В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Протаскивают...конституцию Назад
Исаков В. Б.: Протаскивают...конституцию
Действие и противодействие

Победного шествия президентской Конституции явно не получилось. Средства массовой информации изо всех сил изображают "повсеместное одобрение" и "всемерную поддержку", но неприглядная правда все равно прет наружу. С критикой "президентского" проекта выступили видные представители интеллигенции. Более чем прохладно встречен он и в регионах Российской Федерации.

Вот несколько примеров из весьма обширного списка. Участники совещания руководителей представительной и исполнительной власти Северо-Кавказского региона: "Отмечаем, что определенные силы делают попытку поставить работу над проектами Конституции на острие политической борьбы, что вносит дестабилизацию в общественно-политическую ситуацию в регионе, мешает нормальному ритму народно-хозяйственного комплекса Юга России". Далее выражается надежда на торжество здравого смысла - прекращение противостояния властей и сосредоточение усилий на проведении экономической реформы.

Волгоградский областной Совет: "Сессия считает, что принятие новой Конституции должно осуществляться на основании действующей Конституции". Окончательное принятие Конституции возможно лишь после ее ратификации 2/3 субъектов Федерации. Глава администрации области и председатель областного Совета уполномочены представлять область в конституционном совещании, созываемом президентом Российской Федерации, но без права принятия Конституции.

Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан: "Проект полностью игнорирует проблему прав народов... Не учитывает Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации... Его первый раздел практически сводит на нет соответствующие положения Федеративного договора о государственной природе республик, об их суверенитете, территориальной целостности, о гарантиях их экономических прав". Признавая право президента России на законодательную инициативу, президиум подчеркивает:

"Процедура принятия нового Основного Закона Российской Федерации должна осуществляться в рамках действующей Конституции России и любой антиконституционный путь неприемлем для Республики Башкортостан как суверенного государства в составе Российской Федерации".

С резкой критикой президентского проекта Конституции выступили одиннадцать (из девятнадцати) республик Российской Федерации, а также участники совещания председателей краевых, областных Советов народных депутатов. Против принятия Конституции на совещании, созванном для консультативных целей, высказались даже сторонники президента из "Демократической России"...

И все же нельзя сказать, что президентская "конституционная инициатива" не достигла цели. Создан прекрасный повод для продолжения политической конфронтации в центре и на местах. Советы народных депутатов в большинстве не поддерживают президентский проект, главы администрации и представители президента на местах - в основном, одобряют. Кипят конституционные страсти...

В течение двух недель на Верховный Совет оказывался жесточайший прессинг, чтобы он в любой форме поддержал идею конституционного совещания. "Забойщиком" выступил заместитель председателя ВС Николай Рябов. Не добившись цели, он наплевал на все приличия - покинул свое место в президиуме и занялся "индивидуальной обработкой" депутатов в зале.

Его настойчивость имеет простое объяснение. Сторонники и инициаторы неконституционного "конституционного совещания" понимают, что их действия имеют четкую правовую оценку. Это подготовка государственного переворота, или, выражаясь языком закона, "заговор с целью захвата власти". Конечно, пока Б.Ельцин у власти, уголовное преследование им не грозит, но где гарантия, что власть в одночасье не перевернется? И тогда организаторы "конституционного совещания" в полном соответствии с Законом сядут на скамью подсудимых. Вот почему для них так важно, чтобы Верховный Совет хоть словечком, хоть полсловечком поддержал "конституционное совещание".

Параллельно запугиваются противники "конституционного совещания" на местах. Распоряжением президента от 18 мая 1993 г. правительству РФ поручено разработать и принять комплекс мер по федеральной поддержке социально-экономического развития отдельных регионов "с учетом сообщения Центральной комиссии всероссийского референдума". Нет, не забыл президент, кто и как голосовал на референдуме: одним регионам - поможет, другие - примерно накажет. И тем более припомнит, если кто-то не поддержит "конституционное совещание" и его проект Конституции.

Сегодня на пути неконституционного принятия Конституции (вот ведь до какого абсурда докатились) три главных препятствия. Это позиция Верховного Совета РФ, который не одобряет подобных действий. Это позиция Конституционного суда, который однозначно высказался за соблюдение действующей Конституции. И, наконец, позиция ряда субъектов Федерации, которых пугают авторитарные замашки центра.

Голосуем списком?

И вот новость - по каналам информации распространен указ президента Российской Федерации "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации". На первый взгляд, указ полностью соответствуют закону: целью Конституционного совещания обозначено "завершение подготовки проекта Конституции, представленного Президентом Российской Федерации" и "учет предложений граждан, органов государственной власти, политических партий, общественных движений, профсоюзов и других общественных объединений". Это, конечно же, никому не запрещено. Собирайтесь хоть каждый день.

Но при более внимательном изучении выявляется несколько многозначительных деталей. Возьмем, например, название указа - оно значительно шире его буквального смысла. В тексте речь идет о президентском проекте, а в заголовке - слово "президентский" опущено. Президент не желает знать никаких других проектов, кроме собственного.

От субъектов Федерации указ предписывает направить "полномочных представителей". Полномочных - на что? На "обсуждение и учет предложений"? Но для этого не требуется особых полномочий. Следовательно, принятие проекта все же предполагается.

Подлинный "шедевр демократии" - нормы о представительстве федеральных органов власти. В указе говорится, что эта часть конституционного совещания "формируется из народных депутатов Российской Федерации". Кем формируется и в каком порядке - ни слова. Сию тайну чуть приоткрыли для депутатских фракций - их представителей будут приглашать "по согласованию". Зато заранее зарезервировано 50 мест для представителей президента и правительства.

Многие помнят, сколько яду было вылито Б.Ельциным на Съезд народных депутатов СССР за "партийную сотку". Урок, как видим, пошел впрок. Его "конституционное совещание" - сплошь "партийная сотка".

Итак, продолжается хорошо знакомая тактика балансирования на грани закона и беззакония. На бумаге - нарушений нет, но в подтексте, и особенно в комментариях исполнителей президентской воли, С.Филатова и С.Шахрая, - полное пренебрежение к действующей Конституции, открытая подготовка к слому конституционного строя.

...Кстати или некстати вспомнился один эпизод из юридической практики. Некий гражданин, сев в такси, достал нож и начал медленно, выразительно поглядывая на соседей, разматывать ленту, в которую тот был укутан. Попутчики не стали дожидаться продолжения - выбросили его из машины. Мы, начинающие юристы, долго спорили - было ли в данном случае состояние необходимой обороны или граждане его превысили? Может быть, надо было подождать, чтобы ударил?

Не призываю никого ниоткуда выбрасывать. Но параллель очевидна: идет война нервов, пляска на краю бездны. В такой войне победителей не бывает.

23 мая 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 297910
Перв. публик.: 23.05.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 260

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``