В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Онежская пуща Назад
Исаков В. Б.: Онежская пуща
Опять делят власть

Совещание президента Российской Федерации с главами российских республик (Петрозаводск, 13 августа) проходило в обстановке повышенной секретности. Журналистов - минимум и самые надежные. Охрана зорко следила, чтобы кто-нибудь не включил диктофон. Стенограмма держится в тайне: на наш официальный запрос из Петрозаводска сообщили, что совещание стенографировалось президентской службой, которая забрала с собой все материалы...

Из туманных сообщений печати не так-то легко понять, что именно обсуждали и решили в Петрозаводске. Но вот по официальным каналам поступило решение совещания, другие документы, и многое прояснилось.

Признаюсь, через муку и боль душевную дочитал до конца главный документ совещания - "Основы законодательства Российской Федерации о реализации Федеративного договора". Слишком все знакомо - выспренные фразы о "суверенитете", холуйское заискивание, лукавые оговорки, спрятанные в ворохе пустых слов. Изощренная казуистика подлого ума. Именно так выглядел горбачевский Союзный договор, подготовленный к подписанию в августе 1991 года...

Однако оставим эмоции и познакомим читателя с основными положениями столь замечательного документа. Если отшелушить повторы и назойливое пустословие, суть его сводится к следующему:

1. Участниками (сторонами) Федеративного договора считаются лишь РЕСПУБЛИКИ в составе Российской Федерации.

2. Официальными (полномочными) представителями Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации считаются РУКОВОДИТЕЛИ республик.

3. Конституция Российской Федерации для республик заменяется некими "основами конституционного строя".

4. Расширяется право собственности республик. В их собственность, помимо земли, недр, воды, растительного и животного мира передаются также ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО и природные ресурсы континентального шельфа.

5. Законы республики наделяются безусловным верховенством, законы Российской Федерации - условным (при условии их соответствия Конституции и Федеративному договору).

6. Основы законодательства Российской Федерации не имеют прямого действия на территории республики, если не заключено соответствующего соглашения.

Итак, республики в составе Российской Федерации делают еще один шаг по пути суверенитета, приобретения полноты экономических прав, независимости от центральной власти. И что взамен? В любой сделке как минимум две стороны: если республики получают "больше суверенитета", повышают свой статус, то что получает взамен президент России? В чем его интерес?

За ответом далеко ходить не придется, он - в статьях того же законопроекта. Президент России получает права "арбитра" в спорах между органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации. То есть де-факто выводится из системы разделения властей и ставится над Конституцией. Акты президента Российской Федерации наделяются верховенством на всей территории Российской Федерации, становятся (взамен законов) актами прямого действия. Конституция Российской Федерации, ограничивающая президента, подменяется "основами конституционного строя", которые можно трактовать как угодно.

Проигравший платит

Кто выигрывает - понятно и дальнейших комментариев не требует, вопрос - кто в этой сделке проигравшая сторона?

В роли проигравшего - края и области Российской Федерации, которых (за небольшим исключением) не пригласили на совещание в Петрозаводске. Впрочем, нельзя сказать, что их совсем оставили без внимания: словно для смеха бросили "косточку с барского стола" - записали, что законодательные предложения краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в десятидневный срок включаются в план законопроектных работ Верховного Совета РФ. Такой вот "роскошный подарок"!

На законные требования краев и областей о снижении налогов, расширении экономических прав центральная власть ответила вызывающим, наглым пренебрежением - в очередной раз продемонстрировала готовность сторговаться за их спиной и за их счет, разменять их интересы на свои (все более мифические) "дополнительные полномочия".

В роли "проигравшего" - представительные органы власти. Они исключаются из числа официальных представителей Российской Федерации, ограничивается их роль в финансовой, бюджетной сфере, в области международных отношений.

Угождая "хозяину", авторы законопроекта записали в адрес Верховного Совета Российской Федерации несколько издевательских дискриминационных ограничений. Верховному Совету РФ установлен немыслимо жесткий срок для рассмотрения законодательной инициативы республики - две недели (республике - два месяца). Противоречие между Конституцией и законом должно быть устранено Верховным Советом РФ за четыре недели (республикой - в течение трех месяцев). Изобретена некая "согласительная комиссия", которая наделена правом приостанавливать законы и иные законодательные акты Верховного Совета РФ. И так далее...

Таково, в общих чертах, устройство "механизма реализации Федеративного договора", спроектированного на совещании в Петрозаводске. Убедившись, что его "конституционная инициатива" провалилась (ни один субъект Федерации не одобрил его проект Конституции), Б.Ельцин приступил к "поэтапному" воплощению своего плана, опираясь на поддержку глав республик в составе Российской Федерации.

Иван пока терпит...

Понимают ли на российским Олимпе, к каким последствиям приведет их политическая возня? В отношении президентского окружения у меня нет иллюзий. Кормящаяся в Кремле толпа политических уродцев и карликов превратилась в горе России и посмешище для всего мира. Циничные, наглые, грызущиеся за власть, лихорадочно набивающие карманы, они утратили всякое уважение народа и моральное право руководить им. Но руководители республик в составе Российской Федерации? Почему они согласились участвовать в этом позорном спектакле?

Всегда относился к лидерам российских республик с уважением и пониманием. Видел, как они, лавируя внутри грозных тектонических процессов российской политики, защищают интересы своих народов, своих маленьких (по российским масштабам) государств, стараются сберечь остатки культуры и благосостояния, добытых нелегким трудом. Для чего им идти на сделку с Кремлем, который торгует последним - единством и целостностью России? Пытаться извлечь пользу из царящей там паранойи? Да неужели же вы, умные и проницательные политики, не видите, что вашими спинами хотят прикрыть государственный переворот? Что вашими руками вбивают еще один клин, раскалывающий Российскую Федерацию?

Иван - работящ и незлобив. Несмотря ни на что - тянет и тянет лямку, вытягивает из болота глубоко засевшую в нем страну. Но все же не советую испытывать его долготерпение. Играя единством России, вы рискуете проиграть все.

22 августа 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/37/1/Онежская%20пуща.htm


Док. 297895
Перв. публик.: 22.08.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 249

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``