В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Тень независимости Назад
Исаков В. Б.: Тень независимости
Как обанкротить государство

Указание Центрального Банка России о поставке продукции только при условии предоплаты переполнило чашу: тысячи предприятий получили телеграммы от поставщиков о невозможности отгрузки продукции и были вынуждены отправить такие же телеграммы своим потребителям. На встрече депутатов с директорами промышленных предприятий нам популярно разъяснили: все, достукались. Полная остановка промышленности - дело нескольких ближайших недель.

Политика правительства под лозунгом "пусть половина предприятий развалится, зато с остальными можно будет работать", похоже, принесла-таки ожидаемые плоды. По предварительным оценкам, должны разориться и прекратить свое существование от 40 до 80 процентов предприятий. В особенно сложном положении окажутся (уже оказались) конверсионные предприятия, крупные города, индустриальные регионы. На этом фоне официальный прогноз увеличения безработицы на 0,5 млн. человек выглядит просто смехотворным: на улице окажутся миллионы людей. Следует ожидать и резкой вспышки преступности, поскольку выпускники школ в этом году не смогут продолжить учебу, выпускники техникумов и ПТУ - найти работу, а сотни тысяч школьников будут болтаться все лето в городе и искать посильные "развлечения".

Растерянность и паника ощущаются в коридорах власти. Все чаще обсуждения срываются на крик, трезвые, продуманные решения подменяются бессистемными, лихорадочными действиями. Большинство депутатов понимают, что на их глазах творится преступление, уничтожается держава, но - парализованы страхом, деморализованы антиконституционными действиями президента, кампанией шельмования в печати, а главное - ощущением собственного бессилия.

Надо полагать, отнюдь не случайно именно в эти дни парламент рассматривал проект закона "О банкротстве", внесенный президентом Российской Федерации. Само по себе, ничего особенного в этом законе нет. В условиях рыночной экономики, конкуренции, коммерческого риска банкротства предприятий неизбежны. Они являются необходимой "санитарной мерой", оздоровляющей систему. Должен быть и закон о банкротстве.

Но не все, что полезно в условиях нормальной рыночной экономики, надо тащить в Россию. Мы находимся совсем в ином положении - в ситуации искусственно созданного экономического кризиса, острейшего дефицита наличности, паралича банковской системы. Принятие закона о банкротстве в этих условиях может привести к одновременной ликвидации десятков тысяч предприятий.

Спросим себя: если сейчас, когда 96,1 процента предприятий находится в собственности государства, когда могут быть свободно задействованы любые рычаги - экономические, финансовые, правовые - правительство не в состоянии обеспечить оздоровление и структурную перестройку промышленности, откуда берется уверенность, что наш слабый формирующийся рынок, насквозь спекулятивный и коррумпированный, справится с этой задачей? Что на структурные перекосы и деформации, порожденные административно-командной системой, не наложатся новые, вызванные потерей управляемости?

Ознакомление с представленным законопроектом открывает вещи поистине удивительные. Согласно статье 7, кредитор напоминает должнику об его обязанности выполнить соглашение в срок и по истечении недели получает право возбудить дело о банкротстве. То есть основанием для банкротства может стать даже единичный случай неплатежа! Сравните, насколько гуманнее к должнику наш же дореволюционный закон о банкротствах: "Простое признание в неимении наличных денег, в суде или перед заимодавцами учиненное, не есть признание неоплатности, но дает только право ко взысканию по законам" (Устав судопроизводства торгового, статья 405.

Как должен поступать прокурор, обнаружив факт умышленного или фиктивного банкротства? По логике вещей, первым делом предъявить иск в защиту интересов государства или иного собственника, которому причинен ущерб. Закон же (статья 8) заставляет его... возбудить дело о банкротстве. Нечего баловаться, банкроться по-настоящему!

Статья 11 законопроекта запрещает кредитору и должнику отозвать из суда поданное туда заявление о банкротстве. Это противоречит фундаментальному принципу частного права, согласно которому истец - хозяин своих прав и потому полномочен отказаться от иска на любой стадии процесса. И такое - на каждом шагу. Очевидная цель законопроекта - обанкротить как можно больше предприятий и как можно скорее.

Жирную черту под дискуссией подвел депутат Н.Павлов: встретив сопротивление Советов и трудовых коллективов на пути "обвальной" приватизации, правительство нашло другой способ освободиться от государственной собственности - подвести предприятия под массовое банкротство. Так даже лучше: и цена на рынке ниже, и гарантии для трудовых коллективов уже не требуются. Несмотря на манипуляции с регламентом и ставшее традиционным выкручивание рук (непринятие этого закона - доказательство недееспособности Верховного Совета!), номер не прошел: закон не принят.

Судят партию

В Конституционном Суде начинается суд над КПСС. По прошествии года после известных августовских событий многие понимают, что известные указы президента России о приостановлении деятельности (фактически запрещении) КПСС и конфискации ее имущества, основанные на обвинениях в поддержке ГКЧП, были отнюдь не случайным эмоциональным жестом. Ельцин искал способ сломить главную организованную силу, способную сопротивляться его реформам, и - нашел.

Но в правовом государстве произвольное запрещение политической партии и конфискация ее имущества недопустимы. Согласно Конституции, президент не может сделать это своей властью, это компетенция суда. Поэтому обращение в суд группы народных депутатов создало щекотливую ситуацию: стало ясно, что указы, изданные с превышением власти, вполне могут быть признаны неконституционными и отменены.

Не тут-то было! В последний момент, буквально накануне рассмотрения дела, в Конституционном Суде появляются ходатайства депутатов О.Румянцева и В.Миронова о проверке конституционности КПСС. И суд, признав вопрос о конституционности партии "сопутствующим", объединяет оба дела в одно производство. Ходатайства Румянцева и Миронова были приняты "авансом", т.е. еще до принятия соответствующих поправок в Конституции и к тому же не оплачены государственной пошлиной. Удивительная благосклонность суда...

Встала проблема: кто будет представлять партию на этом процессе? Будучи запрещенной организацией, она не имеет возможности собрать съезд или пленум и избрать своих представителей на суде. Но без законных представителей, заочно, подобные дела, конечно же, рассматриваться не могут. Суд разрешил эту ситуацию очень просто - назначил представителей "по должности": М.Горбачева, В.Ивашко, В.Купцова. Но какой защиты можно ожидать от того же Горбачева, предавшего свою партию? И не сведется ли такой судебный процесс к фарсу?

Размышляя о перспективах суда над КПСС, хочется спросить: кому это надо и зачем? Невооруженным глазом видно желание президентской команды выжать максимум из этого процесса: вновь стравить людей, развязать свару, схватку, отвести глаза от собственных провалов и неудач. Заметно и то, как завибрировал в этом силовом поле Конституционный Суд. Но есть правда, которая выше политической коньюнктуры, выше Горбачева-Ельцина, выше Конституционного Суда. Конечный результат в такого рода делах трудно предсказуем. Как раз о них говорят: стреляющий в историю из пистолета, получает ответ из пушки...

День всенародного обмана

На прошлой неделе наш календарь обогатился новым красным числом: 12 июня объявлено государственным праздником - Днем независимости. Читателю, который пытается вспомнить, какую битву выиграла в этот день Россия, в каком сражении отстояла свою независимость, напомню: в этот день два года назад была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

Статья 5 этой Декларации закрепила верховенство российских законов над союзными. Опираясь на эту норму, был запущен адский механизм развала единого Союзного государства: затеяна кампания по переводу предприятий в "российскую юрисдикцию", соревнование по снижению налогов, обескровившие как союзный, так и российский бюджеты. Наконец, под занавес года, президент России в Беловежской пуще вбил осиновый клин в спину Союзу ССР, объявив его прекращенным. Так что объявленный ныне праздник вполне можно праздновать и как "день развала Союзного государства".

Статья 9 той же самой Декларации закрепила право республик, краев и областей на расширение своих прав и повышение статуса. С этого момента начался распад национально-государственного устройства Российской Федерации. Еще до окончания 1 Съезда одна из республик (Северная Осетия) приняла свою Декларацию о государственном суверенитете. Ныне две республики (Татарстан и Чечня) заявили о выходе из состава Российской Федерации, в других - зреют подробные настроения. Всерьез обсуждаются идеи создания Уральской, Сибирской, Дальневосточной республик. Некоторые края и области, в знак несогласия с политикой российского центра, перестали платить ему налоги. Поэтому 12 июня вполне можно отпраздновать еще и как "день национальной катастрофы, начало крушения Российской Федерации".

12 июня прошлого года состоялись скоростные президентские выборы, на которых был избран первый (и возможно последний) президент России - Б.Н.Ельцин. Проводимая им политика всего за год привела страну к тяжелейшему экономическому и духовному кризису, утрате ею международного авторитета и самостоятельной роли. Миллионы соотечественников в республиках бывшего Союза отданы во власть националистическим группировкам, оболганы и преданы. Вывод 14 армии из Приднестровья - прямое приглашение к геноциду, уничтожению народа, не желающего становиться второсортными подданными иностранного государства. Поэтому день 12 июня можно отметить еще и как "день национального предательства".

12 июня навсегда останется в памяти народной как "день обмана" - обманутой веры в очередного "вождя", в его "рыночные реформы", в восстановление закона и справедливости. С праздником, дорогие россияне!

31 мая 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/25/1/Тень%20независимости.htm


Док. 297864
Перв. публик.: 31.05.92
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 251

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``