В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Инкубатор взяточников Назад
Исаков В. Б.: Инкубатор взяточников
Они знают, куда применить власть

Пока проправительственная печать с надрывом уговаривает президента "проявить решительность" и "воспользоваться плодами победы", этими плодами уже воспользовались - и очень умело.

Передо мной "Положение о Главном социально-производственном управлении Администрации Президента Российской Федерации", утвержденное распоряжением президента от 8 мая 1993 г. В период всенародной кампании по борьбе с привилегиями такие бумаги проходили под грифом "Для служебного пользования" и "Не для печати", но сегодня, когда кампания тихо скончалась, документ публикуется открыто.

Основной задачей вышеупомянутого управления является "материально-техническое и социально-бытовое обслуживание деятельности сотрудников Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Совета Министров - Правительства Российской Федерации". Ну что ж... Надо же людям хоть иногда отдыхать от борьбы со Съездом народных депутатов и неустанных трудов по изменению общественного строя. Только вот список предприятий, закрепленных для обеспечения "надлежащих и равных условий" отдыха администрации президента и аппарата правительства, как бы это помягче сказать... озадачивает.

В этом списке - Государственный Кремлевский Дворец, гостиницы "Золотое кольцо" и "Президент-отель", санатории и дома отдыха "Янтарный берег" (Латвия), "Туапсе" (Краснодарский край), "Чинара" (Ставрополье), "Десна", "Архангельское", "Воскресенское", "Клязьма", "Нагорное", "Сенеж", "Бор", "Жуковка", "Сосны", "Поляны", "Непецино" (Подмосковье), дачные хозяйства "Подмосковное" и "Серебряный бор", агропромышленные объединения "Назарьево" и "Воскресенское", а также разная "мелочь" - автобазы, типография, ателье, мебельная фабрика, многочисленные лечебные учреждения и детские сады...

Особое умиление вызывает присутствие в этом списке нескольких дачных хозяйств. Помню, как под Новый год торжественно читали по телевидению указ "Об упразднении системы государственных дач в Российской Федерации". Госкомимуществу совместно с администрацией президента поручалось внести предложения о порядке использования дач и других аналогичных объектов федерального подчинения, исходя из принципа самоокупаемости. Выходит, этот славный указ уже забыт? Что же тогда говорить о других, куда более широких обещаниях?

Пропагандируя рынок для других, президентская администрация достаточно предусмотрительна, чтобы сохранить в своей вотчине патриархальные административно-командные отношения: финансирование из государственного бюджета, руководство на принципе единоначалия, неприкосновенность государственного имущества, которое "является федеральной собственностью и не подлежит разгосударствлению и приватизации".

Впрочем, нельзя сказать, что рыночные новации совсем миновали их стороной. Положение даровало Главному управлению беспрецедентно широкие права в сфере внешнеэкономической деятельности: заключать контракты с иностранными фирмами и компаниями на экспортно-импортные операции, создавать на территории Российской Федерации и за рубежом дочерние предприятия, организации и учреждения, а также совместные предприятия с иностранными фирмами и компаниями, выступать в качестве юридического лица инвестором-вкладчиком, кредитором, заказчиком, учредителем. И самое главное: "Валютная выручка, полученная от выполнения работ и оказания услуг, остающаяся в распоряжении Главного управления и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений, используется для целей, определенных настоящим Положением".

В общем, неплохо устроились. В прежние времена такую организацию назвали "синекурой". А по нынешним ее можно смело назвать "инкубатором взяточников": близость к высшей власти, возможность пользоваться ее покровительством, неподконтрольность, щедрое бюджетное финансирование в сочетании со свободой валютных заработков, полная административная зависимость подчиненных - могут ли быть более благоприятные условия для должностных злоупотреблений?

Цена ошибки

Судебная практика вновь доказала, какими неожиданными и тяжелыми последствиями могут обернуться самые незначительные "накладки" в законодательстве.

Согласно ранее действовавшему гражданскому законодательству, право собственности на кооперативную квартиру, дачу, садовый дом, гараж имел кооператив, а гражданин, член кооператива, являлся собственником лишь денежного взноса - пая. Закон СССР "О собственности в СССР", вступивший в силу с 1 июля 1990 года, установил новое правило: граждане, полностью выплатившие паевые взносы, приобретали право собственности на саму квартиру, дачу, садовый дом, гараж (аналогичное положение закрепил и Закон "О собственности в РСФСР"). Конечно же, этот новый порядок куда больше соответствовал принципу социальной справедливости, защищал интересы граждан - владельцев кооперативных квартир и их наследников. Постановлением Верховного Совета СССР "О введении в действие Закона СССР "О собственности в СССР" он был распространен на правоотношения, возникшие до 1 июля 1990 года.

Однако данная норма получила неоднозначное толкование. Министерство юстиции СССР в письме от 7 июня 1990 года рекомендовало нотариусам при оформлении свидетельства о праве на наследство граждан, умерших до 1 июля 1990 года, включать в свидетельство о праве собственности только паенакопление, но не саму квартиру (дом, дачу, гараж). Министерство юстиции РСФСР в письме от 30 октября 1990 года дало разъяснение прямо противоположного характера. Не было единого подхода и в судебной практике.

В суды, прокуратуру, министерство юстиции, к народным депутатам хлынул поток запросов и жалоб, который не прекращается и по сию пору. Почему сегодня, - писали граждане, - когда бесплатно приватизируются государственные квартиры, нам отказывают в праве собственности на полностью оплаченную нами кооперативную квартиру? Почему вместо квартиры нам возвращают смехотворный пай в 2 - 4 тысячи рублей? Почему из-за нашего несчастья, смерти квартировладельца, у нас отобрали квартиру и ее практически бесплатно получил человек, не имеющий никакого отношения к нашей семье?

Что ответить на эти вопросы? Но, с другой стороны, как вернуть квартиру, если она была распределена другому члену кооператива и сегодня, как нередко бывает, прошла уже 2-3 обмена? Попробуй - верни...

Верховный Совет РСФСР неоднократно подступался к этой проблеме, искал компромиссные решения. 24 октября 1991 года было принято постановление, согласно которому право собственности на квартиру возникает при условии, если на момент введения в действие закона (1 июля 1990 года) не истекло шесть месяцев со дня открытия наследства. Но это не разрядило ситуацию и не сняло напряжения. На прошлой неделе голосовалось предложение Верховного суда и Генерального прокурора: право собственности возникает, если соответствующее помещение не было в установленном порядке распределено лицу, имевшему право на его получение. Решение также не прошло, проект отправлен на доработку...

Драматизм ситуации в том, что и та, и другая сторона по-своему правы - обе имеют законные права на спорное имущество. Неправа третья сторона - государство в лице своих законодательных, исполнительных органов, судов, которые не нашли быстрого и четкого правового решения и допустили возникновение грандиозной склоки. Оно и должно компенсировать гражданам моральный и материальный ущерб.

Наш дед Щукарь

Травкин заявил о сложении депутатских полномочий и переметнулся в стан критиков депутатского корпуса и ВС. Вероятно, его примеру последуют еще несколько "народных избранников".

С удовольствием слушал Травкина, когда он говорил о ходе реформ, сочными мазками живописал нелепости и житейские коллизии, которые встречались на этом пути. В жизненном опыте и деловой сметке ему, конечно, не откажешь. Человек конкретного дела.

Но до чего же нелеп и смешон тот же Травкин в роли политика: то с президентом, то против него. Первым поднял голос против развала Союза ССР и тут же замолк, стушевался, когда за ним пошли люди. Красные знамена его испугали. Он, в ком социализм в крови, корчит из себя закоренелого антикоммуниста. Поддержал антиконституционное соглашение о стабилизации конституционного строя и вскоре был в хоре тех, кто осудил его как ошибку...

В иных политиках беспринципность умиляет: видишь продувную бестию, которая умудряется со всего снять пенки, получить дивиденд при любом раскладе. Таким, честное слово, хочется иногда поаплодировать - как экземпляру, совершенному в своем роде. Травкин не таков - его рысканья от слепоты, потому и не умиляют, а вызывают недоумение и досаду.

Обязательное качество политика - и хорошего, и плохого - чувство истории, ощущение Родины. Это чувство может быть ложным, но оно должно быть. Иначе вместо политики - политики-искусства, политики-игры - получаются четыре действия арифметики, скучные и пустые, как асфальтовая площадка.

Скинув депутатские полномочия в тяжелый для страны час, Травкин полагает, что набрал очки на будущих выборах. Что его дезертирство можно будет продать как благородный и честный поступок... Пять копеек в базарный день.

16 мая 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/36/1/Инкубатор%20взяточников.htm


Док. 297927
Перв. публик.: 16.05.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 308

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``