В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Побежали...русские Назад
Исаков В. Б.: Побежали...русские
Под выстрелы шампанского

Ну, наконец-то! После четырех месяцев полуправды, уверток и недоговоренностей правительство Российской Федерации разродилось программой экономической политики на 1992 год. Прошли "застойные" времена, когда такие документы звонко докладывались на пленумах и печатались во всех газетах. Трудной, извилистой тропой идут ныне к народу правительственные программы. Единственным такого рода документом, официально представленным Верховному Совету РСФСР, была и остается программа "500 дней", формально не отмененная, кстати, и по сию пору. Следующая программа, силаевская, обсуждалась уже в узком кругу членов Президиума Верховного Совета. В правительстве рассудили: чем меньше народу будет о ней знать, тем легче будет жить. И рассудили, конечно же, правильно: правительство Силаева ушло в отставку так и не отчитавшись ни перед кем ни по одному пункту своей программы.

Следующее правительство - еще умнее: до сих пор оно не показывало своей программы никому, а от депутатов и назойливых журналистов отделывалось заявлениями, многочисленными интервью и пресс-конференциями. Которые, как известно, представляют собой "частное мнение". Но рано или поздно наступает момент, когда о своих планах и намерениях приходится сказать что-то связное. И этот момент настал.

В лучших традициях отечественной демократии программа правительства России адресована... Международному валютному фонду и будет обсуждаться там на совете директоров. Отчитываться за ее исполнение правительство намерено также перед этой организацией. Ну что ж, это логично: если о ликвидации Союза ССР первым узнал президент США Буш, то следует ли удивляться тому, что обязанности Верховного Совета РСФСР исполняет теперь Международный валютный фонд?

И что же в этой программе? Уже в марте этого года правительство обещает снять практически все ограничения цен на потребительские товары и услуги, а также на энергоносители. "Умножайте на шесть" - говорят опытные экономисты, предсказывая бурный рост розничных цен.

Отпуская на волю цены, правительство намерено стреножить заработную плату. Но не для всех. В случае необходимости, говорится в программе, будет введен прогрессивный налог на "сверхнормативный" прирост заработной платы для государственных предприятий. Для частных предприятий ограничения не предусмотрено. Вот вам и "равноправие форм собственности"! В социальном плане последствия такого решения будут, пожалуй, помасштабнее, чем реорганизация колхозов и совхозов: это сознательное удушение государственного сектора в экономике.

Программа предусматривает дальнейшее сокращение расходов на оборону, бюджетных дотаций и субсидий предприятиям, а также отмену госзаказа. Понимая, что это повлечет волну банкротств и массовую безработицу, правительство планирует ввести новую систему пособий по безработице: обычное пособие составит 75 процентов минимальной заработной платы (сегодня это 256,5 рублей), а повышенное - 90 процентов среднего заработка.

Особый разговор - о приватизации. Действующая программа приватизации, как известно, введена указом президента - Верховный Совет ее пока не утвердил. Но уже разработана новая, предусматривающая скоростную коммерциализацию предприятий с числом работающих до 200 человек, а затем продажу их с открытых аукционов. Одновременно подтверждено коренное принципиальное положение действующей программы: трудовым коллективам будет передаваться доля в собственности предприятия, но ни в коем случае - не контрольный пакет.

Программа предусматривает снятие ограничений на приватизацию, в том числе на продажу собственности иностранцам, в том числе на продажу земли. Это косвенно подтверждает упорно циркулирующие слухи о планах продажи земли в уплату за уже полученные иностранные кредиты и о ее залоге в качестве обеспечения под новые. Для этой цели предполагается создать посредническую организацию - международный земельный банк. Другими словами закабаление страны, которого не удалось добиться в 41-м на полях сражений, может быть осуществлено в 92-м за банкетными столами под выстрелы шампанского.

Впрочем, только ли шампанского? После митинга 23 февраля, разогнанного милицией с небывалой жестокостью, ряд членов правительства и руководителей Верховного Совета потребовали выдать им личное оружие. Представители президента на местах получили его еще раньше. В экстренном порядке разрабатывается проект закона "Об обеспечении безопасности руководителей высшей власти и управления Российской Федерации".

Знакомство с меморандумом российского правительства по вопросам экономической политики на 1992 год приводит к выводу о его практически полной идентичности основным положениям и идеям "Хьюстонского доклада", разработанного в 1990 году экспертами международных банков для руководителей стран "семерки". Суть это 1200-страничного документа: наиболее быстрое освоение экономического пространства бывшего СССР в интересах развитых капиталистических стран. Западные наставники могут быть довольны: курсовая на тему "Превращение России в сырьевой придаток западных монополий" выполнена российским правительством хоть и не очень самостоятельно, но с большим усердием.

Означает ли сказанное, что приватизацию следует придать анафеме? Вовсе нет. Парламентская оппозиция приступила к разработке альтернативной программы приватизации, которая исходит из следующих основных принципов: реальное равноправие всех форм собственности, всех форм хозяйствования, их равная защита законом и государством; преимущественное право в выборе форм хозяйственной деятельности - за трудовым коллективом; сделав выбор, коллектив несет полную ответственность за его последствия: государство за эксперименты не платит!; врастание в рыночную экономику должно идти естественным путем, без административного кнута; контроль представительных органов власти за ходом и социальными результатами приватизации; правовые гарантии, исключающие превращение приватизации в "стиральную машину" для теневых капиталов. Основные положения этой программы будут предложены депутатам на предстоящем Съезде.

Камень в ботинке

Присягнув на верность Конституции, президент РСФСР в своем выступлении на 5 Съезде народных депутатов бросил в ее адрес ряд тяжких обвинений: "Двусмысленность Конституции сохраняет почву для всякого рода преступных альтернатив по августовскому варианту. Она стимулирует политический хаос и неразбериху, снижает доверие к государству... уродует правовую базу нашего общества, закладывает мину замедленного действия под строительство правового государства, стимулирует правовой нигилизм."

В чем причины столь жгучей ненависти к действующей Конституции РСФСР, стремления от нее поскорее освободиться? Для этого у нынешних российских руководителей есть немало оснований. Хлебнув от души настоящей "демократической" политики, народ, надо полагать, не скоро допустит нынешних "демократов" к власти. Их политический кредит подходит к концу. Поэтому, используя оставшееся время, они решают для себя стратегическую задачу - сломать до конца хребет существующей общественно-политической системе, закрепиться у власти или, как минимум, обеспечить себе выгодные позиции в будущем.

Другая причина заключается в том, что ныне действующая Конституция стала настоящим "камнем в ботинке" для авантюрных реформ российского руководства - остановить их не может, но зато ощутимо мешает: приватизировать землю - нельзя, разогнать колхозы и совхозы - нельзя, объединить КГБ с МВД - и то нельзя! Ну как тут жить? А потому, ботинки - долой, в импортных носках - к обществу западного образца!

Отдельная причина для ненависти заключается в том, что Конституция РСФСР, равно как и Декларация о государственном суверенитете, закрепляют факт пребывания Российской Федерации в составе СССР. И никакие незаконные "денонсации" не отменяют этого обстоятельства. Учитывая растущую волну общественного разочарования и гнева против инициаторов "беловежского сговора", необходимость очередной политической реабилитации приобретает для Б.Ельцина все более острый характер. Убедить Съезд, добиться внесения изменений в действующую Конституцию ему вряд ли удастся. А потому - столкнуть в кювет эту Конституцию со всем, что в ней есть, и принять поскорее новую, конечно же, безо всякого упоминания о Союзе.

С принятием новой Конституции решается масса других задач: отменяется наименование конституционных органов власти - Советы народных депутатов - и вместе с ним теряют силу, развеиваются десятки нормативных актов, закрепляющих права и прерогативы представительных органов власти, полномочия депутатов - исполнительная власть окончательно подминает под себя власть представительную. Исчезает из обихода Съезд народных депутатов и вместе с ним - опасность импичмента президенту, заплывшему слишком далеко в своих реформаторских устремлениях.

Ставки, как видим, достаточно высоки, борьба будет жестокой. Отнюдь не переоценивая возможности депутатского корпуса в этой ситуации, я тем не менее убежден, что новая Конституция на Съезде не будет принята. Главным камнем преткновения станет вопрос о национально-государственном устройстве России. Занимаясь борьбой с союзным центром, а теперь вот - сложными интригами внутри СНГ, российское руководство практически выпустило из рук нить внутренней политики. Попытка заключить Соглашение о разграничении компетенции с субъектами Федерации открыла всю глубину противоречий: из 20 республик в составе РСФСР это соглашение не поддержали 14, как и большинство краев и областей. Очевидное желание решить эту проблему привычным путем - надавить, выкрутить руки лишь усиливает центробежные тенденции в регионах РСФСР.

И вот последний пример: лишь двух голосов не хватило в Верховном Совете Карельской ССР при голосовании вопроса о выходе республики из состава РСФСР. Опросы показывают, что при 10 процентах коренной национальности за выход выступают 35 процентов населения. Неужели и этот звонок не дойдет до сознания, не отрезвит: из России побежали... русские!

2 марта 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/24/1/Побежали%20русские.htm

Док. 297836
Перв. публик.: 02.03.92
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 254

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``