В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Кладбище забытых программ Назад
Исаков В. Б.: Кладбище забытых программ
Все хорошо...

Есть у меня заветный шкаф. Еще в самом начале депутатской деятельности я завел в нем особую полку, обозначив ее этикеткой "Экономическая программа правительства" (полагая по наивности, что программа будет одна). На ней теперь гордо красуются два толстых тома программы "500 дней" и куча второстепенных документов - память о периоде рыночного романтизма, когда правительство всерьез собиралось построить основы капитализма за 500 дней, а Верховный Совет поверил, что такое действительно возможно.

Вину за провал первой российской программы реформ принято валить на союзное правительство, которое, отказавшись принять к руководству российскую программу, затеяло разработку своего "президентского" варианта. Доля вины союзного руководства в провале, бесспорно, есть. Но я убежден, что фактическим погубителем программы "500 дней" является... Нина Андреева, которая в одном из интервью со свойственной ей прямотой сказала: "Я рада, что Ельцин сам назначил себе срок". Это и решило судьбу программы - от нее быстренько освободились, свалив вину на "неконструктивную позицию центра".

Следующую полку занимает неопрятный развал под названием "программа правительства Силаева". Эта программа до парламента не дошла, хотя формально называлась "одобренной Верховным Советом". Запомнилась тем, что, как плохая диссертация, от чтения к чтению становилась все хуже и хуже. Реагируя на критику, авторы программы вымарывали из нее все спорные места. В результате программа не накапливала, а все время теряла позитивное содержание, которого и без того было, скажем прямо, не лишку.

Далее следуют несколько разрозненных бумаг межеумочного периода Сабурова - Бурбулиса. Самостоятельной ценности они не представляют и потому сиротливо притулились в углу полки, свободном от программы Силаева.

Зато на следующей полке вас ждет сущий клад - несколько пухленьких, кругленьких, голубых и розовых томиков - "Программа углубления экономических реформ" и "Программа неотложных мер по оздоровлению экономической ситуации" - правительственные манускрипты Гайдара. Будущие исследователи, предпринимая "послойную томографию" российского кризиса, безусловно, отметят глубину и насыщенность "гайдаровского" слоя. Первая программа была одобрена 7 октября 1992 года, вторая - 16 ноября, а в декабре и само правительство перестало существовать... Особенно не отличившись на ниве профессионального управления, бывший редактор "Коммуниста", безусловно, блеснул как плодовитый сочинитель экономических прожектов.

Как поступить с важными и особо важными правительственными бумагами, которые, будучи официально утвержденными, так и остались невыполненными? Специалисты по "бюрократологии" - науки о бюрократическом управлении - дают на сей счет ценное указание: застелить их старыми газетами и забыть. Так и сделаем. Закрыв газетами кладбище невыполненных программ, положим сверху тоненькую брошюрку в серенькой обложке под названием "Рабочая программа Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы: развитие реформ и стабилизация российской экономики". Новейшая программа правительства Черномырдина.

...прекрасная маркиза...

В любой программе, претендующей на солидность и научный подход, есть "диагностическая" и "рецептурная" часть. Диагностический раздел во многих отношениях является ключевым: от того, как оценивается состояние "больного", зависят и те "рецепты", которые выписываются для лечения. Как же видятся авторам программы исходная ситуация и стартовые условия реформ? Раздел "Состояние российской экономики" заслуживает того, чтобы привести его дословно, сопроводив небольшими комментариями в скобках.

"С января 1992 года Россия приступила к радикальной экономической реформе. К этому времени были исчерпаны возможности эволюционных преобразований. Нужен был прорыв. (И его совершило правительство Гайдара).

В результате решительных (но неподготовленных и непросчитанных) мер экономика России в течение нескольких месяцев существенно изменила свой облик, в ней начались новые процессы, присущие рыночной экономике и ведущие к ее развитию. (Бешеная инфляция, растаскивание госсобственности и вывоз всего и вся за рубеж). Удалось избежать катастрофы. (Так как страна большая и за один заход ее разворовать трудно). Повысилась насыщенность рынка. (Хотя и не для всех).

Реформы дались нелегко. Усилился спад производства. Инфляция, переведенная (нашими усилиями) из подавленной в открытую, составила 2600% за год. Значительно снизился уровень жизни населения. Определенную роль в этом сыграли допущенные ошибки. (Но на эту тему мы подробно распространяться не будем).

(Здесь по партитуре вступают фанфары). Однако взвешено оценивая предпринятые тогда меры, следует сказать, что большей частью они были жизненно необходимы, а их болезненные последствия неизбежны. Прорыв был невозможен без издержек, в ином случае потери были бы существенно выше. (Другими словами, успокойтесь, могло быть и хуже).

С осени 1992 года была достигнута относительная стабилизация производства, хотя и на низком уровне, ценой ослабления финансовой и кредитно-денежной политики и усиления инфляции, задержки структурных сдвигов. (То есть заложены основы для хронического кризиса в будущем). Началась реализация программы приватизации. (Авантюра с "ваучерами"). Однако продвижение реформ и стабилизация экономики все больше оказывались в зависимости от политической конфронтации - прежде всего вокруг курса реформ. (А я то думал, что именно провал реформ породил политическую конфронтацию).

Ситуацию изменил референдум, выявивший доверие народа Президенту и проводимой социально-экономической политике.

Нынешнее положение российской экономики характеризуется определенными позитивными сдвигами. Уровень производства продолжает оставаться стабильными, хотя есть опасность нового спада вследствие растущих неплатежей. В течение первого полугодия Правительству и Банку России удавалось проводить умеренно жесткую финансовую и денежно-кредитную политику, в результате чего темпы инфляции несколько понизились, хотя и продолжают оставаться высокими. В последний месяц (в силу временных причин) стабилизировался курс рубля. При снижении объемов импорта (мы перестали закупать даже самое необходимое - лекарства) сложился положительный внешнеторговый баланс. Стабилизировался (на нищенской отметке) и уровень жизни населения. Ожидается хороший урожай. (Хотя есть опасения, что собрать его мы не сможем).

(Здесь по партитуре звучит тревожный там-там. Но не пугайтесь, конец будет все равно счастливым). Вместе с тем ситуация продолжает оставаться крайне сложной и неустойчивой. Многочисленные проблемы осаждают страну, предприятия и граждан.

Усиливается социальная дифференциация. Миллионы людей живут ниже уровня бедности. В трудном положении находятся многие отрасли промышленности, в том числе оборонная, лишившаяся большей части военных заказов; наука, культура. Нет средств для решения острейших проблем экологии, охраны здоровья. Все реальней угроза безработицы. Растет преступность. Россия проходит тяжелейшую фазу кризиса.

Тем не менее (начинается светлый, воодушевляющий финал, перепевающий мотивы первого абзаца) все это свидетельствует не о крахе реформ, а лишь о сложности и противоречивости переходного периода.

Негативные явления, с которыми приходится сталкиваться сегодня, большей частью объективно обусловлены либо тяжелым наследием (коммунистического) прошлого, либо трудностями переходного (неизвестно к чему) периода, в течение которого происходит коренное преобразование всей хозяйственной системы, ломка сложившихся экономических и организационных структур, замена их новыми, отвечающими условиям рыночной экономики.

Важный, во многих отношениях самый трудный этап преобразований уже пройден. (Повторяют нам, по крайней мере, в пятый раз). Для пророчеств каких-то грядущих катастроф нет серьезных оснований, если мы сами их не вызовем".

Последнее признание - самое ценное. Действительно, экономический кризис в России носит рукотворный характер - он вызван некомпетентной, авантюрной и в некоторых своих проявлениях преступной деятельностью правящей элиты, в том числе некоторых нынешних членов кабинета. Их же руками кризис превращается в подлинную национальную катастрофу.

...все хорошо, все хорошо!

Вторая часть "Рабочей программы" раскрывает планы действий правительства. Признаюсь, стоило немалых усилий дочитать ее до конца, ибо она состоит на 3/4 из абсолютно бесспорных тривиальных положений: "улучшать санитарно-гигиеническую обстановку в стране", "выпускать книги для детей и юношества", "поддерживать молодые дарования", "бороться с безработицей" и т.д. и т.п. Подобными "творческими озарениями" заполнены десятки страниц.

В тех же случаях, когда авторы программы решаются прикоснуться перстами к действительно острым проблемам, делается это столь робко и неуклюже, что ничего разобрать невозможно. Надо остановить поток "порнухи" и "чернухи", заполняющей отечественный книжный и видеорынок? Какой вопрос, разумеется! И вот что читаем по этому поводу в программе: "Важнейшим направлением политики Правительства в области культуры будет государственный протекционизм, предусматривающий в частности, повышение таможенного тарифа при ввозе в Российскую Федерацию печатной, кино- и видеопродукции, не представляющей художественной ценности".

Еще более невнятна программа, когда речь заходит о важнейших социальных гарантиях граждан. Одной из своих задач в области жилищной политики правительство провозглашает "создание жилищной системы, при которой большинство проживающих способны оплачивать полную стоимость своего жилища по рыночным ценам". Но это же абсурд! Способность оплачивать жилищные услуги по рыночным ценам зависит не от "жилищной системы", а от уровня доходов граждан. Одно из двух: либо правительство обязуется обеспечить большинству граждан соответствующий уровень доходов, либо идею "оплаты жилья по рыночным ценам" надо отбросить как политически опасную химеру.

"Рабочая программа" написана так, что должна удовлетворить в принципе всех. Сторонники правительственных реформ найдут в ней многочисленные клятвы верности "рыночным идеалам". Критики этих реформ также будут удовлетворены: осуждена "шоковая терапия", сказано о приоритете социальной защиты, необходимости сохранения институтов государственного регулирования. Хорошие слова сказаны всем. Загадкой остается одно: что же на самом деле намерено делать правительство?

Могуче выписан раздел программы, определяющий этапность и ожидаемые результаты правительственной политики. Здесь скользковатый общеполитический треп вдруг переходит в львиный рык не мальчика, но мужа: "Экономический подъем начнется в 1996 году". Так-то, знай наших! И как-то не сразу сообразишь, что программа то - до 1995 года...

Местами правительственный документ грешит прямо таки детской наивностью. Одним из направлений финансовой политики правительство считает "стимулирование притока инвестиций (в том числе иностранных) в регионы с высоким уровнем безработицы". Да кто же не знает, что "регионы с высоким уровнем безработицы" - они же и регионы с высоким уровнем социальной напряженности. Капитал туда калачом не заманишь!

Политическим условием продолжения реформ правительство считает "скорейшее принятие новой Конституции". От прямых обвинений в адрес парламента и призывов к его роспуску правительство, к счастью, воздержалось, но позиция Верховного Совета названа "неконструктивной".

В заключительной части программа правительства обозначена как "платформа национального согласия", на которую приглашаются все, "кто желает стоить новую Россию". До чего ж вольготно на Руси: хочу - новую Конституцию народу дарю, хочу - платформу национального согласия объявляю. Спрашивать мнение народа при этом не обязательно.

В целях разумной предосторожности "Рабочая программа" определена как проект, "подлежащий доработке". Которым, тем не менее, надлежит руководствоваться... Короче, еще один правительственный "долгострой", с которым непонятно что делать. Впрочем, нет, знаю! Поскорее закрыть старой газетой.

8 августа 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 297892
Перв. публик.: 08.08.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 338

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``