В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Политический шантаж Назад
Владимир Исаков: Политический шантаж
Выбор невелик

Непривычно оживленными выглядят сегодня Кремль, Верховный Совет, Конституционный суд. Коридоры заполнены депутатами, журналистами, экспертами. Одуревшая от словопрений публика бегает с заседания на заседание, с "круглого стола" - на "пресс-конференцию", и до хрипоты спорит - о чем? Да ни о чем. Голодная, нищая страна с развалившейся экономикой и почти остановившимся транспортом осатанело обсуждает вопросы предстоящего референдума.

А между тем все предельно просто: в солидных столичных декорациях разыгрывается водевиль средней руки. Президент, настоявший на проведении референдума, теперь открещивается от него. Да, он за референдум, но... не очень. Настаивает на проведении и предлагает свои вопросы, но если хорошо попросят, может и отказаться. Председатель Верховного Совета, в свое время лихо протащивший на Съезде "тройственное соглашение", сегодня считает его ошибкой, превратился в ярого критика референдума. Готов даже вновь созвать Съезд, чтобы отменить референдум, но очень опасается, что разгневанный Съезд может дать суровую оценку деятельности самого председателя. Третий участник водевиля, председатель Конституционного суда, льет слезы над попранной Конституцией, кидает громы и молнии (впрочем, весьма неопасные) на головы строптивцев, но почему-то не торопится использовать свои полномочия для защиты конституционного строя. Трех главных героев окружает политмассовка, которая регулярно-попеременно воздевает руки и недружно вопит: "Выборы! Учредительное собрание! Референдум! Съезд!.." Дерзнувшего спросить: "А что это вы делаете, братцы?" - немедленно заклеймят презрением и выставят вон, как профана. Как это что делаем? Российскую политику!

Референдум не за горами, но практически невозможно обнаружить его инициатора. Хасбулатов указывает на Ельцина. Тот - на Съезд народных депутатов, "который еще в 1990 году решил..." Ну а Зорькин винит во всем потусторонние силы: "Референдум был неизбежен..."

В круговерти заседаний, пресс-конференций, круглых столов, похоже, мало кто задумывается над сюжетом этого водевиля. А между тем в его основе - обыкновенный шантаж. Президент шантажирует Верховный Совет и Конституционный суд угрозой проведения референдума: "Не уступите мне, заставлю проводить референдум! А в случае провала возложу вину на тех, кто "не уступил", "не пошел навстречу".

В какой-то мере повторяется ситуация, возникшая на 7 Съезде народных депутатов. Тогда президент, нанеся удар Съезду, удалился в свои кремлевские апартаменты и с волнением наблюдал за работой Съезда по внутренней трансляции. Ждал ответного хода: Отстранение? Импичмент? Приостановление полномочий? Напрасно он волновался. Плохо знает он своих депутатов. Не прошло и суток, как прибежали - с поклонами и извинениями. Наградой президенту за попытку государственного переворота было постановление "О стабилизации конституционного строя", которое перечеркнуло принятые Съездом поправки и определило дату референдума.

Сегодня предметом шантажа служит уже сам референдум. Что же требует президент в обмен на свое согласие отменить референдум, что надеется выиграть в этот раз? Всего ничего: сохранить в неприкосновенности его полномочия и гарантировать срок царствования до 1996 года. Для отвода глаз добавлено требование о "моратории на политические мероприятия и забастовки", но это - опять же для профанов. Сторонники президента никогда не соблюдали и тем более сейчас не станут соблюдать подобных "мораториев".

Понимая, что второй раз "обломать Съезд", заставить проголосовать его за "конституционное" (а точнее антиконституционное) соглашение - совсем не простая задача, в окружении президента прорабатываются и другие варианты. Руководителям республик в составе Российской Федерации, которые поддержат референдум и проведут его на своей территории, обещано заключение двусторонних договоров аналогичных тем, которых добился для себя Татарстан. Другими словами, в обмен на сохранение его президентской власти, Б.Ельцин согласен упразднить Российскую Федерацию, превратить ее в ассоциацию типа СНГ. Вот уж, поистине нет ничего слаще власти, ничего ради нее не жалко - даже развалить дом, в котором живешь!

Ну, а если и это не поможет? На этот случай имеется "силовой вариант". Он уже спланирован. Об этом говорит проект указа президента "О порядке функционирования органов государственной власти Российской Федерации в переходный период" и приложенный к нему текст обращения к народу, неофициально распространенные на прошлой неделе в Верховном Совете.

В обращении к гражданам России утверждается, что номенклатурно-коммунистическое большинство 7 Съезда народных депутатов, под прикрытием "поправок к Конституции", начало антинародный государственный переворот. Весь прошедший год Верховный Совет во главе с Хасбулатовым мешал реформам, мешал Президенту и правительству. Но сегодня им и этого мало. И они решили одним махом избавиться и от президента, и от реформ, и от народа, и от демократии. Сдаться - означало бы обречь миллионы соотечественников на ужасы нового коммунистического террора, на нищету и карточное распределение, на возрождение милитаризма и угрозы ядерной войны, на небывалое ухудшение жизни, чреватой новой гражданской войной. А потому президент принимает в очередной раз "самое трудное решение в своей жизни". Будучи вынужденным выбирать между верностью народу и верностью "устарелой брежневской Конституции, умышленно сохраняемой антинародными силами", он решает отбросить даже видимость соблюдения Конституции и приостановить деятельность Съезда народных депутатов.

В указе же предусматривается, что, начиная с 5 часов утра 4 декабря 1992 г. (в этот день на Съезде предполагалось голосование поправок к Конституции) и до принятия и введения в действие новой Конституции, в Российской Федерации устанавливается "переходный период". Деятельность Съезда народных депутатов, предпринявшего попытку "конституционного" государственного переворота, приостанавливается на 6 месяцев. Верховный Совет на это время сохраняется, но лишается основной части своих полномочий, а президент приобретает право издавать указы, вносящие изменения в законодательство. В случае смерти президента или невозможности исполнения им своих обязанностей, его полномочия переходят не к вице-президенту, как это предусмотрено Конституцией, а к правительству, которое в тот период возглавлял Е.Гайдар.

Гражданам России обещалось не позднее чем через 6 месяцев вынести данный указ на всенародный референдум. Если россияне утверждают его своим голосованием, указ приобретает силу конституционного закона, если нет - президент созывает Съезд народных депутатов, перед которым готов ответить "по всей строгости закона"...

Документы, естественно, не содержат каких-либо виз, в заголовке обозначено "проект", и самое главное, они не были пущены в ход - вместо этого 10 декабря была предпринята попытка развала Съезда. Однако специфический, "под Ельцина", стиль документов, тщательная проработка деталей, обморочное молчание президентского пресс-центра, не спешащего опровергать "очередную фальшивку", позволяют предположить, что перед нами - реальные рабочие варианты, изготовленные в ближайшем окружении президента. Они не были пущены в ход лишь по единственной причине: не было уверенности в успехе - в том, что "переходный период" не завершится для его инициаторов замещением освободившихся камер в "Матросской тишине".

Первая победа ФНС

"Фронт жил, Фронт жив, Фронт будет жить!" - под таким заголовком сообщила одна из газет о решении Конституционного суда РФ, признавшего неконституционным п.1 указа президента Российской Федерации о роспуске оргкомитета Фронта национального спасения. Казалось бы, политсовету Фронта и мне, его представителю на суде, есть все основания праздновать важную политическую победу. Увы, не все так просто.

Решение Конституционного суда содержит массу оговорок, которые позволяют и дальше преследовать эту организацию. Во-первых, суд не отменил преамбулу указа, в которой утверждается, что цели ФНС "направлены на разжигание национальной розни, представляют угрозу территориальной целостности Российской Федерации". Это позволит чинить препятствия для регистрации ФНС. Убрав больной зуб, суд оставил корни, на которых он держался.

Во-вторых, суд не прислушался к требованию ходатайствующей стороны и мнению экспертов и не признал неконституционными остальные пункты указа, в которых президент вторгся в прерогативы субъектов Федерации, прокуратуры, нарушил положения Федеративного договора. Они были признаны соответствующими Конституции с оговорками "в части" и "применительно". Суд признал действительным и "официальное толкование" указа Государственно-правовым управлением, несмотря на то, что оно было дано на день раньше письменного поручения президента.

Итоги процесса выглядят следующим образом: основной вопрос (о роспуске оргкомитета) - в пользу ФНС, но все другие - однозначно в пользу президента. Из большого гнилого яблока суд вырезал самую загнившую часть, об остальном же постановил: "Съедобно!"

В чем причины столь либерально-снисходительного отношения суда к явным нарушениям Конституции? Не хотелось бы думать, что в нежной заботе президента о быте и отдыхе конституционных судей, в присвоении им (указом президента) высшего судебного ранга. Надеюсь, что причины все же глубже.

Почти недельное пребывание в Конституционном суде позволило убедиться, что этот орган болеет теми же болезнями, что и Верховный Совет: отсутствием внутренней дисциплины, рабочего напряжения, деловитости. Выступления "по процедуре" и "по мотивам голосования" перемежаются утомительными дискуссиями по теоретическим вопросам, демонстрацией эрудиции. ("Протоколы наших заседаний можно защищать как докторскую диссертацию" - пошутил один из судей). Происходящее сегодня в стране, похоже, мало волнует судей - они работают на вечность. За год своего существования суд так и не отработал четкие правила внутренней процедуры. Ход процесса порой напоминает работу начинающей машинистки - большими паузами и невероятным количеством опечаток.

Каждый, кто хоть раз посетил обычный народный суд, навсегда запомнит коридоры, запруженные людьми, нервных секретарей, утомленных хронической перегрузкой судей. Про Конституционный суд этого не скажешь - ему созданы идеальные условия для работы. Но почему то не работается... Говорят, что поэты пишут лучшие свои стихи, когда голодны и живут в бедности. Упаси меня Бог от таких аналогий! И все же, все же...

14 февраля 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/35/1/Политический%20шантаж.htm


Док. 297972
Перв. публик.: 14.02.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 265

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``