В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Орехи для генерального прокурора Назад
Исаков В. Б.: Орехи для генерального прокурора
Диагноз: "застой кризиса"

Сенсации рождаются всегда не там, где их ждут. Телевидение, радио и пресса, смакующие разные политические пустышки, практически не заметили документ со скромным названием "Основные направления денежно-кредитной политики на 1993 год", подготовленный Центральным банком Российской Федерации. А между тем, в любой другой стране он вызвал бы политический взрыв.

В документе отмечается, что экономическая ситуация в России продолжает ухудшаться. Снижаются объемы общественного производства, реальной стала угроза гиперинфляции и массовой безработицы, растет социальная напряженность. Проявившийся в 1990 году кризис российской экономики получил в 1992 году дополнительный импульс, обусловленный "шоковым" характером начального этапа экономических реформ. При этом непоследовательность в экономической политике правительства позволила кризисным тенденциям принять значительно больший, чем ожидалось, размах.

Ключевыми проблемами для экономики России стали углубляющийся спад производства, стремительный рост цен и снижение жизненного уровня населения. Эти процессы вызваны усилением дезорганизации производства, падением стимулов к трудовой деятельности, практикой монопольного ценообразования, ослаблением контроля за предприятиями государственного сектора.

Правительство, выступая собственником госпредприятий, с одной стороны, не обеспечило им условий для их скорейшей приватизации, с другой - предоставило им широкие права по использованию получаемых доходов. В результате большая часть доходов идет на повышение заработной платы, что лишь подстегивает инфляцию, но не способствует оздоровлению экономики. Центральный банк оказался, таким образом, перед выбором: либо усугубить огромный неконтролируемый спад производства, либо поддержать госсектор кредитами ввиду неподготовленности организационно-хозяйственного механизма акционирования и приватизации.

Острейшая нехватка оборотных средств предприятий, необоснованное сокращение бюджетных расходов, прежде всего на социальные нужды, заставили пойти на увеличение бюджетного дефицита, номинальных доходов населения и денежной массы в обращении. В противном случае спад производства и социальная напряженность неизбежно приобрели бы взрывной характер. Однако за это пришлось расплачиваться ускорением темпов инфляции. Осложнение общих условий производственной деятельности - массовое разрушение хозяйственных связей, падение договорной и внутрипроизводственной дисциплины, практически повсеместное ухудшение финансового положения предприятий - усугубили положение.

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В ЗЕРКАЛЕ ФИНАНСОВ

(в сопоставимых ценах или физическом исчислении,
индексы 1989 г. = 100)



1989г.
1990г.
1991г.
1992г.

Валовой внутренний продукт
100
97
88
71

Национальный доход
100
95
85
68

Продукция промышленности
100
97
93
75

Продукция сельского хозяйства
100
95
90
83

Объем подрядного строительства
100
89
80
51

Перевозки (отправление) грузов
100
96
87
68

Пассажирооборот
100
102
95
83

Капиталовложения
100
100
89
49

Розничный товарооборот
100
110
103
63

Оптовые цены
100
104
249
в 52 раза

Потребительские цены
100
106
201
в 30 раз

Численность занятых в хозяйстве
100
99
98
96



Спад производства в 1992 г. носил общий характер, затронул практически все отрасли промышленности. Особенно неблагоприятное положение сложилось с продовольственными товарами, выпуск которых сократился в среднем на 18 процентов. При этом спад производства мяса, колбасных, рыбных, кондитерских изделий, крупы, чая составил 25-35 процентов, масла растительного - 20 процентов, цельномолочной продукции - почти в два раза. К концу 1992 года усиливающийся дефицит обусловил наиболее высокие темпы роста цен по группе продовольственных товаров.

Второй год подряд в экономике страны происходило падение инвестиционной активности. Общее снижение уровня капитальных вложений за 1991-1992 гг. составило более 55 процентов. Их объемы в настоящее время не обеспечивают даже простого воспроизводства общественного капитала. При этом наряду со снижением объемов капиталовложений все более явно прослеживается тенденция ухудшения их качественного уровня. Так, при сокращении в 1992 г. производства металлорежущих станков на 24 процента, выпуск станков с ЧПУ снизился на 60 процентов, а обрабатывающих центров - на 58 процентов. Общее сокращение производства кузнечно-прессовых машин составило 35 процентов, но при этом выпуск таких машин с ЧПУ упал в 3 раза. Подобные примеры все чаще появляются и в других отраслях, обеспечивающих инвестиционный процесс.

Резкое падение общественного производства не привело пока к аналогичному падению занятости. Это означает, что в стране растет скрытая безработица. Не производя реальной продукции, работники продолжают получать заработную плату, которая в конечном счете выполняет функцию пособия по безработице. В результате резко снизилась производительность общественного труда (по национальному доходу в 1992 г. она составила менее 77 процентов от уровня 1989 г.).

В 1993 г. экономический кризис будет продолжаться. По имеющимся оценкам, объем промышленного производства в 1993 г. может снизиться еще на 12-14 процентов. Ожидаемый уровень инфляции - около 15 процентов в месяц. Вероятно снижение занятости населения. В случае проведения правительством достаточно "жесткой" денежно-кредитной политики, рост цен можно ограничить. Но при этом нельзя исключить дальнейшего нарастания кризиса неплатежей, а спад производства может принять еще более разрушительный характер. В случае слишком "мягкой" политики, страну ждет новый виток инфляции с переходом в гиперинфляцию.

Из всего обширного документа о денежно-кредитной политике Центрального банка, наибольший интерес для рядового читателя представляет последний раздел - "Защита и стимулирование сбережений". Проведение всеобщей индексации вкладов Банк России считает в существующей экономической ситуации нецелесообразным, поскольку это вызовет дополнительный рост денежной массы и новый виток инфляции. (В.Геращенко сравнил эту меру с "харакири"). В то же время необходимо решение вопроса о компенсации мелких вкладов, особенно людей старшего поколения. Центральный банк предлагает связать компенсацию вкладов с процессом приватизации - создать при Сбербанке специальный фонд, которому передать часть приватизируемого имущества по ценам 1990 г.

В условиях обесценения денежных сбережений населения выгодным помещением личных средств становится недвижимость. Соединить личный и государственный интерес, по мнению Центрального банка, могла бы система государственных займов - жилищного, земельного займа, целевых местных займов для развития производственной и социальной инфраструктуры. Центральный банк поддерживает предложение о повышении процентных ставок по вкладам граждан в Сбербанке, но считает, что оно не должно носить автоматического характера - иначе это лишь подтолкнет инфляцию и приведет к неоправданному выигрышу зажиточных слоев, имеющих крупные вклады.

Как поддержать то, чего нет

Абстрактные претензии президента к парламенту и политические обвинения в "противодействии реформам" наконец-то приобрели более конкретную форму. В письме на имя Р. Хасбулатова президент потребовал отменить ряд актов Съезда народных депутатов, Верховного Совета и его президиума как "противоречащих результатам референдума".

Хотя в письме содержится практически выговор Верховному Совету в связи с "необходимостью более взвешенного правового регулирования в социально-экономической сфере", более внимательное изучение документа приводит к ошеломляющему выводу: подавляющее большинство документов, подлежащих отмене, были приняты в свое время по инициативе или по согласованию с правительством. Например, президент требует отменить, как противоречащее политике реформ, совместное постановление президиума ВС и правительства "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве". Это постановление, принятое в прошлом году, остановило кризис неплатежей, помогло рассосаться невероятной по размерам "финансовой пробке". Тогда оно справедливо расценивалось правительством как великая победа...

Я - за то, чтобы между парламентом и правительством существовали нормальные взаимоотношения. Чтобы не хитрить, не лукавить, не обманывать друг друга и общественное мнение. Чтобы парламент поддерживал курс правительства... Но до чего же трудно поддерживать то, чего нет.

Шизофрения власти

По официальным каналам на правительственном бланке распространена телеграмма с призывом заблокировать предстоящий Съезд народных депутатов. Дан контактный телефон и обратный адрес - на Старой площади... По поручению С.Шахрая главы администраций озаботились тем, чтобы собрать максимальное число подписей за отказ от участия в Съезде. И вот уже на пресс-конференции в Кремле руководитель президентской администрации С.Филатов (кстати, сам народный депутат) с гордостью объявляет: подписей уже более 300, кворум на Съезде будет сорван!

Какое-то безумие... На спевке президента со столичной интеллигенцией, ему, помнится, советовали: шулеров - подсвечниками. Любопытно, а как следует поступать с теми, кто одной рукой протягивает Съезду проект Конституции, а другой - дезорганизует его работу?

После того как не удалось заблокировать деятельность Конституционного суда (на встречу с президентом вместо обещанных семи пришло только шестеро судей), Конституционный суд примерно наказан - с него снята охрана. Председателю Суда В.Зорькину предложено покинуть служебную дачу - с нее тоже снимается охрана. Не отстает и президентская пресса, которая в открытую призывает Б.Ельцина "стать российским Фухимори", "поступить, как Валенса"...

Итак, на смену конституционным финтам и подножкам пришла война на уничтожение. Подобные действия президента полностью подпадают под определение "заговор с целью захвата власти". Не пора ли и закону сказать свое слово?

Обкомовские замашки

Шумную реакцию средств массовой информации вызвало решение Верховного Совета РФ направить запрос в Конституционный суд о защите конституционного статуса вице-президента Российской Федерации. Как известно, вице-президент А.Руцкой в последнее время подвергся целому ряду незаконных ограничений: были отстранены от работы сотрудники его секретариата, сокращена охрана, ограничен допуск лиц в официальную резиденцию, он был лишен всякой информации по вопросам внутренней и внешней политики.

Как все это знакомо! Все та же обкомовская практика "выкуривания с должности": вроде бы человек и при зарплате, и в кабинете, но телефон не звонит, указания не исполняются, а подчиненные, кто понаглее, фыркают прямо в лицо. И на должности, и - "мертвяк".

Верховный Совет посчитал, что подобные действия - не только унижение личного достоинства, но и опасная деформация власти: должностное лицо не может нормально исполнять свои обязанности, а значит нести всю полноту ответственности.

Защита конституционного статуса вице-президента создает важный правовой прецедент. Суть его заключается в том, что человек на государственной службе - не холоп или лакей своего начальника, обязанный исполнять любые, в том числе незаконные распоряжения, а должностное лицо, отвечающее перед народом, законом и Конституцией. И потому в рамках закона его должностной статус защищен от всяких посягательств.

Конституционные конвульсии

Грандиозным скандалом ознаменовался первый день работы президентского конституционного совещания в Кремле. В своем выступлении, носившем резко конфронтационный характер, Б.Ельцин заявил, что Советы народных депутатов не являются легитимной властью и вообще с 1917 года в России не было конституционного строя. Советы не поддаются реформированию. Именно они, а не президент, являются источником хаоса и конфликтов и потому должны быть упразднены в максимально сжатые сроки. Запамятав, видимо, что не далее как 20 марта он сам объявил о восстановлении единой вертикали исполнительной власти, Б.Ельцин категорически осудил единую вертикаль Советов: "В демократическом государстве это просто немыслимо. Воссоздание такой вертикали объективно перечеркивает разделение властей".

Ладно. Пусть Ельцин не слишком силен в истории. Пусть забывает о том, что говорил вчера. Но зачем он с таким упорством приглашал на свое совещание руководителей органов представительной власти? Чтобы публично оплевать их, объявив, что Советы нелегитимны и с демократией несовместимы?

Естественно, что в такой ситуации председатель Верховного Совета не мог отмолчаться. Прорвав оцепление, Р.Хасбулатов вышел к трибуне и попросил слова. Председательствующий слово дал, но не дали сторонники президента, которые захлопали выступление спикера парламента. Далее произошла еще более отвратительная сцена, когда автора одного из альтернативных проектов Конституции, депутата Ю.Слободкина, охрана просто вынесла на руках из зала. Перепало на орехи и Генеральному прокурору России, который попытался остановить насилие. В итоге председатель Верховного Совета, большинство руководителей Советов краев и областей, Генеральный прокурор, судьи Конституционного суда, многие депутаты покинули "конституционное совещание".

Президент и главный идеолог "конституционного совещания" С.Шахрай тут же обвинили ушедших в заранее подготовленной попытке срыва совещания. Ну, конечно же, они и "хлопальщиков" подготовили, и вынос инакомыслящих предусмотрели!

Горький осадок оставляет обилие лжи, в которую, как в трясину, погружается российская власть. Заявляется, например, что руководство Верховного Совета отвергло предложение президента о вынесении проекта Конституции на референдум и якобы именно по этой причине президент взял дело принятия Конституции в свои руки. Короче, опять "враги", опять "мешают"... Да ничего подобного! Решение о проведении референдума по новой Конституции было принято еще 1 Съездом народных депутатов и никто его не отменял. Другой вопрос, что пока нет согласованного проекта, который можно было бы вынести на референдум. Но кто как не президент - председатель Конституционной комиссии - в этом виноват?

Конфликт со всей системой представительной власти - от Съезда народных депутатов до сельсовета включительно - резко уменьшает шансы на легальное принятие президентского проекта Конституции. Довольно странно предлагать Советам парафировать проект, в котором "нет места Советам". Лукавая оговорка о том, что "установленные сроки полномочий нынешних властей в республиках, краях и областях сокращать нецелесообразно" - сегодня мало кого обманет. Ученые-с!

"Если представительная власть отклонит наши предложения, нам придется воспользоваться ДРУГИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ" - с напором заявил в своем выступлении Б.Ельцин. Звучит многозначительно, пожалуй, даже угрожающе. Но есть ведь и такой вариант - успокоиться, объявить перемирие с представительной властью и жить по действующей Конституции. И чем же он плох?

7 июня 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 297905
Перв. публик.: 07.06.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 248

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``