатической формулировки": "Согласиться с указом об отставке... Согласиться с отставкой... Принять к сведению отставку... Принять к сведению заявление об отставке..."

Но как ни крути - Конституция нарушена, Думу вновь ущемили в ее законных правах. До чего ж это неловко - сидеть в луже и делать вид, что ты - в белом фраке.

Следующий эпизод на ту же тему - приглашение Б.Ельцина думским фракциям, переданное через председателя Думы, принять участие в замещении вакантных должностей в правительстве. Наживку забросили психологически точно: бросив другие дела, думские фракции занялись дележом портфелей. И закрутилась карусель согласований...

Не оставляет ощущение ирреальности происходящего. Да неужели же в президентской администрации, в правительстве, в Думе не понимают, на каком тонюсеньком волоске все висит? Неужели опять рассчитывают выкрутиться, разменяв пару-тройку министерских портфелей?

Конституция гражданского оборота

Запомните эту дату - 21 октября. В этот день в России завершилась эпоха административной экономики и началась эпоха частного права. Государство сознательно сократило свое присутствие в сфере хозяйственного и имущественного оборота, предоставляя ему возможность развиваться по собственным законам, закрепленным в нормах Гражданского кодекса.

Принятие Гражданского кодекса стало возможным благодаря цепочке компромиссов. Аграрная фракция опасалась (и не без оснований), что принятие Гражданского кодекса затормозит или вовсе исключит принятие Земельного кодекса, накладывающего серьезные ограничения на оборот земельных участков. В результате напряженных споров сделали оговорку: глава 17 Гражданского кодекса (купля-продажа земли) и Земельный кодекс вступают в силу одновременно. Еще одна оговорка касается статуса сельхозкооперации - он будет регулироваться особым законом, разработка которого завершается.

Воплощая опыт мирового законодательства, Гражданский кодекс вместе с тем продолжает традиции русского гражданского права. Не обошлось и без занятных курьезов. Первый вариант Гражданского кодекса, в котором восстанавливался старинный русский институт - товарищество на вере - совпал с выходом на экраны "перестроечного" секс-боевика "Маленькая Вера". Пришлось заменить русское название на аналогичное итальянское - "коммандитное товарищество". Сейчас, когда "шедевр" секс-перестройки уже основательно подзабыли, старинный русский купеческий термин вернулся обратно в текст закона.

Даже не вступив в силу, Гражданский кодекс уже начал свою работу. После голосования по ГК стало ясно, что многие законопроекты по хозяйственным вопросам, подготовленные в комитетах Думы, требуют срочной доработки и корректировки (это, кстати, одна из причин, почему он пробивался с таким трудом). Но "казацкая вольница" в думском законотворчестве должна была рано или поздно закончиться. Правовую систему, как и дом, надо строить из совместимых, точно подобранных блоков, соединяемых между собой не как попало, а по архитектурному плану. Этот "план" и задает теперь Гражданский кодекс.

Было бы неправильно умолчать, что принятие Гражданского кодекса обрадовало далеко не всех. Фракция коммунистов до последнего момента держала оборону, не соглашаясь поддержать "буржуазный" Гражданский кодекс. Не было единства в рядах аграрников, либеральных демократов, депутатов "Новой региональной политики". Авторам кодекса пришлось проделать гигантскую работу, чтобы убедить: имущественные отношения должны иметь современную правовую базу, в конечном итоге, от принятия кодекса выиграют все.

Высказывалось опасение, что принятие нового кодекса "легализует наворованное", откроет шлюзы для криминальной приватизации. Но вот что на самом деле говорит по этому поводу закон: "По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан или юридических лиц" (статья 235 нового Гражданского кодекса). Обратите внимание: "по решению собственника" - а не как попало осуществляется приватизация. Ее правовой основой является ЗАКОН, а не противозаконные указы и постановления Госкомимущества. Имущество "отчуждается", а не разворовывается путем обмана и взяток. Криминальная приватизация не становится законной по новому Гражданскому кодексу.

Глядя на бурную радость одних по поводу принятия Гражданского кодекса и явное огорчение других, я думаю, что и те и другие по-своему ошибаются. Да, Гражданский кодекс "застолбил", и я надеюсь надолго, правовые основы рыночной экономики. Но нельзя не видеть, что он находится в непримиримом противоречии с диким, коррумпированным, мафиозным "рынком", который усиленно насаждается в России. Например, согласно кодексу, нельзя не платить долги, "крутить" через коммерческие структуры доверенные тебе деньги. Задержал платежи - заплатишь за каждый день просрочки банковский процент. Эта норма одинакова и для граждан, и для государства... Удобен ли такой кодекс для спекулянтов, "оборачивающих" чужие деньги?

Беда России не в том, что у нее плохие законы (на самом деле не хуже, чем у других), а в том, что власть у нас не привыкла жить по законам. Законы, законность навязывают тем, кто "внизу", а те, кто "наверху", привыкли обходиться без них. Поэтому самая большая проблема вовсе не в том, чтобы принять Гражданский кодекс, а в том, чтобы заставить соблюдать его всех.

Репетиция

В конце недели Дума отрепетировала голосование по вотуму недоверия правительству.

Поводом стал отчет правительства об исполнении бюджета. Приглашенный в Думу О.Сосковец подчеркнуто занудным голосом по бумажке прочитал доклад и так же занудно - в духе диалога слепого и глухого - ответил на вопросы.

Даже на фоне явно не блестящего положения российской экономики результаты бюджетной политики "впечатлили". По данным контрольно-бюджетного комитета Думы за восемь месяцев текущего года объем промышленного производства сократился на 23,8 процента (против 8 по прогнозу правительства), валовой внутренний продукт упал на 16,8 процента (против 6 процентов по прогнозу). По доходам бюджет исполнен на 32 процента, в том числе от приватизации поступило всего 5,5 процента запланированных платежей.

Стремительно растут неплатежи... Сорван северный завоз... Два и более месяца не выплачивается заработная плата... Недофинансирование коснулось практически всех отраслей народного хозяйства и бюджетной сферы, за исключением правоохранительных органов, силовых структур и органов управления...

И в довершение всего - "обвал" рубля 11 октября. Бюджет был представлен правительством в середине года (три месяца назад!) и утвержден Думой практически без поправок. И вот выясняется - туфта, бред, все невыполнимо... Зачем же надо было обманывать страну? Или правительство само не понимает, что происходит в экономике?

На голосование было вынесено два проекта постановления. Фракции аграрников, коммунистов, либеральных демократов и "Новая региональная политика" предложили признать деятельность правительства неудовлетворительной, отменить необоснованные экспортные и импортные льготы, пресечь беспошлинный ввоз подакцизных товаров, взыскать суммы, укрытые от налогообложения.

Кроме этого Аграрная фракция внесла проект обращения к президенту, в котором ему предлагалось использовать свое право и отправить правительство в отставку.

В противовес "выбросы", "яблоки" и "декабристы" внесли совместный проект, в котором предлагалось "принять отчет к сведению" - смахнув слезу и отпустив все грехи, благословить правительство на продолжение "подвигов".

ДПР, ПРЕС и "Женщины России" официально ни к кому не присоединились.

Результат таков: первый проект - 214 голосов, второй - 102. Ни тот, ни другой не собрали необходимого большинства (для принятия решения требуется не менее 226). Таковы (или близко к этому) будут и результаты голосования по вотуму недоверия правительству.

"Репетиция" показала, что правительство Черномырдина усидит и сможет продолжать свою политику. Как и прежний Верховный Совет, Дума жмурится, трусит, уходит от ответственных решений. Как и бывший Верховный Совет, она медленно дрейфует к положению, когда решать что-либо будет поздно.

Репетиция не понравилась

Выступая в Государственной Думе, С.Шахрай вновь возвестил об опасности "двоевластия", а Е.Гайдар предупредил, что "Выбор России", видимо, будет рекомендовать Б.Ельцину "распустить Государственную Думу, если депутаты выразят недоверие правительству". Прогреваем танковые моторы, господа?

22 октября 1994 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/511/1/Опять%20обманули.htm


Док. 298089
Перв. публик.: 22.10.94
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 288

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``