В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Править Конституцию себе дороже Назад
Править Конституцию себе дороже
У Владимира Путина есть только одна юридическая возможность продлить свое пребывание на посту президента России более чем на два срока - для этого ему нужно прямо записать в Конституции, что его первый срок, начавший отсчитываться с 26 марта 2000 года, "не считается". Все остальные попытки остаться у власти будут опротестованы Конституционным судом. Об этом в интервью "Газете.Ru" накануне 8-летия принятия Основного закона России заявил один из его авторов, известный юрист и политик Сергей Шахрай.

- Сергей Михайлович, с момента принятия российской Конституции прошло 8 лет, на ваш взгляд, что удалось и чего не удалось предусмотреть разработчикам проекта?

- Момент принятия Конституции был чрезвычайно сложным политическим моментом. Происходило столкновение интересов прошлого и будущего, демократии и коммунизма, центра и регионов. В результате философия и идеология документа были следующими: утвердить генеральный проект, заложить базовые основы, а по всем остальным вопросам написать инструкцию - как строить дальше. В базовых вещах Конституция, безусловно, удалась. Это первый и второй разделы - основы конституционного строя и основные права и свободы человека. Все остальное подлежит настройке. Многие вещи нельзя было прописать детально. Больше, чем записано сейчас, тогда сделать было невозможно.

Что не удалось? Наверное, относительно нереализованными выглядят вещи, которые хотелось бы прописать более подробно. Например, сейчас у нас правительство чисто унитарный орган, оторванный от регионов, хотя даже в советские времена председатели правительств союзных республик были членами федерального правительства. Эту возможность, на мой взгляд, также нужно было как-то предусмотреть. Кроме того, на мой взгляд, порядок пересмотра Конституции в целом довольно легок. Конституционное собрание может перечеркнуть ее одним дыханием. Если Конституционное собрание не подтверждает действующую Конституцию, значит ли это, что она уже не действует и из архива надо доставать Основной закон от 1978 года?

Нельзя было тогда и прописать институт федерального вмешательства. Этот пробел был ликвидирован только с помощью Конституционного суда, который в связи с чеченским делом дал толкование скрытых президентских полномочий и признал в качестве обязанности президента использование силы для защиты территориальной целостности страны. Позже механизм федерального вмешательства был прописан в ходе федеральной реформы по укреплению вертикали власти. На мой взгляд, Конституция Россия реализована процентов на 50%. У юристов есть критерий: если после утверждения Конституции в ее развитие принято более 10 тысяч законов, то значит, она состоялась и работает. У нас же пока нет и трех тысяч.

- Как вам кажется, насколько разработанный вами документ повлиял на политическую историю России в середине 90-х?

- Принятие Конституции кардинально повлияло на нашу политическую историю. Она подвела черту под трагическим периодом двоевластия, решив главную задачу - предотвращение революции и гражданской войны. Все конфликтующие стороны стали жить по Конституции.

- Какие положения проекта вызывали наибольшие споры и разногласия между разработчиками?

- Споры были по большому числу вопросов. Прежде всего, по так называемому политическому "бермудскому треугольнику", состоящему из президента, парламента и правительства". Кому, какой объем полномочий предоставить, кто должен формировать правительство, назначать министров. Варианты были самые разные. КПРФ предлагала передать всю власть Съезду народных депутатов. Были предложения по суперпрезиденской республике. Были варианты чисто парламентской республики, когда правительство формируется Госдумой. В итоге появилась президентско-парламентская модель.

- Когда именно началась работа над проектом?

- Первый вариант родился в апреле 1992 года. Окончательно я смог дописать его текст во время болезни, когда в течение трех недель лежал в больнице. Сами идеи созрели давно, необходимо было положить их на бумагу. Текст первого проекта был опубликован в газете "АиФ". Ни Ельцин, ни его окружение не приняли этого проекта, поэтому после этой публикации я ушел в отставку. Второй проект родился в конце 1992-го - начале 1993 года в соавторстве с Сергеем Сергеевичем Алексеевым, профессором права из Свердловска, председателем комитета по законодательству Верховного Совета СССР. Этот документ рождался от столкновения моих и его позиций.

В первоначальном варианте этого текста правительство было выведено из-под президента. Его позиции в какой-то мере были ослаблены. Мы даже в шутку называли его "большой британской королевой". Основная идея, которая была положена в этот проект, - президент не является главой правительства. Правительство возглавляет исполнительную власть. Президент же в таком сложном многонациональном государстве, как Россия, должен избираться населением и выполнять функцию арбитра. Решать конфликты правительства и парламента, центра и регионов и т. д. Президент не должен заниматься мелочами. В нашей модели правительство должно было быть сильным и относительно автономным от президента. В проекте предусматривалось, что председатель правительства и назначается и освобождается с согласия Госдумы. Указы президента были штучным, разовым, по определенным случаям документом. Однако эту модель не удалось отстоять до конца. Многое было трансформировано.

- По прошествии восьми лет не могли бы вы раскрыть, кому персонально принадлежит авторство основных статей Конституции? Известно ли вам что-либо о существовании альтернативных вариантов документа?

- Я вам уже назвал два имени - Алексеев Сергей Сергеевич, Шахрай Сергей Михайлович. Кроме того, начиная с 90-го года над проектом работала конституционная комиссия Съезда. Ее ответственным секретарем был Румянцев Олег Германович. В комиссию входили более 100 депутатов. Наиболее активно работали депутаты-юристы. От демократов - Шейнис, Филатов. От коммунистов - Слободкин. После того как состоялся референдум в апреле 1993 года и президент получил возможность работать, дальше было созвано Конституционное совещание. На нем была очень наэлектризованная атмосфера. Тогда мы решили рассматривать оба варианта проекта Конституции - один президентский, другой - конституционной комиссии. Каждая статья сравнивалась. Останавливались на том, что признавали лучшим. Были примеры, когда за основу брали статьи из проекта конституционной комиссии. К моей чести, больше вариантов проходило из нашего текста. Нередко они создавались путем объединения. Так что "родителей" у российской Конституции много.

- Насколько активно во время работы над проектом вы консультировались с Борисом Ельциным? Есть ли в документе какие-то положения, которые были предложено лично им или на включении которых он настоял?

- Роль президента сводилась к тому, что он один раз в неделю спрашивал нас с Алексеевым: "Готово?". Давление со стороны Ельцина было в одном: быстрее не просто написать текст, а закончить работу над Конституцией. Для Ельцина это означало вывести текст проекта на последнюю финишную прямую - референдум. После того как мы представили Ельцину текст Конституции, он его прочитал и сказал: "Годится".

После этого началась обкатка документа. Были проведены несколько концептуальных встреч президента с тройкой-пятеркой ведущих юристов страны. Работа над текстом Конституции шла вплоть до даты официального опубликования проекта. Президент несколько раз перечитывал текст. Его правка была незначительной. В частности, он вычеркнул положение о том, что правительство освобождается с согласия парламента. Кроме того, по его настоянию была усилена роль указов.

- Если бы по итогам референдума 12 декабря Конституция не была принята, какие меры в этом случае собиралось предпринять окружение первого президента России Бориса Ельцина? Готовились ли запасные варианты?

- Если бы Конституция не была принята, через шесть месяцев был бы организован еще один референдум с целью ее принятия. В этот период страна жила бы по основам конституционного строя: по тем законам, которые были приняты, по набору базовых конституционных ценностей, которые подразумевают существование правового, демократического, федеративного государства, основанного на разделении властей.

- Как вы относитесь к идее внесения поправок в Конституцию, пришло ли вообще, на ваш взгляд, время что-то в ней менять?

- После жуткого периода, когда старая Конституция не работает, а новая еще не вступила в силу, для меня как для юриста и политика очевидно - только начни голосовать за поправки, как тут же все опять рухнет. Я считаю, что в условиях, когда Конституция носит рамочный характер, править ее себе дороже. У нас есть Конституционный суд, который может толковать Конституцию. Все, что непонятно,- давайте толковать. Кроме того, Конституция предусматривает принятие федеральных законов, которые позволяют восполнить имеющиеся пробелы. Нам необходимо принять еще несколько тысяч таких законов. Не надо менять Конституцию. Мы все опять раскачаем: начнем с благих намерений, а в итоге откроем ящик Пандорры. Поэтому если уж затевать тему Конституции, то нужно работать над проектом целиком, а не дергать Конституцию по частям.

- На днях новый спикер Совета федерации Сергей Миронов высказался за увеличение сроков президентского правления в России. Оправданно ли это предложение? И каким, по-вашему, может быть новый срок - пять или семь лет?

- Я хочу ответить на этот вопрос сначала как юрист, а потом с точки зрения целесообразности. В 81-й статье Конституции записано, что президент избирается на четыре года. Внести поправку в это положение можно следующим образом. Для ее утверждения необходимо одобрение двумя третями Госдумы, тремя четвертями Совета федерации и двумя третями от числа всех законодательных органов субъектов федерации. С одной стороны, это сделать вроде бы сложно. С другой - в наших условиях это вполне реализуемо. Такова юридическая сторона вопроса.

С точки зрения целесообразности, даже если эта поправка пройдет, она будет касаться только будущего президентского срока. Новый пятилетний, семилетний срок или сразу 15-летний срок будет отсчитываться от 7 марта 2004 года - даты следующих президентских выборов. Поскольку все прекрасно понимают, что Владимир Владимирович Путин пойдет на второй срок, то для него голосование 2004 года будет не только голосованием за его личность, его дела, но и еще за эту поправку. По сути будет проходить микрореферендум.

Я думаю, что свое предложение Миронов с Путиным не согласовывал. Собственно, зачем ему это? Он председатель Совета федерации - самостоятельная политическая фигура, личность, известная как депутат и как юрист. Сергей Михайлович не говорил о том, что завтра надо менять Конституцию. Это было рассуждение вслух. Но поскольку по должности спикер - третье лицо в государстве, человек из команды Путина, то все сразу стали думать, давал команду Владимир Владимирович или нет. Команду Путин не давал. Это я точно знаю.

- Как вам кажется, в случае внесения поправок в Конституцию еще до окончания нынешнего срока пребывания у власти Владимира Путина получит нынешний президент юридическую возможность пробыть у власти реально три президентских срока - один "старый" и два "новых"?

- Интересная мы нация. Живем в мире мифов и аббревиатур и ходим по кругу. Еще чернила не успели высохнуть на решении КС по делу Ельцина. Тогда Госдума запросила КС, считать ли срок Ельцина до принятия Конституции за отдельный срок полномочий или не считать. КС сказал: "Считать. Это первый срок". Менять правовую позицию КС не будет. Единственное, что могут юристы придумать, - при принятии поправки сразу записать, что эта норма не касается того срока, который президент отбыл раньше. Если же в конституционном законе не будет это специально оговорено, то тогда в силе останется решение КС.

- Почему вы сразу не закрепили в проекте Конституции семилетний президентский срок правления, ведь такие предложения, как известно, звучали?

Тогда все было персонифицировано. Все понимали, что речь идет о президенте Ельцине. Оппозиция, которая тогда была сильна, ни в каком виде не принимала такой срок. Для разработчиков Конституции это означало, что из-за слов "семь лет" губится весь текст закона. Какой в этом смысл? Тем более что аргумент тогда был один: у французов - семь лет. Французы теперь сами от этого отказались. Так что мы были правы.

- Утверждается, что помимо изменения сроков президентского правления поправки в Основной закон могут затронуть порядок формирования Совета федерации. Оправданны ли, на ваш взгляд, подобные изменения?

- Сейчас Конституция устанавливает базовые вещи: в законодательном органе должна быть палата регионов. В Конституции записано, что Совет федерации формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Формула предполагает возможность нескольких вариантов поведения. В переходных положениях было записано, что представители Совета федерации избираются в ходе тайных прямых всеобщих выборов. Именно так работал первый Совет федерации. Потом был введен другой порядок, который существует сейчас, - по два представителя от региона. Если сейчас будут реализованы идеи Миронова, то сенаторов будут избирать. В этом вопросе я с ним полностью согласен. Я думаю, что новая процедура будет выглядеть следующим образом. Главы субъектов федерации будут предлагать гражданам своего кандидата, а местный парламент - своего. Люди же будут голосовать, одобряя или не одобряя эти кандидатуры. В этом случае вотум доверия сенаторы будут получать не от губернатора или парламента, а от населения. Я уверен, что в 2003 году выборы пройдут не только в Госдуму, но и в Совет федерации.

- Если бы вам предложили сегодня еще раз написать с чистого листа Основной закон, чем этот документ отличался бы от нынешнего?

- Был бы еще мудрее.


Наумова Юлия
Газета.Ru
11 декабря 2001 г.


Док. 297774
Перв. публик.: 26.04.02
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 225

  • Шахрай Сергей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``