В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Опять осечка? Назад
Исаков В. Б.: Опять осечка?
Мальбрук в поход собрался...

События на прошедшей неделе явно шли по нарастающей. Президент посетил подмосковную дивизию ОМСДОНа, срочно созвал в столицу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заменил сомнительных лиц в правительстве на надежных, проверенных, ударил очередным указом по вице-президенту, назначил своей властью министра безопасности (на это назначение, в соответствии с Конституцией, требуется предварительное согласие Верховного Совета). В "Комсомолке" появилась явно не случайная информация о том, что президент уже наметил дату очередных выборов - 28 ноября - и потому разгон парламента состоится в ближайшие дни. Вице-президент публично предупредил, что в Кремле все приготовлено к государственному перевороту, в связи с этим депутатов просили далеко не отлучаться. Множество прямых и косвенных свидетельств того, что суббота, 17 сентября, могла стать далеко не ординарным днем в российской политике...

Но не стала. Если не считать серии новых антиконституционных указов, ничего существенного в этот день не произошло. На пути Б.Ельцина на этот раз встали представители российских регионов, которые решительно отказались освятить своими подписями очередную президентскую авантюру - формирование Совета Федерации.

Соглашение без согласия

"Соглашение об образовании Совета Федерации" - очередной (не первый и, видимо, не последний) образец юридического иезуитства президента и его команды. Хотя в соглашении Совет Федерации обозначен как "консультативно-совещательный орган", его компетенция (согласование деятельности федеральных государственных органов, выработка согласованного подхода к конституционной реформе, содействие обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации, обеспечению политической стабильности в обществе, единству государственной власти и т.д.) позволяет без особого труда преобразовать его в "консультативно-законодательный", а затем и в надзаконодательный орган. Такая перспектива вполне просматривается и в способе образования Совета Федерации (не законом и даже не указом, а "Соглашением", одобренным двумя третями субъектов Федерации), и в рамочных сроках его деятельности - до принятия новой Конституции.

Да, собственно, никто и не скрывает, что президент хотел бы преобразовать Совет Федерации в законодательный орган - альтернативу нынешнему Верховному Совету. Явный расчет на то, что руководители законодательной и исполнительной власти регионов клюнут на приманку: без отчетов и выборов - "автоматом" - оказаться в составе верхней палаты российского парламента. Именно по этой схеме делегировались в октябре-ноябре 1991 года российские депутаты в полузадушенный Верховный Совет Союза ССР.

История, как видим, повторяется. И мстит российским депутатам за близорукость.

Председателем Совета Федерации по должности является президент. Председатель Верховного Совета и председатель правительства - сопредседатели. Алогизм и абсурдность этой схемы очевидна. По видимому, она навеяна плохо забытым опытом ЦК КПСС: там тоже был Генеральный секретарь и "просто" секретари, но все формально назывались "секретарями". Может быть, стоило сохранить прежнюю терминологию? Кстати, рабочий орган Совета Федерации так и называется - секретариат, возглавляется лично президентом.

И что самое любопытное, хотя никакого Совета Федерации еще не существует, секретариат уже работает, организует подписи субъектов Федерации.

Любопытен способ принятия решений в будущем оплоте российской государственности: в "Соглашении" записано, что решения в Совете Федерации принимаются консенсусом. Существо этого способа хорошо знакомо, он и по сей день распространен в политическом обиходе: "Кто против... воли партии (вождя, народа)? Нет таких? Решение принято единогласно!" Коллективная ответственность в таких организациях - зто коллективная безответственность. Именно "консенсусом" оформлялись в недавнем прошлом противоправные волевые решения, клеймились позором и отправлялись под суд, на каторгу, под расстрел "враги народа".

Но не для того Б.Ельцин разваливает Съезд и Верховный Совет, чтобы получить новый "коллективный орган", хотя бы и неконституционный. В "Соглашении" предусмотрен предохранительный клапан: если Совет Федерации пойдет "не туда" - позволит себе обсуждать "не те" вопросы или, не дай Бог, в чем-то не согласится с президентом, тот полномочен просто-напросто с треском разорвать соглашение. Только то и делов! Тут и кончится ваш Совет Федерации!

Слушали - не постановили

Учитывая неординарность события, подписание "Соглашения об образовании Совета Федерации" обставили весьма помпезно - в украшенном флагами Георгиевском зале Кремля, в котором в свое время подписывался Федеративный договор. И просчитались.

Президентский проект натолкнулся на резкую критику полномочных представителей субъектов Федерации, которых не удалось на этот раз провести на мякине. Проект рискнули поддержать лишь несколько ближайших сателлитов президента. Б.Ельцин на заседании заметно скучал. Едва дождавшись окончания, назначил следующее заседание аж на октябрь.

За великое достижение "организационного заседания" в Георгиевском зале выдается провозглашенное там согласие Б.Ельцина на досрочные президентские выборы, "но не одновременно с депутатами, а с разрывом в полгода". Тому, кто внимательно наблюдает за политической жизнью России, конечно же, ясен подтекст этого события. Было, было! Видели. Прием этот до блеска отработан на депутатах. Сначала Б.Ельцин выдвигает вызывающее, заведомо неприемлемое предложение, затем чуть-чуть уступает, еще чуть-чуть, и (сколько же можно уступать?) получает то, что ему надо, сохраняя при этом вид, будто активно ищет согласие, идет на трудные компромиссы. А добившись своего - берет слова обратно.

Страну втягивают в очередную политическую кампанию. Немедленно, сейчас, пока не поздно, завалить политическим мусором разваленную экономику, разрушенный ВПК, посиневший от потери крови аграрный сектор. Утопить в волнах демагогии требования ученых, врачей, учителей, военных, пенсионеров. Начать очередное карнавальное турне, пьянея от воплей и аплодисментов тщательно отобранной публики. И - обещать, обещать, обещать! Делать то единственное дело, которое наш президент умеет делать по-настоящему хорошо.

Ну и что же теперь? Есть ли выход из политической паранойи, в которую как в трясину погружается страна? Разумеется, есть. Вернуться на основу закона, потребовать строгого соблюдения действующей Конституции. Кто не может, не умеет - пусть уйдет, подаст в отставку. Народ скажет спасибо. И, может быть, простит.

20 сентября 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/38/1/Опять%20осечка.htm


Док. 297874
Перв. публик.: 20.09.93
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 268

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``