В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Опасные фокусы Назад
Владимир Исаков: Опасные фокусы
Спасение утопающих

Секрет большинства фокусов неимоверно прост: легкомысленная публика, внимание которой приковано к блестящему предмету в одной руке маэстро, просто не видит и не замечает того, что в это время делает другая рука. Нечто подобное происходит сейчас с подготовкой всенародного референдума: конференции, заседания, круглые столы следуют одно за другим едва ли не ежедневно. Километры пленки, мегаватты эмоций. Внимание приковано к раздутому, пестро раскрашенному шарику... Любопытно, а что делает в это время другая рука?

Побывав на прошлой неделе в своем избирательном округе, поинтересовался, как идет приватизация, какие результаты дает. И вот с чем столкнулся. В соответствии с указом президента No 721 (о принудительном акционировании) Екатеринбургский авторемонтный завод преобразовался в акционерное предприятие. На собрании трудового коллектива было решено выбрать второй вариант акционирования. Избранная на том же собрании рабочая комиссия по приватизации определила среднее количество акций на одного работающего и максимальное их количество на одного человека. Поскольку порядок закрытой подписки был оговорен и со всеми согласован, в текст объявления его не внесли. Директор и главный инженер предприятия рекомендовали рабочим подписываться понемногу, за это же агитировали мастера и начальники цехов.

Сюрприз ожидал при вскрытии конвертов, в которых будущие акционеры указали потребное количество акций. По цехам картина оказалась примерно одинаковой: 1-3-5 акций на человека, а вот в управлении... Руководство завода и поднесло "сюрприз" - среди них подписка на акции составила от 400 до 1200 акций на человека. Если учесть к тому же, что большинство руководителей пришли на завод недавно, то эта новость произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Дальше дело приобрело и вовсе детективный оборот. На собрании трудового коллектива рабочей комиссии было выражено недоверие, избран ее новый состав, а протокол закрытой подписки объявлен недействительным. Через несколько дней председатель рабочей комиссии единолично вскрыл опечатанный сейф, в котором хранились документы по приватизации, изъял недооформленный протокол и отправил его в областной комитет по управлению госимуществом. Коллектив, в свою очередь, обратился в госкомимущество с просьбой не принимать протокол и продлить сроки закрытой подписки. Директор завода ответил тем, что отказался признать полномочия рабочей комиссии, созданной без его приказа... Вот так: коса - на камень, интерес - на интерес, законные права - на уверенную в своей непобедимости силу.

Другой коллектив - и вновь конфликтная ситуация. Проектный институт "Уралагропромпроект" расположен практически в центре города, на улице Декабристов. К четырехэтажному производственному корпусу примыкают хозяйственные постройки, боксы для транспорта. Институт имеет вычислительный центр, парк множительной техники, базу отдыха. Одним словом, лакомый кусок. Коллектив института, автор многих уникальных строительных объектов, согласился на приватизацию - продажу на конкурсе - при условии, что будет сохранен профиль деятельности института и объемы проектно-изыскательских работ, оставлен неизменным количественный состав работающих и сохранен уровень их социальных гарантий в соответствии с коллективным договором.

Покупателем института стало малое предприятие "ТИСА", выложившее на конкурсе ни много, ни мало - 321 миллион рублей. Став обладателем роскошных площадей, новоявленный частный собственник решил, что коллектив ему, в общем, ни к чему, и стал выживать людей: сокращением объема работ, минимальными заработками, перепрофилированием производственных помещений и созданием транспортных трудностей... Сегодня конфликтная ситуация в коллективе дошла до точки кипения: отчаявшись добиться от собственника выполнения условий приватизации, представители трудового коллектива обратились сразу в несколько инстанций с ходатайствами о расторжении договора.

Два коллектива - две судьбы. А точнее, десятки, сотни судеб. Информация из других регионов свидетельствует о том, что приведенные примеры - далеко не единичные случаи. Слабая законодательная база, бюрократический беспредел в распоряжении собственностью, отсутствие серьезного контроля за процессами приватизации со стороны представительных органов власти и правоохранительных органов - все это создает благоприятную среду для "растащиловки", нарушения прав трудовых коллективов, обмана людей. Лозунг дня - "лови момент, обогащайся" - затмевает и ум, и совесть.

Переговорил с председателем комиссии по выдаче приватизационных чеков. Как и всякий чиновник, он начал с положительных сторон. Подготовка списков для выдачи приватизационных чеков позволила впервые установить точное число жителей района - на этот раз никто не прятался, все стремились попасть в эти списки. Это помогло упорядочить паспортный режим, обнаружить нескольких лиц, находившихся в розыске.

Затем речь зашла о недостатках. Отсутствие в типовой форме места для паспортных данных, создало благоприятные условия для жульничества. Немалое число "сообразительных" граждан, потеряв паспорт, явились за чеком повторно. Едва ли не до взрыва довели студентов вузов - несколько месяцев не могли решить, где им получать приватизационный чек - по месту учебы или дома, по месту жительства. До сих пор не урегулирован вопрос о наследовании приватизационных чеков. Согласно закону, со дня открытия наследства и до дня вступления в права наследника должно пройти 6 месяцев - за это время чек потеряет цену, превратится в бумажку. На свой страх и риск на местах решают и эту проблему - выдают чеки досрочно.

Но самое главное, рыночная стоимость чека еще ни разу не приблизилась к сумме, обозначенной у него на лицевой стороне - 10 тысяч рублей. В Москве чек продают за 3-4 тысячи рублей, в Екатеринбурге - за 5 тысяч. Имеются сведения о том, что курсовая стоимость приватизационного чека искусственно занижается криминальными структурами, внедрившимися на рынок ценных бумаг. Народ, таким образом, обирается дважды: один раз, когда отдает ваучер за полцены и второй раз, когда жулье на этот ваучер приобретает реальные ценности, созданные тем же народом.

Впечатляющую картину представляет сегодня районный Совет: все четыре этажа заполнены усталыми, раздраженными людьми. На первом этаже идет перманентный перерасчет пенсий. На втором - разбираются конфликтные ситуации по приватизационным чекам. На третьем - кипят страсти вокруг приватизации квартир. На четвертом - идет перерасчет налогов. Славно поработали депутаты и президент - всех обеспечили работой!

Здравствуй, оружие?

Перестрелка из различных видов стрелкового оружия в ближайшем будущем обещает стать обычным элементом быта российских поселков и городов. Проект закона "Об оружии", принятый в первом чтении обеими палатами Верховного Совета, предусматривает, что любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе получить лицензию в органах внутренних дел и приобрести "гражданское оружие", к которому относятся пистолеты и револьверы с ограниченной (до 20 метров) дальностью поражающего действия, газовое оружие, спортивное и охотничье огнестрельное.

Милитаризация гражданского населения началась 8 ноября прошлого года, когда президент подписал указ "О разрешении приобретения, хранения и использования гладкоствольного охотничьего оружия гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство". Даже "демократические" издания неоднозначно отнеслись к этому шагу. Что значит вооружить одну часть общества против другой? Будет ли такое общество более безопасным? И как соотносится эта мера со статьей 34 Конституции, закрепляющей принцип равенства прав и свобод граждан, в том числе, разумеется, и равную защиту их чести, достоинства, имущества и жизни?

Закон "Об оружии" - следующий шаг по этому пути. Сделает ли он нашу жизнь более безопасной и защищенной? У меня в этом большие сомнения. Безопасность граждан может обеспечиваться различными способами. До недавнего времени правоохранительные органы ориентировались (по крайней мере, официально) на профилактику правонарушений, их предотвращение. Судя по всему, сегодня подход изменен. Новый лозунг дня: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Вряд ли кто-то подумал о последствиях этого шага. Рассудили просто: в Америке продают, можно и нам.

Но, во-первых, в Америке за два столетия сложилась определенная культура владения оружием, налажена система его учета. Владелец опасной "игрушки" (как это было, например, в случае с Анджелой Дэвис) может быть установлен за считанные часы.

Во-вторых, совершенно ясно, что в наших условиях приобретение "ствола" за 300-500 тысяч рублей по карману лишь весьма обеспеченной части общества. Это окрасит идущее социальное расслоение весьма специфическим цветом, подчеркнет и усилит нарастающие социальные противоречия.

В-третьих, обеспечит ли эта мера действительно более высокий уровень безопасности граждан? Убежден, что вскоре после принятия этого закона, газетные заголовки запестрят аншлагами типа "Бизнесмен (банкир, брокер, маклер) убит из его же собственного оружия". А после этого - ищи виноватого.

Совершать ошибки и затем самокритично (под Новый год) в них раскаиваться стало чем-то вроде хорошего тона. А может быть, все же просчитать последствия, которые повлечет неограниченная милитаризация граждан?

Встретим трудовыми подарками очередной
(1993 года) путч!

В течение недели Руслан Хасбулатов дважды выступил с предупреждением об опасности нового путча, антиконституционного захвата власти, подготавливаемого в окружении президента. Глас вопиющего в пустыне при полном равнодушии телевидения и прессы!

Похоже, что путчи и подготовка к ним становятся привычным элементом нашей парадоксальной действительности.

8 февраля 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/35/1/Опасные%20фокусы.htm


Док. 297974
Перв. публик.: 08.02.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 306

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``