В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Готовят `силовой вариант` Назад
Владимир Исаков: Готовят `силовой вариант`
Метания золотой рыбки

"Вы уже нашли себе конспиративные квартиры?" - такой странный вопрос мне задали на одной из последних встреч с избирателями. По мнению выступавшего, депутатам пора прятаться. В воздухе разлито предчувствие беды, ощущение надвигающегося катаклизма.

Приближение землетрясения можно вычислить не только по метаниям золотых рыбок в аквариуме, но и по вполне отчетливым политическим признакам. Вот некоторые из них.

Первый. Массовый переход сторонников президента из парламента в исполнительные структуры. Вслед за В.Шумейко, Ю.Яровым и С.Шахраем, парламент покинули С.Филатов, В.Брагин, В.Волков, С.Юшенков... Оставляют тонущий корабль? Не только. Исход в президентские Палестины видных "демократов" свидетельствует о том, что президент, недавно каявшийся, что мало работает с парламентом, не рассчитывает более на сотрудничество и окончательно поставил на парламенте крест.

Второй. Скрытая перестройка президентских структур, призванная обеспечить сосредоточение в руках президента не только исполнительных, но и законодательных, и контрольных полномочий. Вопреки словам о "самостоятельности правительства", продолжается сращивание президентских и правительственных структур - руководитель аппарата правительства В.Квасов на днях "по должности" стал заместителем руководителя администрации президента С.Филатова. Подобные шаги однозначно расцениваются, как организационная подготовка к роспуску парламента и введению президентского правления.

Третий. Под шумовой завесой "усиления борьбы с организованной преступностью" продолжается формирование неконституционных и незаконных силовых структур Совета безопасности. Эти силовые структуры подчинены непосредственно президенту - председателю Совета безопасности. Среди их задач сегодня открыто обозначается "борьба с массовыми беспорядками".

Четвертый. В правительственных и проправительственных средствах массовой информации не стихает оголтелая кампания по дискредитации представительных органов власти и депутатского корпуса, по существу - психологическая подготовка для их разгона и установления авторитарного режима. Выдвинув ультиматум: либо - референдум, либо "Соглашение о стабилизации конституционного строя" - в эту кампанию на днях подключился и сам президент...

Кризис, которого нет

Какая-то злая ирония заключается в том, что документ, нацеленный, как торпеда, на разрушение конституционного строя и дестабилизацию обстановки в стране у нас обязательно поименуют "постановлением (или соглашением) о стабилизации конституционного строя". Именно такой документ поступил на прошлой неделе в Верховный Совет за подписью первого помощника президента В.Ильюшина.

Задумаемся, наконец, что происходит. Два руководителя государства, уютно устроившись перед камином под присмотром третьего - председателя Конституционного суда - собираются подписать соглашение, отменяющее действие Конституции. Да какое право вы на это имеете! Неужели Конституция, конституционный строй государства - ваше личное достояние, которым можно распоряжаться, никого не спросив? СОБЛЮДЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ СОГЛАШЕНИЙ! Сама постановка подобного вопроса означает государственное преступление, за которое надо нести ответственность.

Впрочем, нам это не в новинку: три руководителя, встретившись в Беловежской пуще, именно так "решили судьбу" Союза ССР. Нарушив конституции собственных государств, поправ итоги всенародного референдума! Теперь "удачный опыт" намерены повторить: вслед за Конституцией СССР растоптать Конституцию России, вслед за развалом Союза развалить Российскую Федерацию.

Но как же быть? Как тогда разрешить конституционный кризис? В том то и дело, что в России нет никакого конституционного кризиса. Есть жесточайший экономический кризис, вызванный нелепой и бездарной экономической политикой и неумением президента действовать в рамках законов и Конституции. Не желая уходить, и понимая, что не сегодня-завтра их все равно "попросят", президент и его клика разыгрывают спектакль под названием "конституционный кризис".

Перед нами - очередной акт этого спектакля под названием "Соглашение о стабилизации конституционного строя". Широким жестом президент отказывается от целого ряда своих полномочий. Обещает "не вмешиваться в прерогативы законодательной власти". (А до того, выходит, можно было вмешиваться?) Обязуется "не использовать право законодательной инициативы для внесения законопроектов, нарушающих баланс властей". Дает слово "обеспечивать строгое соответствие указов и распоряжений Президента Конституции Российской Федерации". (О чем, напомним, он уже присягал перед всем народом). Наконец, обещает "создавать условия для эффективной работы Совета Министров - Правительства Российской Федерации". Эта часть президентского послания напоминает висящие в караульном отделении "Соцобязательства работников ВОХРа", в которых, бывает, на полном серьезе записываются пункты "не спать на посту" и "не пить в рабочее время".

Что требуется взамен от органов представительной власти? Требуют отказаться от части 2 статьи 104 и пункта 26 статьи 109 Конституции, закрепляющих верховенство органов представительной власти. Передать управление федеральным имуществом в ведение правительства. Упразднить Российский фонд федерального имущества, контролирующий приватизацию государственной собственности. Перевести в подчинение правительству Центральный банк России, Внешэкономбанк и Внешторгбанк, Госкомстат и Пенсионный фонд.

Что это означает практически? Сегодня надежные сведения об исполнении бюджета можно получить лишь из балансовых отчетов Центрального банка - данные правительственных органов не совпадают на многие миллиарды рублей. Реализация "соглашения" ведет к тому, что парламент фактически отстраняется от дел, а президент и правительство получают неограниченный и бесконтрольный доступ ко всем ресурсам государства. Идеальные условия для распродажи!

Участники "соглашения", читаем далее, договариваются о том, что они "воздерживаются от законодательных инициатив по изменению и дополнению Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, а также по принятию новой Конституции Российской Федерации действующим составом народных депутатов Российской Федерации. Для принятия новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации будет избрано (сформировано) Конституционное Собрание".

Позвольте, но ведь это же абсурд! Если действующая Конституция "замораживается", то на каком правовом основании созывается Конституционное Собрание? Каковы его конституционные полномочия? Кто, когда и по какой схеме его "формирует"? Попрание Конституции и переход к чрезвычайщине заложены в саму логику "соглашения о стабилизации конституционного строя", непосредственно вытекают из него! Не случайно президент так не поставил свою подпись под этим документом. Понятно, почему: в случае скандала, очередной "соратник" будет незамедлительно выброшен за борт, пересажен в международную ассоциацию или инвестиционную корпорацию, а президент останется на плаву.

Гарантом намечаемого "соглашения" должен стать Конституционный суд. В случае констатируемого Конституционным судом неисполнения "соглашения" со стороны президента, следует его добровольная отставка, принимаемая Съездом народных депутатов. Если же суд установит неисполнение "соглашения" другой стороной, президент осуществляет роспуск Верховного Совета и прекращает полномочия должностных лиц, избранных Съездом. Порядок и сроки новых выборов устанавливаются президентом.

Букет беззакония, собранный в этой части "соглашения" настолько очевиден, что не нуждается в пространных комментариях. Стоит только признать право на роспуск Верховного Совета, нет сомнений, что президент им немедленно воспользуется, даже не заботясь особенно о "демократических приличиях". Новые же выборы можно отложить и на три года, и на пять лет... до морковкина заговенья. "Освятить" все это беззаконие предложено Конституционному суду. Он, призванный быть гарантом Конституции, приглашается стать соучастником ее уничтожения! На мой взгляд, в случае поддержки подобного "соглашения" Конституционный суд должен быть немедленно переизбран как преступно нарушивший свой долг.

Нельзя не заметить, что, предлагая заключить новое "соглашение", президент отнюдь не отказывается от старого, навязанного Съезду в качестве "компромисса" постановления "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации". Заряжая второй ствол двустволки "соглашением", президент не торопится разряжать первый, в который туго забит "референдум".

Есть ли шансы, что Верховный Совет или Съезд одобрят такое "соглашение"? Однозначно - нет. И не надо, по авторскому замыслу этого и не требуется! "Соглашение" рассчитано не на принятие, а на то, чтобы вздыбить новую волну страстей в средствах массовой информации, обвинить Верховный Совет в "конфронтации". И в конечном итоге - попытаться ввести президентское правление.

Пыль под ковер

Среди государственных дел, вершившихся на прошлой неделе, Верховный Совет нашел время заслушать информацию Генерального прокурора В.Степанкова о событиях 10 декабря прошлого года. Поручение Съезда установить все обстоятельства трансформировалось, в конечном итоге, в невинную справку "Об использовании 10.12.92 автотранспорта на территории, прилегающей к Кремлю". Так прокуратура поняла свою задачу. Но даже в столь урезанном виде информация содержит немало любопытного.

Никакой демонстрации автомашин на Красной площади, оказывается, не было. Грузовой автотранспорт был задействован по инициативе оперативного штаба по охране общественного порядка ГУВД Москвы. Однако к заявленным 100 машинам по собственной инициативе присоединились 100 других, водители которых желали выразить поддержку президенту России. Каким-то чудом они узнали о его заявлении на Съезде и тут же изготовили и укрепили на бортах соответствующие плакаты и лозунги. Выступая в этот день на Съезде, мэр Москвы Ю.Лужков допустил промашку: "Не располагая достаточной информацией, он сообщил о демонстрации автомашин, желая подчеркнуть остроту и сложность возникшей в городе ситуации по поводу работы Съезда".

Номерные знаки заказанных машин, естественно, не регистрировались и установить водителей, приехавших "по собственному почину", милиция сегодня не может. За данное упущение начальнику 4 отдела ГАИ объявлен выговор. Все другие обстоятельства происшедшего 10 декабря - отключение телевизионной трансляции и телефонной связи на Съезде, приостановление выпуска оппозиционных газет, явно скоординированная подготовка нескольких митингов, команда готовности службам "Скорой помощи" к приему раненых и т.д. и т.п. - как и следовало ожидать, остались за рамками прокурорской проверки.

Прокуратура проверила факт заказа автобусов для организованной доставки митингующих на Красную площадь из г. Зеленограда. Информация подтвердилась частично: грех на душу взяли два малых предприятия, "которые от возмещения понесенных ими расходов отказались". В результате проведенного кропотливого расследования, прокуратура установила, что требование снять людей с работы для участия митинге "без ведома префекта руководителям предприятий было направлено специалистом отдела префектуры, за что она и начальник отдела привлечены к дисциплинарной ответственности". Вот ведь как бывает: сначала рядовой специалист без ведома начальника отдает приказ о посылке людей на митинг, а затем ее и какого-то постороннего начальника в образцовом порядке за это наказывают.

Ну что тут скажешь? Такие мы и есть. Не следует строить иллюзий, что несколько лет "демократизации и гласности" людей существенно изменили. Всегда найдутся "стрелочники", готовые отвечать вместо "большого дяди", пустившего поезда навстречу друг другу.

22 февраля 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 297968
Перв. публик.: 22.02.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 259

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``