В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Война нервов Назад
Владимир Исаков: Война нервов
Вопросы на заданную тему

Ну, наконец-то! После затянувшейся многозначительной паузы и серии обманных движений опубликованы президентские вопросы для всероссийского референдума, предназначенные разрешить все проблемы, воцарить мир и спокойствие в нашем доме.

Первый вопрос: "Согласны ли Вы с тем, чтобы Российская Федерация была президентской республикой?" Позвольте, - воскликнет удивленный россиянин, - а почему "была"? Сегодня президент формирует правительство и возглавляет всю систему исполнительной власти, является главнокомандующим, возглавляет Совет безопасности, имеет право вето на законы, принимаемые Верховным Советом - что это, как не президентская республика? Какие же еще полномочия надо дать президенту, чтобы она стала, наконец, "президентской"?

Второй вопрос направлен против бывшего друга и нынешнего главного заклятого врага президента - Съезда народных депутатов: "Согласны ли Вы, чтобы высшим законодательным органом Российской Федерации был двухпалатный парламент?" С момента одобрения избирателями "двухпалатного парламента" президент получает формальное право не ставить ни в грош Съезд народных депутатов - единственный орган, который, согласно Конституции имеет право отменять его решения, а также, при наличии заключения Конституционного суда, отрешить от должности. Изничтожить Съезд, извести его под корень - такова сегодня главная забота и смысл жизни главы государства.

Но если Советы разгонят, кто же тогда примет новую Конституцию, которая закрепит полновластие президента? На этот случай заботливо предусмотрен третий вопрос: "Согласны ли Вы, что новая Конституция должна быть принята Конституционным собранием, представляющим многонациональный народ Российской Федерации?" Согласно опубликованным в печати прожектам, указанное "собрание" предполагается формировать по преимуществу из числа "сторонников" и "соратников" президента. Уж оно-то, будьте уверены, примет Конституцию, какую надо!

Как водится, главная "изюминка" президентского референдума припасена в конце, в его последнем вопросе: "Согласны ли Вы с тем, что каждый гражданин Российской Федерации вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей в качестве собственника?"

Вопрос привлекает своей простотой и фундаментальностью. По замыслу инициаторов, это "лакомый кусочек", который должен притянуть людей на избирательные участки и, подобно локомотиву, потащить за собой остальные вопросы, которые рядовому избирателю малопонятны и совершенно неинтересны.

И не сразу поймешь, что в этом "простом" вопросе - циничный обман. Во-первых, право гражданина быть собственником земли уже есть, оно закреплено в статье 12 нынешней Конституции Российской Федерации, которую так старательно пытается уничтожить президент. Во-вторых, в предлагаемом вопросе отсутствуют слова "по закону" или "в рамках закона". Стало быть, с момента голосования по данному вопросу земельное законодательство как бы отменяется, теряет силу. Воцаряется полный правовой беспредел. Трудно даже себе представить, какой невероятный хаос и неразбериха возникнут в земельных отношениях! Наконец, в-третьих, ни в одной стране мира землевладельцами не являются и не могут быть все. Если бы (вообразим себе это) в какой-то стране начали делить землю между всеми - такая страна неминуемо погибнет. Надо полагать, наши реформаторы это отлично понимают. Поэтому их обещание дать землю каждому - обман, ложь.

Ну и как же быть? Соглашаться с вопросами референдума? Отменять референдум? Не будем торопиться с ответом.

Как продать дохлую кошку

Навязав Съезду постановление "О стабилизации конституционного строя", президент и его сателлиты вскоре убедились, что допустили серьезную промашку. Социологические замеры показали низкую популярность идеи референдума и падающий рейтинг самого президента. Большинство субъектов Федерации выступили против референдума, как несвоевременной политической кампании, отвлекающей от более насущных дел. Некоторые регионы приняли решение о непроведении референдума на своей территории. Общественное мнение (даже либеральное) также не удалось убедить в нужности референдума. Двое "подписантов" из трех благоразумно отмежевались от этой затеи.

Отказаться от референдума, признать ошибку? Это был бы честный и прямой политический ход, но не таков наш президент. Да и то сказать: велика была бы цена всем его "обращениям к народу", если бы он сам признал, что эти обращения - пшик, результат воспаленных амбиций и политической недальновидности?

Поэтому избирается другая тактика. Сначала президент сдал немного назад, заявив, что, помимо референдума, могут рассматриваться и "другие варианты". Затем возникла идея обменять ненужный никому референдум на Соглашение федеральных органов исполнительной и законодательной властей Российской Федерации по стабилизации (расшатанного самим же Ельциным) конституционного строя. Однако бьющая в глаза антиконституционность и претензии на монопольную власть заставили отринуть "соглашение", как дурной сон, даже сторонников президента в парламенте.

Параллельно развертывается "идеологическое обеспечение" президентских инициатив: густопсовая (другого слова не подберу) травля представительных органов власти по радио и телевидению, многочисленные (но совершенно бесплодные) "круглые столы", а также картинно-рекламные встречи с политическими партиями и парламентскими фракциями. У рядового гражданина должно сложиться впечатление: президент старается, бьется как рыба об лед, чтобы преодолеть кризис, а депутаты одну за другой отвергают все его инициативы.

Наконец, в самые последние дни последовала кампания откровенного давления и шантажа. Б.Ельцин, выступая перед своими сторонниками из "Демократического выбора", заявил, что он "этой Конституции не присягал" и в этой связи намекнул, что у него в запасе есть некий "последний вариант". Одновременно была запущена серия слухов о приведении в боевую готовность десантных войск, последовали "утечки" конфиденциальных документов, был собран Совет безопасности, на котором, как сообщалось, командующие округов и родов войск "поддержали президента в его конфликте с парламентом"...

"Тюфяки"

На фоне кипучей деятельности президента реакция парламента выглядит замедленной и неуклюжей. Председатель Верховного Совета отделывается репликами из Новосибирска, ездит по заграницам и обсуждает там домашние дела с явно неподходящими партнерами, а политический турнир тем временем ведут между собой пресс-секретари. Не использовав возможности Верховного Совета, не попытавшись даже опереться всерьез на мнение субъектов Федерации, на поддержку общественности, Р.Хасбулатов ввел в действие главный стратегический резерв - Съезд народных депутатов. В результате у президента появилась прекрасная возможность: убрать референдум руками депутатов и тут же ударить их за это: "боятся народа", "стали между президентом и народом", "связали по рукам и ногам, не дают ступить ни шагу"...

Вот уже четыре Съезда повторяется одна и та же сцена. В критический момент Б.Ельцин не только не ложится на рельсы, наоборот, он выбегает навстречу паровозу с криком "Затопчу!" И паровоз... поворачивает. Так было на 3 Съезде народных депутатов, на котором Б.Ельцин, тогда председатель Верховного Совета РСФСР, впервые вырвал у Съезда пакет дополнительных полномочий. Затем повторилось на пятом, шестом, седьмом... В ближайшие дни мы станем свидетелями, как этот хорошо отрепетированный трюк будет повторен в очередной раз.

9 марта 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/35/1/Война%20нервов.htm


Док. 297966
Перв. публик.: 09.03.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 249

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``