В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Крымский `Фугас` Назад
Исаков В. Б.: Крымский `Фугас`
Делим "союзное наследство"

Воистину так: добрыми намерениями вымощена дорога в ад. Желая укрепить братские связи России и Украины, в ознаменование 300-летия их объединения, Президиум Верховного Совета РСФСР постановил в свое время передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Как было записано, "учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи". Президиум Верховного Совета Украинской ССР выразил сердечную благодарность "за этот великодушный, благородный акт братского русского народа" и подарок принял. Соответствующие изменения были внесены в Конституции СССР, РСФСР и Украинской ССР. Так Крым оказался в составе Украины.

В условиях единого Союзного государства факт принадлежности Крыма той или иной республике был, в сущности, делом формальным. Смею предположить, что миллионы граждан, приезжавших загорать на крымских пляжах, этот вопрос волновал значительно меньше, чем цены на рынке и стоимость койкоместа. Иное дело, когда лидеры трех республик, собравшись в тиши Беловежской пущи, подписали смертный приговор Союзу ССР. Немедленно встал вопрос о статусе и принадлежности Крыма. Не мог не встать.

Бросая упрек в горячности и поспешности принятого решения, критики российского парламента явно грешат против истины. Он дважды (23 января и 6 февраля) обращался к рассмотрению данного вопроса. Проблему Крыма изучали комитеты по международным делам, по межреспубликанским отношениям, по законодательству. В Крыму побывала представительная делегация российских парламентариев и представителей МИДа России. Наконец, в самые последние дни в Верховном Совете России гостила и участвовала в дискуссиях делегация парламента Украины.

Заседание Верховного Совета 21 мая явно не было рядовым. О нем заранее оповестили средства массовой информации. Его результатов с тревогой и надеждой ждали народы России, Украины и Крыма. На заседании столкнулись два подхода к проблеме. Один: констатировать, что решение о передаче Крыма в 1954 году было принято "с нарушением законодательной процедуры" и поставить точку, т.е. ограничится еще раз "правовой оценкой". Таково было мнение "Демократической России", аналогичную позицию занял Президиум Верховного Совета.

Второй подход: время констатации фактов прошло. Топтание на месте, уклончивые двусмысленные заявления воспринимаются ныне как бессилие, неспособность России отстоять свои национальные интересы, защитить права русских в Крыму. Такая позиция не умиротворяет, а поощряет насилие, подстрекает к экстремизму.

По результатам многочасовой дискуссии, Верховный Совет поддержал вторую точку зрения. Большинством в 55,6 процентов голосов он признал постановление о передаче Крыма незаконным, не имеющим юридической силы с момента принятия. Одновременно было подчеркнуто, что Россия не имеет к Украине территориальных претензий и вопрос о судьбе Крыма должен решаться путем переговоров, исходя из воли самого народа Крыма.

Решение было принято, несмотря на ожесточенное сопротивление фракции "Демократическая Россия". Последовательная антирусская и антироссийская позиция одной из основных парламентских фракций, разумеется, достойна внимания. При обсуждении ситуации в Молдове лидеры этой фракции выступали против оказания помощи истекающему кровью Приднестровью, по вопросу о статусе Крыма - за очередную уклончивую "правовую оценку". Поддержали передачу Японии Курил...

В чем дело, каковы причины такой странной позиции? Опасение, что твердая позиция России обострит противостояние, обернется вспышкой насилия? Но ведь, когда им было надо, те же самые лидеры организовывали демонстрации, вели безоружных людей на танки, и при этом "обострить противостояние" отнюдь не боялись. Уважение к закону, к правам человека? Опять же фальшивый аргумент. События 23 февраля показали: когда речь идет о политических интересах, и закон, и слова о правах человека отлетают, как шелуха. Что же тогда - желание сохранить ровные, сбалансированные отношения между государствами? И вновь факты опровергают: одному из членов СНГ, Армении, недавно выданы военные гарантии против Азербайджана и никого не волнует, что это "нарушает равновесие"...

Сопоставляя политические заявления и практические действия, пытаясь обнаружить за ними подлинные мотивы поступков, находишь единственный ответ, который объясняет все: руками российских "демократов" реализуется программа развала "империи", а точнее - унижения и уничтожения России как самостоятельного государства.

Итак, решение принято. К сегодняшнему дню известна реакция официального Киева, она вполне предсказуема: решения российского парламента для него не имеют юридической силы. Однако, это не так, именно в юридическом и дипломатическом отношении ситуация изменилась коренным образом: одна из сторон признала, что "решение о передаче Крыма незаконно".

Каковы прогнозы изменения ситуации в Крыму? Мне видятся три основных варианта дальнейшего развития событий.

Вариант А. В треугольнике "Россия - Украина - Крым" последний обретает статус самостоятельного государства, то есть становится "ничейным". Подобный вариант дает шанс России и Украине выйти из острых политических и правовых противоречий, не потеряв лица внутри страны и на международной арене. Однако хватит ли у них дальновидности и доброй воли, чтобы позволить такому решению осуществиться?

Вариант Б. Украина развертывает в широких масштабах "украинизацию" Крыма (две третьих населения которого - русские), поощряет националистические движения, ориентирующиеся на Украину. Потенциальный итог этой политики - взрыв национальных противоречий, превращение Крыма в очередную кровавую рану, еще один Карабах.

Вариант В. Проблема статуса Крыма решается в контексте политики восстановления единого Союзного государства. Учитывая мощное, набирающее силу движение к восстановлению единого государства, этот вариант выглядит не таким уж фантастическим. Оказав в доверии лидерам, которые завели их в тупик, народы бывшего СССР многие мучительные проблемы могли бы решить быстро и эффективно.

Решение о передаче Крыма... Понимали ли политики, которые, не спросясь у народа и нарушив Конституцию, готовили это решение, голосовали за него 38 лет назад, какую мину, какой фугас они закладывают в стену своего дома? Вряд ли. Так неужели же современные "политики" не могут понять очевидного: подписание Беловежского соглашения, отказ от нефтегазового шельфа в Беринговом море, подготавливаемая передача Курил - такие же фугасы, которые, ломая пальцы, будут разряжать уже новые поколения...

Бесплановое хозяйство

С некоторым усилием, не без трудностей и издержек, Россия научилась жить без Государственного плана. Похоже, что в этом году ей предстоит жить и без Государственного бюджета. Второй квартал на исходе, а между тем бюджет на этот квартал так и не утвержден. Нет и годового бюджета.

Правительство и Верховный Совет, резко конфликтующие по многим вопросам, похоже, здесь нашли форму мирного сосуществования. Правительство делает вид, что представляет бюджет, а Верховный Совет, - что с гневом отвергает эту "филькину грамоту". В результате все довольны: правительство тратит деньги без всякого счета и контроля на основании "временного постановления" (бюджета нет, стало быть и отчитываться не за что). А парламент может считать себя суровым и неприступным ревнителем народной копейки: отверг-таки легкомысленные домогательства!

Все довольны, только... В 1990 году, впервые за много лет, республиканский был сведен с дефицитом в 29,8 млрд.рублей. В 1991 году бюджетный дефицит вырос до 109,3 млрд.рублей. А в текущем году он запланирован порядка 170 млрд.рублей. На квартал!

Всего за один 1991 год государственный долг России увеличился с 2,6 до 329 млрд.рублей. Это же финансовая катастрофа!

Государственный бюджет - это всего лишь свод доходов и расходов государства. Он позволяет контролировать источники поступления доходов, планировать расходы и оценивать их эффективность. Можно ли прожить без бюджета? Конечно можно! Знаю многих, кто так и живет: завелся рубль, трать его поскорее! Одна у них беда - денег вечно не хватает. И не только на выпивку, но бывает, что и на хлеб.

Трясение тощего российского кошелька продолжилось при обсуждении вопроса о вступлении России в Международный валютный фонд. Вступать или не вступать? С одной стороны, решением о вступлении России в МВФ исправлялась ошибка 50-летней давности, когда Союз ССР, энергично поддержавший создание этой международной финансовой организации, в нее... не вступил. Членом Международного валютного фонда является Китай, многие наши собратья по бывшему социалистическому лагерю. Уже одно это позволяет понять, что опасение, будто бы сразу после вступления нас загрызут серые волки капитализма, сильно преувеличено.

Проблема совсем в другом. Сопоставляя плюсы и минусы вступления в МВФ, приходишь к выводу: "фифти-фифти". Из 24 миллиардов долларов, обещанных МВФ, реальный кредит, как говорят, "живые деньги", сравнительно невелик - 4,5 млрд.долларов. При этом вступительный взнос в МВФ, который должен быть внесен нами в 6-месячный срок, составляет 3,9 млрд. долларов. Приплюсуйте сюда 333,2 и 136,6 млн. долларов - плату за вступление в Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития. Вот и получается... К этому следует добавить, что принятие в МВФ оговорено пакетом из 20 условий, среди которых - отпуск цен на энергоносители, сокращение программ помощи из бюджета и многое другое.

К сожалению, серьезного обсуждения не получилось. Проскакав бешеным галопом по вопросу (регламент для выступления 3 минуты), Р.Хасбулатов быстренько свернул дискуссию и проголосовал проект постановления, внеся в него лишь несколько своих персональных поправок. Не хотелось бы вливаться в хор хулителей и критиков спикера российского парламента, но нельзя не сказать о том, что манера "протаскивания" столь ответственных решений не делает чести ни ему ни Верховному Совету. Сегодняшняя опора Хасбулатова - парламентское "болото": инертное, уставшее, дезориентированное, не настроенное на глубокое изучение вопросов. Но может ли быть "болото" надежной опорой?

А все твердят - "бездельники"

Коротко - о других решениях, которыми, как никогда, была насыщена парламентская неделя. Многим памятно 14 февраля нынешнего года, когда руководители государств СНГ подписали в Минске Соглашение о возвращении культурных ценностей. Живому воображению деятелей литературы и искусства, мгновенно представились караваны произведений искусства, тянущиеся "в места их происхождения". Вовремя поднятая ими тревога принесла плоды: упомянутое Соглашение, авторы и разработчики которого так и не пожелали объявиться, на территории России более не действует. После длительного обсуждения на страницах печати и многократных доработок принят Закон Российской Федерации "Об образовании", закрепивший деполитизацию образовательных учреждений, конкуренцию "на равных" государственного и частного образования. Реагируя на кризисное состояние здравоохранения, Верховный Совет ускорил вступление в силу Закона Российской Федерации "О медицинском страховании". Однако многие организаторы здравоохранения скептически оценивают этот шаг: первые шаги платной медицины свидетельствуют о том, что она по карману лишь весьма обеспеченным людям. Постановление "О событиях в городе Новочеркасске" - отклик на трагедию тридцатилетней давности. Восстановление справедливости - всегда благо, хотя нельзя не отметить определенной избирательности и политической заданности комитета по правам человека ВС, руководимого С.Ковалевым, предпочитающего заниматься исключительно "преступлениями прошлого режима". Небольшой, но достаточно принципиальной корректировке подверглось постановление Верховного Совета "О разграничении государственной собственности". Вроде бы незначительная деталь: в чьем подчинении будут находиться предприятия, обеспечивающие питание пассажиров в поездах. Первоначально их отнесли к муниципальной собственности - и система начала рассыпаться. Качество обслуживания пассажиров и поездных бригад, и до того не блестящее, резко пошло вниз. По предположению президента России предприятия этой категории переведены в федеральную собственность.

В результате разногласий между правительством и пенсионным фондом по источникам и способам выплаты пенсий, больше чем на месяц задержалось принятие бюджета пенсионного фонда на 2 квартал. В ходе обсуждения противоречия сняты, бюджет принят. Задержки в выплате пенсий это не повлечет.

Наконец, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации обогатился на прошлой неделе целым пакетом поправок, установившим судебный контроль за арестом и заключением под стражу. Права граждан, конфликтующих с законом, подняты теперь на европейскую высоту. Вот бы еще поднять туда же права тех, кто живет с законом в мире и согласии!

Напряженная, насыщенная событиями парламентская неделя прошла с очевидной пользой. Верховный Совет занимался серьезными, необходимыми республике делами. Странно сознавать, что исполнительная власть, вместо поиска путей взаимодействия и сотрудничества, все время замахивается на Верховный Совет и Съезд топором. Не уронить бы его себе на ногу...

25 мая 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/25/1/Крымский%20фугас.htm


Док. 297863
Перв. публик.: 25.05.92
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 270

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``