В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Азимов: Есть еще и проблемы качества продукции - их льготное налогообложение не решит Назад
Леонид Азимов: Есть еще и проблемы качества продукции - их льготное налогообложение не решит
Леонид Борисович, первый замминистра науки и промышленности Андрей Свинаренко настаивает на снижении налогов, в первую очередь, для обрабатывающих отраслей. Кроме того, Минпромнауки поддерживает идею МЭРТ относительно создания особых экономических зон. Насколько можно рассчитывать в снижении налогообложения для обрабатывающих отраслей, если мы видим, что пока в части налогообложения побеждает консервативная позиция Минфина?

Сама по себе идея снижения налогового бремени для российских предприятий мне кажется вполне разумной. Но почему ее нужно реализовывать только в отношении отдельных отраслей народного хозяйства? Никак не может считаться правильной, но, тем не менее, понятна ситуация, при которой налоговое бремя для каких-то отраслей, например, для добывающих, отличается в большую сторону. Но непонятно, почему надо какие-то отрасли поставить в привилегированное положение, и если надо, почему это должны быть именно обрабатывающие отрасли?
Почему, к примеру, для легкой промышленности, вообще для "потребительских" отраслей не снизить налоги? Если решать задачу ухода от сырьевого профиля экономики, на мой взгляд, тут перспективы по крайней мере не хуже, чем у машиностроения.
Льготный налоговый режим сам по себе, без прозрачной отраслевой политики и четко выстроенных приоритетов, мало что даст, но при этом затруднит ситуацию для тех отраслей, которые не попали в число "льготников".
Проблемы неконкурентоспособности продукции российской обрабатывающей промышленности, к сожалению, не сводятся лишь к ценовому фактору (который, действительно, можно было бы поправить, уменьшив налоговое бремя). Существуют еще и проблемы качества продукции и соответствия ее сегодняшним потребительским стандартам. И эти проблемы льготное налогообложение не решит, наоборот, оно оттянет необходимое решение.
В целом же для реализации идеи снижения налогов, на мой взгляд, сегодня есть достаточно оснований. Ситуация с наполнением доходной части бюджета относительно благополучна, и иногда создается ощущение, что бюджет получает денег больше, чем рассчитывает. При отсутствии четких приоритетов расходования этих дополнительных доходов это может привести к неэффективности системы в целом. Это, естественно, наводит на мысль о том, что налоговое бремя может быть уменьшено.
С другой стороны, позиция Минфина тоже понятна, хотя бы с учетом висящих на нас долгов. Насобираем побольше - с долгами разберемся быстрее, - это довольно серьезный аргумент для того, чтобы не рисковать и оставить все как есть (если только этот принцип будет на практике реализован).
Так или иначе, введение индивидуальных налоговых режимов для обрабатывающих отраслей мне не кажется хорошей идеей.

Как вы оцениваете идею создания свободных экономических зон в рамках повышения таможенной и налоговой системы?

Мне кажется, связь между этими вещами обратная. Когда у нас возникает свободная экономическая зона, это нарушает прозрачность налоговой и таможенной системы, а не способствует ее совершенствованию и оптимизации. Подобный опыт у нас уже был, но особого эффекта от этого не видно.
Пока у нас нет четкой региональной политики и понимания того, какие цели развития конкретных регионов ставит перед собой Федерация, достичь хорошего результата будет очень трудно. Нужно разобраться, чего мы хотим добиться, какой статус хотим придать этим территориям, каких результатов ожидаем от введения такого статуса и за счет каких механизмов этот результат будет получен.
Как я уже сказал, имеющийся опыт нельзя назвать позитивным. В основном эффект от существования "налоговых оазисов" достигался, грубо говоря, московскими фирмами, которые направляли в эти оазисы свои финансовые потоки, а сами территории от этого не очень поднялись. Если у того же Минэкономразвития появится четкая и продуманная политика регионального развития и понимание того, какие задачи позволит решить особый экономический статус той или иной территории, тогда, возможно, что-нибудь из этого получится.

Нужны нам особые экономические зоны или нет?

Я не очень хорошо понимаю реальную ситуацию в регионах, которые у нас принято считать "проблемными", и не могу сказать, как много им может дать создание на их территории особых экономических зон. Однако в целом мое отношение к созданию СЭЗ скорее отрицательное. Нужно создавать более благоприятные условия для функционирования бизнеса на территории всей страны, а не пытаться делать какие-то исключения для отдельных отраслей или территорий.

21 февраля 2003



Док. 297958
Перв. публик.: 26.04.03
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 272

  • Азимов Леонид Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``