Не хочется брать в руки милицейские сводки. Убийства, насилия, рэкет, коррупция должностных лиц... Страшные цифры, за каждой из которой - трагедия, разрушенные семьи, изломанные судьбы. Можно понять людей, которые требуют от президента, правительства, Верховного Совета: сделайте же хоть что-нибудь, остановите вал преступности! Мы согласны на самые крутые меры!
Но не все они ведут к цели. Юридической практикой установлена и многократно подтверждена истина: суровость наказания - не единственная и даже не самая главная составляющая успеха в борьбе с преступностью. Куда важнее - последовательность, планомерность действий законодательной, исполнительной и судебной властей, скоординированность правоохранительной и социально-экономической политики. И - безусловное следование закону. Рывки, шараханья, громкие кампании, популистские, рассчитанные больше на политический эффект меры - создают в обществе атмосферу истерии и скорее усугубляют проблему, чем ведут к ее решению.
История учит... но разве мы внимаем ее урокам? 21 июня издан указ президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по борьбе с преступностью и коррупцией" - его ответ на многочисленные обвинения в фактах коррупции на высших этажах государственной власти.
Новой комиссии вменено в обязанность "проведение проверок деятельности правоохранительных органов", а также "сообщений о противоправных действиях должностных лиц ЛЮБОГО уровня". По существу, это новое правоохранительное ведомство, возвышающееся над прокуратурой, МВД и МБ. Руководителям этих правоохранительных органов предписано образовать "соответствующие структуры" по взаимодействию с межведомственной комиссией, а исполнительным органам на местах - создать ее местные отделения.
Голова венчает дело - руководителем управления по обеспечению деятельности комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией назначен Андрей Макаров, адвокат, известный более как защитник коррупционеров, нежели как борец с ними.
О чем, собственно, разговор? Комиссией больше, комиссией меньше - какая разница? Разница существенная. Полномочия этой комиссии не урегулированы (а стало быть, и не ограничены) никаким законом. Отметим и такую "малость": она создается в системе ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти, но намерена проверять правоохранительные органы, преследовать лиц ЛЮБОГО уровня... Верный способ закрыть рот всем, кто сегодня критикует правительство, говорит о коррупции в окружении президента.
Какими методами будет действовать вышеупомянутая комиссия? Намерена ли она просить санкции прокурора на обыск, арест, досмотр корреспонденции, иные оперативные мероприятия? Или, ввиду того, что может и самого прокурора запросто проконтролировать, не станет размениваться на "подобные мелочи"? Какую юридическую силу будут иметь собранные ею доказательства, должны ли они представляться в суд или решения будут приниматься без суда и следствия? Далеко не праздные вопросы.
Неквалифицированные попытки "имплантировать" в систему правоохранительных органов разного рода новообразования нарушают нормальное, основанное на норме закона, взаимодействие правоохранительных органов, не укрепляют, а напротив, ослабляют борьбу с преступностью.
И еще одна многозначительная деталь. Указ содержит ряд поручений: организовать разработку федеральной программы борьбы с преступностью, разработать предложения о правовом регулировании участия граждан в охране общественного порядка. И все замыкаются на Совет безопасности, представление документов в Верховный Совет не предусмотрено. Судя по всему, в вопросах борьбы с преступностью президент перешел на полное самообслуживание и в услугах парламента более не нуждается.