В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Снова война законов Назад
Владимир Исаков: Снова война законов
Объехать по кривой

Так уж получается, что парламентские каникулы в нашей стране являются периодами активного президентского нормотворчества. Только депутаты за порог - из президентской канцелярии несут ворох свежеиспеченных указов. И можно было бы приветствовать примерное трудолюбие президента, если бы не грубейшие нарушения законности почти в каждом из подписанных им документов.

Вот лишь некоторые примеры. Указы "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР", "О государственных казначейских обязательствах СССР", "О федеральном казначействе", "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево" приняты со ссылкой на дополнительные полномочия президента, предусмотренные постановлением 5 Съезда народных депутатов "О правовом обеспечении экономической реформы". Это постановление, конституционность которого требует отдельного разговора, утратило силу 1 декабря 1992 г. Дополнительных полномочий давно нет, но Б.Ельцин продолжает ими пользоваться.

В указе "О мерах по реализации Федеративного договора в Республике Коми" ссылок на дополнительные полномочия уже нет, но что ни статья - нарушение действующего законодательства. Кто же будет соблюдать законы, если сам президент подает пример их нарушения?

А с поправками к Конституции вообще анекдот вышел, хотя и не очень смешной. Несмотря на то, что согласно Конституции "Президент Российской Федерации... подписывает и обнародует законы Российской Федерации в течение 14 дней с момента их принятия", они были подписаны и опубликованы спустя месяц. Мелочь? Крохоборство? Не скажите. Задержка опубликования принятых Съездом поправок позволила сформировать правительство по старой схеме, безо всяких согласований с Верховным Советом.

Некоторые детали умиляют до слез. С какой вы думаете формулировкой был освобожден от должности Е.Гайдар? Ввиду плачевных результатов реформ? Неудовлетворительной оценки его деятельности? В связи с неутверждением в должности Съездом? Ничуть не бывало - "по его просьбе". Хоть так, да уязвить ненавистный Съезд!

Ситуация разительно напоминает события двухлетней давности, когда воевали законы Союза и России. Результат войны налицо. Сегодня в жесткой, непримиримой схватке сошлись законы и президентские указы: вы - закон, а мы его сверху - указом, вы - решили, а мы - не выполним... Вновь в ходу игра "чем хуже, тем лучше", с явным расчетом на то, что народ, науськиваемый телевидением, обвинит в развале депутатов, а не на президента.

Испытание референдумом

Осью политических событий первой парламентской недели был, без сомнения, назначенный на апрель референдум по основным положениям новой Конституции. Ему были посвящены рабочее собрание членов Конституционной комиссии, дискуссия лидеров политических партий и парламентских фракций и "круглый стол" в Конституционном суде Российской Федерации. Спектр мнений разложился достаточно широко - от полной солидарности с идеей референдума, до полного ее отрицания. Но две мысли повторялись из выступления в выступление. Первая: референдум резко обострит политическую конфронтацию в обществе. И вторая: референдум, вполне возможно, подведет к необходимости досрочных выборов как исполнительной, так и законодательной власти. Было высказано опасение (и я его разделяю), что референдум 11 апреля ввергнет общество в новую, более опасную фазу кризиса правовой системы и полного разрушения конституционных основ государства.

Есть несколько причин, позволяющих прогнозировать столь трагическое развитие событий. Во-первых, для принятия новой Конституции сегодня нет ни экономических, ни политических, ни государственно-правовых предпосылок. Общество переживает пик экономического кризиса, обострившего все его противоречия - политические, идеологические, межнациональные. Спрашивается, какие реальности должна закрепить новая Конституция - агонию экономики, распад государственности?

Во-вторых, подготовленный проект новой Конституции вызывает резкие возражения субъектов Федерации. На словах, декларативно, он провозглашает их самостоятельность, на самом же деле - значительно укрепляет и расширяет прерогативы центральной власти. Противоречие очевидно, но преодолеть его никто не пытается. Расчет на то, что в последний момент (как это было не раз) удастся обмануть, надавить, заставить согласиться с проектом новой Конституции. Попытка давления приведет к тому, что субъекты Федерации будут защищаться всеми доступными средствами, вплоть до отказа проводить референдум на своей территории.

В-третьих, референдум по основным положениям новой Конституции ослабит авторитет и значение действующей Конституции, с ней окончательно перестанут считаться, а вот удастся ли принять вместо нее новую - большой вопрос.

В-четвертых, инициаторы референдума не скрывают, что им не так уж важно, за какую именно формулировку проголосует на референдуме народ - любое голосование будет выдано за одобрение политики, которую проводит Б.Ельцин. Опираясь на результаты референдума, можно будет навалиться на представительные органы власти и прежде всего - ликвидировать Съезд.

Лишь очень наивные люди полагают, что референдум проводится для выявления воли народа. Как и прошлый референдум, это политический трюк, используемый "гроссмейстерами" политики для укрепления своей власти. Можно не сомневаться: будут использованы все средства, чтобы "взорвать ситуацию", опрокинуть в нужный момент стол и выиграть очередной раунд борьбы за власть.

Альтернатива оппозиции

В данной ситуации оппозиция предлагает следующий образ действий.

Программа-максимум: заключается в том, чтобы вернуться к нормальному, наиболее естественному для эпохи реформ методу конституционных преобразований - внесению изменений и дополнений в действующую Конституцию Российской Федерации. Параллельно должна продолжаться работа над проектом новой Конституции - без спешки, без политиканства, с тщательной проработкой всех деталей и самое главное - в рамках единого для России и регионов конституционного процесса.

Программа-минимум: созвать в середине марта внеочередной Съезд народных депутатов, на котором "перепрофилировать" предстоящий референдум - вынести на него один единственный вопрос: о проведении досрочных выборов депутатского корпуса и всех органов исполнительной власти, включая президента Российской Федерации.

Я отнюдь не идеализирую выборы. Никакой это не венец демократии, а тяжелейшее испытание для больного, ослабленного кризисом общества. Вплоть до 7 Съезда народных депутатов была еще слабая надежда, что удастся сгладить противоречия, наладить конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной власти. Увы, прошедший Съезд окончательно развеял эту иллюзию. Беспрецедентный политический стриптиз обеих властей и непримиримая конфронтация, настоящая война законов и указов, открывшаяся сразу после Съезда, показали: досрочные выборы, пожалуй, единственный оставшийся шанс разрешить схватку двух ветвей власти конституционным путем.

После проведения референдума о досрочных выборах (есть основания надеяться, что он даст положительный результат) начнется сложнейший переходный период, в ходе которого должен быть принят новый избирательный закон и произведена реконструкция всей системы власти - ибо бессмысленно избирать новый Съезд и новый Верховный Совет. Система органов власти должна претерпеть существенные изменения, в противном случае она воспроизведет все те недостатки и пороки, которые свойственны ей сегодня. Тяжелая, трудная перспектива. Но все-таки перспектива.

15 января 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/35/1/Снова%20война%20законов.htm

Док. 297978
Перв. публик.: 15.01.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 258

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``