В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Добиваться, подталкивать, закреплять... Назад
Владимир Исаков: Добиваться, подталкивать, закреплять...
Концепция есть!

В Верховном Совете распространен обширный 58-страничный документ, озаглавленный не без претензии на значительность - "Концепция внешней политики Российской Федерации". В сопроводительном письме, завизированном министром иностранных дел А.Козыревым, сообщается, что концепция - итог совместной работы МИДа, других ведомств, научных и общественных кругов. Концепция обсуждена и одобрена на заседании Совета по внешней политике и доложена президенту Российской Федерации. Подчеркивается, что МИД РФ исходит из нее в своей практической деятельности.

Наивно полагать, что в дипломатическом документе, предназначенном для публичного обсуждения, цели и принципы политики будут изложены открыто и честно: кто-кто, а уж дипломаты умеют использовать язык так, чтобы скрыть свои мысли. И тем не менее, документ вышел во многих отношениях интересным. Во избежание недоразумений предупрежу, что все фрагменты, приведенные в кавычках, взяты из текста "Концепции", ну а комментарии и оценки, естественно, на совести автора.

Фундаментальные предпосылки

Что представляет собой современный мир? Каковы определяющие тенденции его развития, основные противоречия? Каково место России в этом меняющемся мире? Другими словами, каковы те фундаментальные предпосылки, на которых основывается внешняя политика Российской Федерации? Ознакомление с "концепцией" позволяет в числе наиболее важных выделить три.

Первая: "Прекращение политики, проходившей под знаком борьбы "двух систем", сделало ненужной большую часть накопленных в эпоху противоборства вооружений... Кончилась борьба идеологий... Исчезла мотивация "западной солидарности..." Запад перестает быть военно-политическим понятием в традиционно силовом смысле..." "Россия априорно не рассматривает ни одно государство ни как враждебное, ни как дружественное".

Стремление принять желаемое за действительное - понятное и вполне простительное свойство человеческой психики, но оно крайне опасно, когда на подобных предпосылках строится государственная политика. Элементарный анализ показывает, что мир не становится безопасней, не сглаживаются прежние противоречия, появляются новые. Нарушение геостратегического равновесия, вызванное падением "Восточного блока", сделало ситуацию еще более непредсказуемой. В этих условиях щебетать о "конце борьбы идеологий" может лишь очень наивный политик, либо... сознательный предатель, ведущий свою страну к катастрофе. В 41-м году показушное "миролюбие" правителей страны обернулось национальной трагедией, миллионами жертв. Но когда и чему нас учила история?

Другая фундаментальная предпосылка российской политики: главная угроза мировой стабильности сегодня исходит из стран "третьего мира". Именно третий мир с его "глубокими социально-экономическими, национальными и цивилизационными проблемами превращается в основной источник глобальных и региональных угроз предстоящих десятилетий". Как будет строиться политика России по отношению к этому миру? Ответ, скажем прямо, озадачивает: "Нам было бы целесообразно разделить с США ответственность за обеспечение безопасности... В этих целях следует переориентировать наш военный потенциал в направлении обеспечения региональной стабильности, создания совместно с США надежных гарантий общей безопасности... Среди возможных сфер сотрудничества - налаживание мониторинга за действиями амбициозных и непредсказуемых режимов, профилактика локальных конфликтов и кризисных ситуаций... Интересам России отвечает поддержание стабильности на африканском континенте, развитие там демократических процессов, вовлечение африканских стран (51 страна) в общие усилия по формированию нового миропорядка".

Я отнюдь не в восторге от нашей прежней политики в Азии, Африке и Латинской Америке, где мы упорно и не очень успешно строили социализм и коммунизм. Но поворот от "братства и взаимовыгодного сотрудничества" к функциям "массовика-затейника", вовлекающего новые страны в "общие усилия" и претензии на роль подменного патрульного полицейского - не слишком ли это лихо? Не смешны ли мы в этом маскарадном ковбойском костюме?

Третья фундаментальная предпосылка: Россия есть демократическое правовое государство, разделяющее "общее понимание основных ценностей мировой цивилизации". Ее нынешняя политика исходит "не из идеологических установок или потребностей партии, а из фундаментальных общенациональных интересов".

Долг политика, оценивающего других, объективно и трезво оценивать себя. Это мы то демократическое и правовое государство? С каких, простите, пор? Когда успели? С момента антиконституционного развала СССР? Или с момента зачтения Б.Ельциным манифеста на танке? А может о демократизме и законности свидетельствуют едва ли не ежедневные нарушения законов и Конституции вышеупомянутым президентом? Практически стопроцентная монополизация государственного телевидения и радио одной партией?

Неужели кто-то всерьез считает, что целования президентом западных конституций и его карикатурный трибунный антикоммунизм могут кого-то обмануть насчет подлинного состояния демократии в России? Цена нынешней подзаборной "российской демократии" достаточно хорошо известна на Западе, который тратит деньги, конечно же, не на демократию, а на окончательный развал Российского государства.

Еще вчера Россия была столпом и светочем коммунизма, сегодня - глянь - уже машет всему миру фонарем "рыночной экономики" и "общечеловеческих ценностей". Вчера помогали тем, кто за социализм, сегодня - обнимаемся с теми, кто против него. Лозунги поменялись, а существо, стиль политики - до боли знакомы. Та же оглупляющая риторика, те же примитивные идеологические схемы. Плюс выпученные от усердия глаза первого ученика в колледже "цивилизованной западной политики".

Приоритеты

Заметное место в "Концепции" занимает вопрос о приоритетах внешней политики и их реализации в различных частях света. Не пытаясь объять необъятное, отметим лишь некоторые моменты, и прежде всего - раздел о политике по отношению к США. "На обозримую перспективу - отмечается в документе, - отношения с Соединенными Штатами Америки будут сохранять в шкале приоритетов внешней политики России одно из первых мест... Россия будет добиваться устойчивого развития отношений с США с установкой на стратегическое партнерство, а в перспективе - на союзничество".

Ну а конкретно? Как представляют себе в российском МИДе это "партнерство-союзничество"? "Конкретно имеется в виду - читаем далее, - направить усилия по следующим направлениям: обеспечить содействие американцев экономическим преобразованиям в России в рамках имеющихся договоренностей... подталкивать американцев к активной поддержке нас на международных переговорах по внешнему долгу СССР... добиваться снятия остающихся дискриминационных ограничений... добиваться четкой готовности американского руководства к поддержке участия России в "группе семи". В качестве приоритетной задачи имеется в виду "закреплять американцев на позициях признания ведущей роли России как локомотива рыночных реформ и гаранта демократических преобразований в пространстве бывшего СССР, активнее подключать США к урегулированию конфликтов и защите прав человека в странах СНГ и Прибалтике".

Вот так: "подталкивать", "добиваться", "закреплять на позициях" - таковы сегодня цели "самостоятельной" политики России. А предел желаний - втереться в "группу семи", пристроиться, хотя бы скраешку, за столом переговоров. Заявляясь на роль лидера "нового миропорядка", Россия фактически не в состоянии без помощи США ни реформировать собственную экономику, ни обеспечить соблюдение прав человека.

Зависимость, вторичность политики российского МИДа, отсутствие собственной линии в международных делах столь очевидны, что требуют маскировки. Вот почему после вздоха "не допустить паузы..." следует заявление, что "российско-американский диалог не может развиваться в "автоматическом режиме" и даже (какая смелость!) "необходимо твердо противодействовать возможным рецидивам имперских проявлений в политике Вашингтона".

Бремя "белого человека"

Посмотрим для контраста другой раздел внешнеполитического доклада, посвященный взаимоотношениям с Китаем: "Реалистическая трансформация характера отношений с Китаем должна учитывать различия в идеологии и общественно-политических системах двух стран, а также исходить из безальтернативности для России добрососедских интенсивных и насыщенных связей с ним". Вот ведь как: и строй у нас, оказывается, уже разный, и в идеологии непримиримые противоречия, а отсюда и сосуществование с упомянутой державой носит "безальтернативный", то есть вынужденный характер.

Между тем "социалистический" Китай демонстрирует удивительный динамизм, блестящие успехи в преобразовании административно управляемой экономики в рыночную. Если у нас в 1992 году зафиксирован спад промышленного производства на 19 процентов, то у них - рост на 12,3 процента. Китай избежал гиперинфляции, обвальной приватизации и других "прелестей шоковой терапии". Там не стали громить отечественную промышленность. И, тем не менее, к концу 80-х годов глубина конверсии в оборонной промышленности составила 60 процентов. Китай создал всего 5 свободных экономических зон (а не два десятка, как мы), но зато каждый доллар иностранных инвестиций подкрепил 4 юанями внутренних капиталовложений. Реформы проводились таким образом, чтобы не допустить массовой безработицы, снижения жизненного уровня народа. Страна с миллиардным населением поставила перед собой задачу: к 2000 году выйти на средний уровень достатка. И успешно ее осуществляет...

Имея под боком столь впечатляющий пример реформирования социалистической планово-распределительной экономики, стоило бы задуматься над тем, как изучить и использовать этот опыт. Но у сегодняшней российской дипломатии другие приоритеты: "В целом наши отношения с Китаем должны быть такими, чтобы у третьих стран не возникало искушения использовать его против России, равно как и у Китая разыграть "российскую карту" в своих отношениях с другими странами". Сказано кудряво, но вывод один: наши отношения с Китаем - не более чем разменная карта в игре с "третьими странами".

Анализируя российскую политику в этом регионе, поражаешься веренице позорных провалов: сорвался, породив острые внутриполитические распри, намеченный визит в Японию; нелепым эпизодом с пустым "черным ящиком" увенчался визит в Южную Корею; был прерван без видимых серьезных причин визит в Китай... Подобный "парад планет", конечно же, не случаен. Архитекторы мировой политики прекрасно понимают, что прочная опора в АТР, и особенно восстановление дружественных отношений с Китаем, значительно укрепили бы позиции России в ее нынешнем шатком положении и целенаправленно забивают клинья именно в это место. И как всегда, послушным инструментом этой чуждой нам политики служит "радетель национальных интересов" - российский министр иностранных дел.

Неутешительные итоги

Дипломатические документы, предназначенные для широкой общественности, всегда отличает округлость фраз и осторожность словопользования. Но представленная в парламент "Концепция внешней политики" бьет все рекорды по количеству "словесной туфты".

Выражениями типа "переход к демократии и здоровой рыночной экономике будет болезненным", "девальвация военной силы на глобальном уровне сопровождается тенденцией к усилению ее значимости в региональном и локальном измерении", "задача - в "подтягивании" связей с Пакистаном до уровня отношений с Индией, чтобы они были нацелены не на равноудаленность, а на равноприближенность" и тому подобными заполнены целые страницы. Читателю предоставляется возможность гадать, что скрывается за этим словоблудием - отсутствие мысли или нежелание ее высказать.

Итак, концепция российской внешней политики наконец-то предъявлена миру. Каждый, кто возьмет за труд познакомиться с этим документом, в его витринной части прочитает: "Россия... обретает большую свободу в выборе внешнеполитических альтернатив. При этом закладываются предпосылки более прочных позиций страны на мировой арене". Однако по мере того, как перед вашим взором развертывается полотно российской внешней политики, гром литавр стихает и "богатство альтернатив" развеивается, как дым. А на одной из последних страниц авторы доклада с постным видом признают "связанное со спецификой нынешнего момента сужение внешнеполитических возможностей России". Вот так всегда - начали за здравие, кончили за упокой... Впрочем, не будем пенять за едва ли не единственное слово правды.

27 февраля 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 297970
Перв. публик.: 27.02.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 291

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``