В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мы защищали Российскую федерацию Назад
Мы защищали Российскую федерацию
В канун 12 июня - Дня принятия Декларации о государственном суверенитете - бывший народный депутат Сергей Шахрай рассказывает о причинах, которые привели к принятию этого документа. Подготовлено к публикации Ольгой Романовой. Декларации о государственном суверенитете была принята Съездом народных депутатов в 1990 году, и я, его участник, действительно хорошо этот день помню. Я могу приоткрыть завесу молчания над теми причинами, которые привели к принятию этого документа, причем к принятию практически "единогласно".

На одном из заседаний Политбюро, Воротников, тогдашний лидер РСФСР, докладывал, что депутатский корпус в РСФСР избран хороший, 60 процентов коммунистов. И вдруг вот такой корпус принимает документ, повернувший историю и России, и всей страны. А ответ на этот исторический парадокс надо искать в событиях 26 апреля того же года. То есть, намного раньше. В тот день, 26 апреля, Верховный Совет СССР принимает незаметный закон, который, тем не менее, выравнивает в правах союзные и автономные республики. Для России, в составе которой было 16 автономий, это означало, что из Российской Федерации 16 республик уходят. Это 20 миллионов населения, 51 процент территории РСФСР, и практически все стратегические природные ресурсы.

Когда в Ново-Огарево собрались вместе с союзными республиками, бах, - за столом все наши автономные. И собственно уже Российская Федерация - не Российская Федерация, а непонятно что. Так называемый план автономизации, придуманный в аппарате Горбачева, тогда еще не президента СССР, а председателя Верховного Совета СССР. Благодаря этому опасному плану, джинн был выпущен из бутылки. И вместо экономических реформ начали пересматривать основы государственного строя

Если посмотреть на карту РСФСР без этих 16 автономий, то получается большой кусок сыра с огромными дырками. И нежелание получить страну, похожую на такой кусок сыра, привело к тому, что партийный, хозяйственный, директорский корпус депутатов РФ голосовали единогласно за Декларацию о государственном суверенитете. По сути, это был способ защитить РСФСР от развала, от разукрупнения. Только этим, на самом деле, можно объяснить такое единодушие в принятии декларации. Вот, пожалуй, главная интрига того дня, этого документа и его понимания. В нем было записано много правильных слов - об обновленном Союзе, демократических принципах, о федерализме.

4 апреля 1990-го года мы - молодые депутаты, в основном, - тогда впервые собрались на организационный комитет, взяли в свои руки подготовку к съезду - регламент, проекты законов, других документов. Мы работали в атмосфере романтики, единства.

Сейчас депутаты очень прагматичны по сравнению с депутатами нашего созыва. Все мы тогда пережили почти месячную баталию, состоящую из попыток избрать Председателя Верховного Совета. Я до этого не встречался с Ельциным. Козаков Василий Иванович, легендарный тогда человек, председатель Центральной избирательной комиссии - по всем правилам, долго вел съезд, пытаясь не допустить избрания Ельцина. И все-таки это случается. И всеобщее воодушевление приводит к объединению демократов, центристов, директорского корпуса Российской Федерации.

Ельцин тогда обращал на себя внимание способностью слушать профессионалов. И никогда не показывал, что он все знает, что ему это неинтересно. Наоборот, мне казалось, он робел перед профессионалами в любой области. Он быстро впитывал информацию и уже на следующей встрече - пользуясь своей тогда достаточно уникальной памятью - на равных говорил со специалистами, от которых несколько дней назад научился этому предмету. Это ощущение тогдашнего Ельцина очень интересно, оно осталось в памяти.

Я помню немногие фамилии из тех, кто играл ключевую роль в подготовке документа, - это Румянцев Олег Германович, Бурбулис. Мы - тогда еще рядовые депутаты, не вошедшие в круг председателя Верховного Совета - получили этот документ, как готовый проект, и, действительно, - как способ защиты. Мы были глубоко убеждены, что если 16 автономных республик из России выдергиваются, рушится не только Россия, но и, собственно, весь Союз в целом. То есть, нас объединяло желание защитить Российскую Федерацию, не допустить ее развала. И мы проголосовали единодушно. Ведь нас тогда много было: 1068 депутатов.

Потом началась во многом рутинная работа. В соответствии с декларацией писались поправки в конституцию, закон об экономических основах суверенитета Российской Федерации, законы, пробивающие демократические права, свободы, свободу СМИ и т.д. История. Немногим больше 10 лет. Это было в прошлом тысячелетии.


Док. 297782
Перв. публик.: 26.04.02
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 232

  • Шахрай Сергей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``