В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Просто Руцкой Назад
Исаков В. Б.: Просто Руцкой
Депутат

С Руцким мы люди разные, в чем-то даже противоположные. Мое знакомство с ним началось с конфликтов. Конфликты возникали на следующей почве: Руцкой, тогда председатель комитета ВС по делам инвалидов, ветеранов и социальной защите военнослужащих по-военному браво "пропихивал" через Президиум Верховного Совета разные документы. "Мелочи" вроде юридической чистоты его особенно не волновали. Я резко возражал. Руцкой, который и тогда заводился с пол-оборота, горячился, обвинял меня в формальных придирках и "юридической казуистике".

Одно из таких - постановление Президиума Верховного Совета "Об учреждении фонда социального развития России "Возрождение". Приняли его с грубым нарушением регламента - путем сбора подписей на опросном листе, без рассмотрения устава и других учредительных документов. Я пошел по этому поводу к Ельцину, с которым у меня тогда были неплохие отношения. Он меня выслушал и согласился: когда речь идет о финансовом документе, крупных налоговых льготах, конечно же, так делать нельзя. И... буквально через несколько дней возглавил этот самый фонд в качестве почетного председателя. С таких вот мелких, неприметных "шажочков" начинались нарушения законности, которые привели в конечном итоге к полному попранию Конституции. Что же касается Руцкого, то ему впоследствии припомнили все, в том числе и незаконное учреждение фонда "Возрождение".

В начале своей депутатской деятельности Руцкой не скрывал своих коммунистических убеждений, был членом фракции "Коммунисты России". Но чем дальше шли рыночные реформы, тем больше менялись взгляды бравого генерала. И когда на 3 Съезде народных депутатов Ельцин оказался в трудном положении (с него впервые спросили за углубление экономического кризиса, за начинающийся развал Союза ССР), Руцкой пришел к нему на помощь - расколол позиции левых сил, создав депутатскую фракцию "Коммунисты за демократию" (сокращенно "К за Д"). Ельцин не забыл об этой услуге, и когда настало время выбирать вице-президента, остановил свой взгляд на Руцком.

С политической точки зрения это был, безусловно, правильный, точно просчитанный выбор: военный, генерал, в прошлом "афганец", лидер одной из "коммунистических" фракций в парламенте - он принес Ельцину немало голосов, в том числе и тех, кто никогда не были его сторонниками. Не забыл об этом эпизоде и Руцкой. Во время штурма Дома Советов, под пулями, он вспомнил об услуге, оказанной Ельцину на 3 Съезде, и бросил всердцах: "Если бы не я, все было бы иначе..."

Вице-президент

Став вторым лицом в государстве, Руцкой, на первый взгляд, полностью вписался в предложенную ему роль - ухоженный, тщательно причесанный, в отлично сшитом костюме, он с явным удовольствием появлялся на конференциях, съездах, дипломатических раутах. Но скоро выяснилось, что высокая власть это еще и высокая ответственность...

Первым серьезным испытанием для Руцкого стали события в Чечне, где генерал Дудаев разогнал Верховный Совет и заявил о неподчинении центральной власти. Первоначально Руцкой надеялся, что "два летчика, два генерала между собой договорятся". Но Дудаев обманул Руцкого, нарушил данные ему обещания. Тогда Руцким и Шахраем был подготовлен проект указа президента РФ о введении чрезвычайного положения.

И здесь произошла странность, столь характерная для взаимоотношений Ельцина с Верховным Советом. Вместо того, чтобы ввести чрезвычайное положение указом и направить его на утверждение Верховного Совета, Ельцин поступил наоборот - направил в Верховный Совет ПРОЕКТ указа. В результате время было упущено. Военно-транспортные самолеты с десантниками, приземлившиеся на аэродром вблизи Грозного, попали в кольцо дудаевских боевиков. Чудом удалось избежать большого кровопролития. Военнослужащие российской армии были отправлены на автобусах за пределы Чечни, а в руках Дудаева осталось вооружение, включая танки и самолеты, более чем на миллиард рублей (в тогдашних ценах).

В кулуарах Верховного Совета ходили разные мнения о причинах столь позорного провала. Одни видели главную причину в Хасбулатове, другие - в советнике по национальной политике Старовойтовой, которая яко бы в последний момент отговорила Ельцина от решительных действий. Но как бы там ни было, ситуация в Чечне завершилась военной и морально-политической победой Дудаева и чувствительным поражением Руцкого, на которого негласно свалили всю вину за провал.

Высокопоставленный безработный

Не могу точно сказать, когда началось расхождение Руцкого и Ельцина. Может быть, когда Руцкой не присоединился к хору голосов, приветствовавших беловежский сговор? Или когда он занял отличную от Ельцина позицию по поводу передачи Курил? А может быть Руцкой не смог простить Ельцину развала армии и падения международного престижа державы? Трудно сказать. Но постепенно несовпадение позиций президента и вице-президента стало фактом политической жизни.

Карягина, Власов, Вощанов, Болдырев... Руцкой. Он стал не первым и не последним в ряду тех, кого Ельцин не досчитался среди своих сторонников и вскоре увидел среди критиков и оппонентов.

Реакция последовала достаточно характерная. Во время очередного выступления в Верховном Совете Ельцин с хорошо известной издевательской кривой ухмылкой проинформировал депутатов, что поручает Руцкому ответственнейший вопрос хозяйственной жизни - руководство аграрной реформой.

Это была перчатка в лицо. Многие упрекают Руцкого, что он стерпел, подчинился, а не подал в отставку. Я думаю иначе. Политический деятель такого ранга - не хозяин своей судьбы. Слишком много на него замкнуто - проблем, решений, личных расчетов и политических обязательств. Уйти, когда можно бороться - значит, по существу, дезертировать. И Руцкой, стиснув зубы, начал осваивать сельское хозяйство.

Первоначально это выглядело курьезно. Депутаты-аграрники, побывав у Руцкого, в недоумении пожимали плечами: "Летал в небесах, а теперь вот земледелием руководит..." Но постепенно смешки смолкли и косые взгляды прекратились: Руцкой "врубился в проблему".

Чем хуже дела шли у Ельцина, тем выше поднимался рейтинг человека номер 2 - Руцкого. Оба это понимали. И Руцкой уже не скрывал своих претензий на самостоятельную роль в государственных делах - выступал со статьями в печати, на политических форумах, наступая Ельцину, наверное, на самую чувствительную мозоль - его униженное заискивание перед Западом, пренебрежение национальными интересами России.

Руцкого поддерживала, на него сделала ставку достаточно влиятельная политическая сила - "Гражданский союз", вобравший в свои ряды часть директорского корпуса и центристски настроенную интеллигенцию. В качестве лидера этой организации, Руцкой не скрывал своего намерения баллотироваться на очередных выборах на пост президента. Но все понимали, что до выборов может и не дойти - в случае катастрофического провала (а к тому шло дело), Руцкой мог просто заменить Ельцина в порядке, предусмотренном Конституцией.

Важным "политическим козырем" Руцкого стали разоблачения коррупции в высших правительственных сферах. Страна ужаснулась, узнав о масштабах воровства и вывоза похищенного за рубеж "отцами-основателями" российской демократии. По докладу Руцкого была назначена специальная следственная комиссия Прокуратуры РФ, которая подтвердила подавляющее большинство оглашенных им фактов. И что же? А ничего: все эти факты были заметены под ковер, а выход найден в духе лучших сталинских традиций: нет человека - нет и проблемы.

Зато пресса уцепилась за пресловутые "чемоданы с компроматом". Где они? Сколько их? Из какой кожи? Какого цвета? К счастью, мне удалось отговорить Руцкого от еще одного театрального жеста: из наиболее одиозных документов он собирался изготовить некое подобие огромной записной книжки - чтобы было удобнее пользоваться на трибуне. Можно себе представить, как разыграли бы эту живописную деталь телевидение и холуйствующая пресса!

Не стоит строить иллюзий: нападение на любого из стаи коррумпированного чиновничества без разрешения "хозяина" в нашей стране равнозначно объявлению войны самому "хозяину". И Ельцин немедленно принял вызов. Началась мелкая травля Руцкого: ему ограничили информацию, заменили машину, закрыли доступ журналистов, сократили в несколько раз штаты секретариата. Как все это знакомо! Именно так выживали из кресел в свое время неугодных секретарей обкомов и горкомов.

Верховный Совет посчитал, что снижение конституционного статуса вице-президента - не личное дело президента, а опасная деформация государственного механизма. К сожалению, Конституционный суд РФ так и не нашел времени рассмотреть соответствующее ходатайство.

Между тем, давление продолжалось. Указом президента Руцкой был лишен всех поручений и оказался самым высокооплачиваемым безработным в стране. Наконец, накануне 21 сентября - даты начала "поэтапной конституционной реформы" - он был "временно" отстранен от должности. Еще одним указом устанавливалось, что полномочия президента могут перейти к вице-президенту только и исключительно по воле и распоряжению президента. Уже одно это свидетельствовало, что страна накануне событий чрезвычайных.

И они грянули.

Соперник

В соответствии с указом президента No 1400 (как уверяет Ельцин, от начала до конца написанным лично им и дожидавшимся своего часа в сейфе), была прекращена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, приостановлено функционирование Конституционного суда. В стране произошел государственный переворот.

Настал звездный час Руцкого. Я видел его взволнованным утром 22 сентября. На заседании президиума Верховного Совета он заявил, что принимает на себя осуществление полномочий президента. То же самое он повторил на открывшейся два часа спустя сессии Верховного Совета. В этот же день к вечеру стало известно, что Конституционный суд, рассмотрев текст обращения к стране и указ No 1400, признал факт нарушения Конституции и подтвердил наличие оснований для отрешения от должности президента Ельцина.

Юридически Руцкой стал первым лицом в России. Но юридически - еще не значит фактически. К сожалению (или к счастью?), рычагами власти Руцкой овладеть так и не сумел. Занимая в целом вялую, пассивную, выжидательную позицию, он в критический момент, под воздействием разгоряченной толпы, отдал роковой приказ: взять штурмом мэрию, а затем - на Останкино!

...Рассказывают, что Руцкой во время посадки в автобус плакал. Если этому верить, то убежден, что это не были слезы радости от неожиданного счастливого избавления. Руцкому пришлось пережить, наверное, самое тяжелое, что может быть в жизни - страдания и гибель людей, которые поверили ему и пошли за ним. Таковы безжалостные правила игры: не умеешь - не садись.

А впрочем, так ли уж все проиграно? Ведь формально Руцкой - президент и как знать, какие еще "колена" выбросит, столь богатая на сюрпризы российская политическая сцена?

2 декабря 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/38/1/Просто%20Руцкой.htm

Док. 297883
Перв. публик.: 02.12.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 386

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``