В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Секрет апостола Соловьева Назад
Секрет апостола Соловьева
Евангелие от Соловьева

Нет ничего более несуразного, чем здравый смысл. Здравый смысл говорит нам, что чем дольше специалист занимается одним и тем же делом, тем больших вершин он достигает. История человечества этот тезис начисто опровергает - наибольший след в культуре и искусстве оставили не узкие специалисты, а дилетанты, занимавшиеся тысячей совершенно не связанных друг с другом дел одновременно.

Прекрасные дилетанты, набрасывающиеся на неизведанное, как сексуальный маньяк на привлекательную женщину. И столь же быстро к этому неизведанному охладевающие.

Владимир Рудольфович Соловьев относится как раз к таким вот непостоянным людям. Экономист по профессии, Владимир Рудольфович преподавал в университете штата Алабама, а с самого сотворения постсоветского капитализма вписался в него активным бизнесменом. В возрасте тридцати четырех лет Соловьев неожиданно становится радиоведущим. Еще через два года - телезвездой. Сфера интересов Соловьева в медиа похожа на сияющий калейдоскоп: тут и полемические ток-шоу, и жесткие интервью с сильными мира сего, и телевизионные дуэли, и воскресная аналитика, и даже ночная программа о блатных песнях. Помимо работы за деньги, Владимир Рудольфович умудряется заниматься множеством других вещей - он записывает альбом песен в собственном исполнении, зарабатывает черный пояс по каратэ, играет в футбол за команду правительства России и даже пишет книгу о том, как он похудел на сорок килограммов. И вот теперь, за считанные годы достигнув в сложнейшей профессии статуса, до которого выпускники журфака МГУ идут десятилетиями, Владимир Рудольфович кинулся в иную ипостась - он написал роман.

Причем не какой-то там детектив или богемное жизнеописание, а сразу - евангелие. Без всяких шуток - выходящий в издательстве "КоЛибри" роман так и называется: "Евангелие от Соловьева. Книга первая".

Несколько подзабытый за последние две тысячи лет жанр божественного жизнеописания в интерпретации Владимира Соловьева заметно обновился. Кроме стилистических отличий от классиков вроде Матфея и Луки (они-то понятны - двадцать первый век на дворе) есть отличия и концептуальные. Их два. Во-первых, апостол Владимир Соловьев (от лица которого и идет повествование) теперь атеист. А во-вторых, сам апостол в "Евангелии от Соловьева" играет значительно большую роль, чем собственно, Бог. Бог у Соловьева - просто сердитый малообщительный фокусник.

Поскольку это первый роман Владимира Соловьева, то его текст имеет особенность, свойственные практически любому первому тексту талантливого и образованного человека: он настолько перенасыщен сравнениями, гиперболами и аллегориями, что убери их - и книга стала бы в три раза тоньше, не потеряв при этом ничего достойного внимания. А внимания в "Евангелии от Соловьева" достоин прежде всего сюжет. Кажется, книг столь уверенно претендующих на звание шедевра абсурда, у нас не писали с двадцатых годов прошлого столетия.

Депутат Государственной думы Борис Ефимович Немцов рассказывает телеведущему Владимиру Рудольфовичу Соловьеву, что в разгар холодной войны специалисты тайных лабораторий КГБ клонировали Иисуса Христа, воспользовавшись генетическим материалом, оставшимся на Туринской плащанице. Суррогатная мать мессии сбежала из СССР в Израиль, где ее следы потерялись. Владимир Рудольфович буквально сразу же от Бориса Ефимовича отправляется на автомобильную выставку в Детройт, где в первый же вечер встречает потерявшегося клона на семинаре проповедника-шарлатана. Увидев чудо в исполнении новоявленного мессии Даниила (кстати, так зовут сына Владимира Соловьева), журналист немедленно верит глазам своим, и Господь немедленно назначает его апостолом с важной миссией: организовать как можно более эффективное объявление о втором пришествии на весь мир. Владимир Рудольфович немедленно решает отправиться - куда бы вы думали? Ну конечно же, к Биллу Гейтсу - чем плох? Для этого Соловьев звонит главе русского представительства Microsoft Ольге Константиновне Дергуновой, которая (какая удача!) тоже оказывается в США, более того - рядом с Биллом Гейтсом. Владимир Рудольфович при первой возможности вылетает в Атланту, где и знакомится с богатейшим человеком мира, который уже все знает и предлагает, не откладывая дела в долгий ящик, лететь в Ватикан, к Папе Римскому.
Кажется, пора немного перевести дух (дальше будет еще интереснее) и сообщить, что все это время Владимиру Рудольфовичу постоянно мешает работающий таксистом ветхозаветный патриарх по имени Енох, который считает Даниила антихристом и выступает категорически против миссии Соловьева. Мешает Енох как-то нелепо: он таскается за Соловьевым по всему миру и подвозит его в такси, ведя с апостолом душеспасительные беседы.

Но вернемся к сюжету, и он подарит нам еще немало удивительных открытий. Прилетев в частном самолете Билла Гейтса в Рим, мужчины отправляются напрямую к Папе Иоанну Павлу II, который им не верит, а когда в Соборе святого Петра появляется и сам мессия - то сначала не верит и ему. Но все же Папа на то и Папа, чтобы уверовать - и Иоанн Павел II просит Господа отпустить его с высокого поста и призвать к себе. Мессия обещает.

Узнав о визите Владимира Соловьева к Папе Римскому вместе с Биллом Гейтсом, руководитель Администрации президента Александр Стальевич Волошин присылает в Рим за журналистом целый большой самолет авиакомпании "Россия". Соловьев прилетает в Москву, его везут в Кремль, где журналист приводит себя в порядок к той самой квартире, в которой жил Ленин. Приходит Волошин и Владимир Рудольфович имеет с ним некоторую напряженную беседу. Вскоре в кабинете появляется Владимир Владимирович Путин. Руководители России хотят понимать, что происходит, и соблюсти в событии второго пришествия свой кровный государственный интерес. Президент говорит Соловьеву: "Звоните", и выдает ему свою президентскую визитную карточку, на которой начертан телефонный номер +70956660666.

Прямо из Кремля Владимир Рудольфович направляется в ГУМ, в кафе "Боско", где хочет встретиться со своими друзьями. Вскоре в кафе приходят все так же взволнованные Александр Стальевич Волошин и Владислав Юрьевич Сурков. В процессе напряженной беседы Владимир Рудольфович видит, что к кафе идет чеченская террористка с мощной бомбой. Охрана Волошина и Суркова устраивает перестрелку между собой, а апостол Владимир быстро урегулирует ситуацию, поскольку обрел возможность творить чудеса. Восхищенные действиями Владимира Рудольфовича москвичи разносят весть о том, что в городе появился божественный посланец, а друзья приводят апостолу девушку с загадочным именем Эльга, в которую Соловьев немедленно влюбляется. Для литературоведов будет интересно, что в реальной жизни матерью сына Соловьева по имени Даниил является как раз его супруга по имени Эльга.

Наутро Владимир Соловьев проводит на улице Пречистенке сеанс массового чудотворения, после чего отправляется в аэропорт и отправляется в Лондон, чтобы вместе с Биллом Гейтсом пойти к Теду Тернеру и договориться с ним о всемирной презентации второго пришествия. Тед Тернер соглашается на том условии, что первое свое телеинтервью вернувшийся на землю сын божий даст Лари Кингу. Билл Гейтс соглашается, уточняя (вот он, звездный час телезвезды!), что Кинг может не справиться, и тогда ему на помощь придет русский журналист Владимир Соловьев.

В процессе обсуждения деловых вопросов в кабинет Тернера врывается премьер-министр Великобритании Тони Блэр, которого сидящий в соседней комнате Даниил заставляет летать по воздуху. Глядя на все это, Тед Тернер произносит великую фразу, которая стоит всего этого романа:

- Значит, не зря жил, не зря телевидение создавал, все-таки есть Бог, есть, и Он у меня в программе.

О ходе дальнейшей презентации второго пришествия, о собравшейся на стадионе в Уэмбли мировой элите, на которую охотилась толпа террористов-смертников, об исчезновении "Аль-Каиды" читатель может узнать из романа и сам. Но, честное слово, сюжет романа Александра Проханова "Господин Гескоген" кажется просто детской считалкой по сравнению с этим чудовищной плотности и чудовищной же дикости действием.

Поначалу "Евангелие от Соловьева" читается как признание автора в любви к самому себе. Но постепенно, от главы к главе, тебя начинает охватывать странное ощущение - весь этот бред настолько бредов, весь этот абсурд настолько абсурден, что я прямо сейчас готов в это все поверить, включить телевизор и увидеть там доказательства того, о чем написано в книге. И когда ты читаешь, как Александр Волошин в кафе "Боско" принимает телефонный звонок, после которого говорит сидящим с ним за одним столом Владимиру Соловьеву и Владиславу Суркову, что умер папа Иоанн Павел II, - ты включаешь телевизор, и видишь там толпы паломников, идущие мимо тела действительно умершего папы Иоанна Павла Второго.

И это совпадение гораздо важнее специально устроенной Владимиром Соловьевым временной чехарды, в которой Борис Немцов все еще депутат, Александр Волошин все еще руководитель Администрации, а Владимир Соловьев все еще весит 140 килограммов и худеет не благодаря своим воле и упорству, а благодаря одному движению пальцев клонированного Иисуса Христа.

Вот поэтому-то дилетанты и побеждают профессионалов.

Потому что никакому профессиональному писателю и в страшном сне не может привидеться роман с таким восхитительно безумным сюжетом. Потому что это против правил.

А то, что против правил - всегда и выигрывает.

Максим Кононенко
Дни.ру

Док. 297790
Перв. публик.: 05.05.05
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 484

  • Соловьев Владимир Рудольфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``