В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Прогнозы на обед Назад
Владимир Исаков: Прогнозы на обед
Правительство испытывает "умеренный оптимизм"

Нет, не зря говорят, что Господь Бог создал нашу страну для экспериментов - в поучение и назидание всему остальному человечеству. Сегодня в ней проводится эксперимент под названием "два правительства". Первое возглавляет президент и называется оно "Администрация президента". Второе носит имя "Совет Министров" и возглавляется В.Черномырдиным.

Элементарным сравнением документов, которые печатаются в газетах, можно установить, что правительство президента является главным, решает наиболее важные вопросы, правительство Черномырдина - действует на подхвате. Периодически главы двух правительств встречаются в Кремле и утрясают свои проблемы. Вопреки ожиданиям и прогнозам, им удается уходить от конфронтации, которая при данной схеме управления кажется неизбежной.

На прошлой неделе глава Совета Министров встретился с членами парламента и изложил принципы политики своего кабинета. Главную опасность курсу реформ В.Черномырдин видит в гиперинфляции, ведущей к экономической катастрофе и обнищанию населения. Но бороться с ней следует прежде всего экономическими методами - строгой бюджетной экономией, жестким контролем над расходами, чрезвычайными налогами и закрытием неэффективных производств. Новому премьеру не чужда идея контроля над заработной платой, он за изъятие доходов, превышающих установленные нормативы, но категорически против административных мер, которые ограничили бы рост цен.

Трудно не согласиться с тем, что здоровый рубль должен стать основой благосостояния российской экономики. Но несколько озадачивает, что первым шагом к этому будет разрушение рублевой зоны, введение российской валюты. После этого мысль о создании единого банка в рублевой зоне придется надолго забыть.

Приоритет номер 2 - сохранение и эффективное использование научного и производственного потенциала страны. В.Черномырдин высказался за защиту отечественных предприятий на внутреннем рынке, но одновременно предупредил, что он против бездумной раздачи кредитов, дотаций, субсидий и льгот.

Третий приоритет - социальная защита населения. Выразительно обрисовав катастрофическое положение дел в этой сфере, премьер заверил, что правительство задумало серьезную реформу системы социальной защиты - увеличение прямых компенсационных выплат, создание новых рабочих мест, установление гарантированного государственного минимума медицинского обеспечения. В качестве первого шага планируется поднять процентные ставки до уровня, который обеспечивал бы защиту сбережений от инфляции.

В докладе В.Черномырдина не было ничего, что могло бы разгневать сторонников рыночных реформ, но в то же время "по максимуму" проявлены добрые чувства, желание облегчить участь народа. Впрочем, без каких-либо прямых и конкретных обязательств на этот счет. Учитывая, что премьер возглавляет "дублирующий кабинет", следовало ли ожидать большего?

А тропинка все уже...

Насколько далеки сейчас голубые мечты и суровая реальность пришлось убедиться при обсуждении следующего вопроса - бюджетного послания президента. Хотя между первым представлением бюджета (в декабре) и нынешним прошло чуть более месяца, совместная работа депутатов и правительства дала положительные результаты - доходная часть бюджета расширилась на 3,6 триллиона рублей, что увеличило его объем примерно на 25 процентов. В конечном итоге, бюджет на 1993 год приобрел следующие параметры: доходная часть 17,5 триллионов рублей, расходная часть 20,7 триллионов рублей.

Все познается в сравнении. Вот и такое понятие, как бюджетный дефицит, осознается лишь в ряду цифр, отражающих динамику этого явления:

Бюджетный дефицит РСФСР / РФ
(миллиардов рублей)

1986
+0,2

1987
+1,1

1988
+3,7

1989
+3,9

1990
-29,8

1991
-109,3

1992 (предварительный отчет)
-1100,0

1993 (прогноз)
-3492,1



От бездефицитного бюджета - к дефициту в три с половиной триллиона рублей. Всего за три года... Это надо суметь!

В представленном бюджетном послании обнаружилась масса уже традиционных недочетов: разделы не стыкуются, некоторые из них даны по новой классификации, исключающей сопоставление бюджетных статей, нет списка правительственных программ, в основу расчетов положен явно оптимистический прогноз роста цен (в 3 раза) и явно завышенный курс рубля (400 рублей за доллар). Но самый главный недостаток послания заключается в том, что в нем не чувствуется тех приоритетов, о которых говорил в своем докладе В.Черномырдин, не просматривается программа выхода из кризиса.

На фоне патетических призывов к экономии бюджетных средств более чем странным выглядит резкое увеличение административно-управленческих расходов. При прогнозируемом росте цен в 3 раза, расходы на цели управления предполагается увеличить почти в 5 раз. И опять на проблему полезно взглянуть в динамике, в развитии. Вот как выглядят расходы на управление за несколько лет:


Расходы на государственное управление в РСФСР/РФ
(миллиардов рублей)

1986
1,0

1987
1,1

1988
1,1

1989
1,3

1990
2,6

1991
9,3

1992 (предварительный отчет)
333,7

1993 (прогноз)
1432,3




На что же тратятся эти средства? Более 100 миллионов рублей, например, предлагается ассигновать на содержание созданного "под Гайдара" института экономики переходного периода. Причем, без утвержденной программы, без каких-либо обоснований необходимости этих затрат, при наличии в стране 19 институтов аналогичного профиля. Круглая сумма в 636,4 миллионов рублей запрошена для содержания представителей президента на местах. Да-да, тех самых, упраздненных решением 7 Съезда! Кто сказал, что мы бедные? Богачи!

Как всегда, путешествие по бюджету изобиловало разнообразными "открытиями". Выяснилось, например, что Чеченская республика, заявившая о своем выходе из Российской Федерации и на этом основании не вносящая в бюджет ни копейки налогов, получит из бюджета 18 миллиардов рублей дотаций... Около 1 триллиона рублей составили налоговые льготы, полученные предприятиями, организациями и коммерческими структурами. Их в прошлом году без счета и без меры предоставляли все - и Верховный Совет, и президент, и правительство. Попытка подкомиссии по налогам получить список "облагодетельствованных" не привела к успеху - похоже, что это один из крупных государственных секретов. Упомянут в бюджетном послании не секретный, но и не очень пропагандируемый указ президента "О дополнительных мерах по защите работников судов Российской Федерации". Согласно этому указу, на продовольственные пайки членам Конституционного суда Российской Федерации ассигновано 4,5 миллионов рублей. Деталь, но какая красноречивая!

В ходе бюджетных слушаний была обнаружена загадочная организация - "Государственная инвестиционная компания", от которой немедленно отреклись и министр экономики, и министр финансов: "Это инвестиционная компания, которая создается под эгидой Юрия Владимировича Петрова..." Компания наделяется государственной собственностью стоимостью около триллиона рублей, правом вести приватизацию, осуществлять внешнеторговую деятельность... и полной свободой от какого бы то ни было бюджетного контроля!

Чудны дела твои, Господи! Каких только чудес не насмотришься, следуя с фонарем по катакомбам бюджетного послания...

Что имеем, не храним...

Да заглядывает ли хоть иногда президент в Конституцию, на которой приносил присягу и которую поклялся защищать? Скорее всего - не заглядывает. В этом убеждает его указ от 21 января 1993 года "О нормативных актах центральных органов управления Российской Федерации". В указе устанавливается, что нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, а также имеющие межведомственный характер, должны пройти регистрацию в министерстве юстиции и быть опубликованными в газете "Российские вести". В противном случае они теряют силу и не могут быть основанием для регулирования правоотношений и применения санкций. Указ вступает в силу с 1 марта 1993 года...

Разумно? Демократично? Вне всяких сомнений! Вот только... опять небольшая "накладка". Вспомним историю вопроса. Впервые данная норма была установлена в решении бывшего Комитета конституционного надзора СССР и справедливо расценена в нашей стране и за рубежом как победа здравого смысла, заметный шаг к правовому государству. Затем ее воспроизвела Декларация прав и свобод человека и гражданина, представленная президентом и принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. А с 21 апреля 1992 года она включена в состав действующей Конституции Российской Федерации (статьи 62, 66), где и находится по сию пору. Таким образом, президентским указом "введена в силу" давно действующая норма...

Президент, конечно, мог и не запомнить, что некое правовое установление он подписывает по крайней мере в третий раз, но за что получают деньги его помощники и могучее Государственно-правовое управление? Да, тяжело укореняются на отечественной почве элементарные нормы правового государства. Заколачивают их и законом, и указом. Не потому ли, что, подписав однажды юридический документ, прочно забывают о его существовании?

1 февраля 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/35/1/Прогнозы%20на%20обед.htm

Док. 297975
Перв. публик.: 01.02.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 246

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``