В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: С народом не повезло Назад
Исаков В. Б.: С народом не повезло
Приватизация "по-президентски"

"Не приняты, но действуют!" - такой странной фразой приходится отвечать на многочисленные звонки, письма и телеграммы об "Основных положениях программы приватизации государственных и муниципальных предприятий". Согласно закону, Государственная программа приватизации подлежит утверждению Верховным Советом. Однако в очередной раз закон нарушен: с ведома и одобрения Президиума Верховного Совета программа введена в действие указом президента.

На прошлой неделе состоялась встреча руководителей Госкомимущества РСФСР с представителями союза трудовых коллективов, профсоюза летного состава гражданской авиации России и докерами морского торгового порта Санкт-Петербурга. Встреча была бурной. Посланцы трудовых коллективов без обиняков заявили, что принятая правительством России программа приватизации толкает на номенклатурный захват госсобственности, нарушает права трудовых коллективов как полноправных участников процесса приватизации. Ее реализация приведет к распаду трудовых коллективов, обнищанию и люмпенизации большинства населения республики.

В ответном слове А.Чубайс, председатель Госкомимущества РСФСР, был прям и конкретен: "Мы категорические противники коллективной собственности. Ни один зарубежный инвестор не вложит деньги в предприятие, которым владеет трудовой коллектив. На безвозмездную передачу контрольного пакета акций трудовому коллективу нынешнее правительство не пойдет ни при каких условиях."

Отдадим должное председателю Госкомимущества, который, в отличие от своих коллег по правительству, не разводит турусы на колесах насчет "демократизации-либерализации", а изъясняется доступно и ясно. Но задумаешься: а прав ли он? Не стану спорить с уважаемым председателем в отношении экономической эффективности форм собственности. Допускаю даже, что он в чем-то прав. Но ведь приватизация - не чисто экономический, но и крупномасштабный социальный процесс, затрагивающий жизненные интересы миллионов людей. Как видится этот процесс в обществе, которому десятилетиями внушали: "Все вокруг народное, все вокруг твое"? Как поведут себя люди, которые в одно далеко не прекрасное утро увидят, что предприятие, на котором они работали, собственность некоего "дяди", сколотившего неведомыми путями свой капитал? Как будет чувствовать себя этот новоявленный "собственник", получивший имущество не по закону? Будет ли у него уверенность, что очередное правительство, вновь попирая законы и Конституцию, не учинит над ним черного передела?

Похоже, что все эти вопросы остались за рамками программы приватизации. Но они в полный рост ставились на многотысячном митинге, состоявшемся 9 февраля на Манежной площади и ответ был однозначен: народ своего ограбления не допустит. Пока речь шла о конституционных формах борьбы: назначена дата нового митинга, начат сбор подписей за проведение всенародного референдума. Но я не убежден, что растущее возмущение и протест против подобной приватизации не выплеснется за рамки закона и порядка. И что тогда?

А пока полным ходом идет подготовка к приватизации по "президентскому" варианту. Первое и обязательное ее условие - отстранить от приватизации Советы. Это уже сделано. В указе "Об ускорении реализации программы приватизации на 1992 год" персональная ответственность за реализацию программы возложена на председателей комитетов по госкомимуществу, а сами председатели - выведены из подчинения Советам.

Глядя на события в перспективе, любопытная просматривается тенденция: сначала первый "всенародно избранный" отказал народу в праве избрать себе руководителей на местах - не разберутся, сверху виднее. Затем, вопреки президентской клятве и результатам референдума, покончил с СССР. Теперь вот - отбирает у народа право распорядиться принадлежащей ему собственностью. Нет, не повезло президенту с народом, решительно не повезло!

Щенячий метод

Бывают законопроекты, словно родившиеся под несчастливой звездой - все ими недовольны. Вроде бы и вопрос решен не маленький - отменен налог на добавленную стоимость для предприятий общественного питания, уменьшена ставка налога при реализации покупателям муки, макаронных и крупяных изделий, молока, кефира, творога, масла растительного - а в ответ вместо благодарности - раздраженная критика. Речь идет о совместном постановлении Президиума Верховного Совета и правительства "О социальной защите населения и об упорядочении регулирования ценообразования на отдельные виды продукции".

Оппозиция посчитала эти меры явно недостаточными, едва ли не символическими. Сторонники "крутых" рыночных реформ, напротив, увидели в них непоследовательность, покушение на их твердые принципы. Экономисты предупредили, что в условиях свободных цен такое снижение налогов мало что даст: нормальный предприниматель скажет "Мерси!" и зачислит эту сумму себе в прибыль. А цену оставит прежней. Ну а юристы не смогли не заметить, что правительство на пару с Президиумом в очередной раз преступили закон и породили документ в лучших традициях застойных лет - "совместное постановление". В общем, документ вышел чудесный - всем задал работы, никого не оставил в покое.

Но оказалось, что это еще не все. Примерно в эти же дни в парламент поступило распоряжение номер 132-р, подписанное первым вице-премьером правительства Г.Бурбулисом. Поскольку оно представляет собой наглядный образец стиля и методов деятельности правительства, приведу его содержание дословно: "В целях развития инициативы и предпринимательства, привлечения дополнительных ресурсов товаров для продажи населению в условиях либерализации цен предоставить право предприятиям торговли и общественного питания, находящимся в частной собственности, а также получившим право юридического лица в соответствии с Указом Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. No 232 " О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР", самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары народного потребления".

Что же это такое? Президентские указы толкуют о снижении цен, ограничении надбавок и наценок, а негласные, нигде не публикуемые распоряжения - разрешают их свободно поднимать. Где здесь логика? Не надеясь найти выхода в этом лабиринте, обратился за помощью к депутатам-хозяйственникам."Неужели ты еще не понял, - объяснили мне - это же "щенячий метод"! В рыночную стихию бросают всех, но одним - развязывают лапы, а другим - дают возможность благополучно утонуть."

Действительно, просто... Непонятно другое: неужели правительство и в самом деле полагает, что таким методом можно ликвидировать дефициты и сформировать здоровый рынок?

Прощаю всем, кому должен

Либерализация цен, ставшая тяжелым испытанием для большинства населения, особенно больно ударила по старикам. Среди писем, идущих в Верховный Совет, огромная почта от пенсионеров. В ней - боль и недоумение: как же теперь жить? Что же о нас-то не подумали? Поэтому не случайно в числе первоочередных дел на прошлой неделе был рассмотрен закон об изменениях и дополнениях к Закону "О государственных пенсиях в РСФСР".

Верховный Совет поддержал законодательную инициативу президента об увеличении пенсий участникам войны, в том числе и лицам вольнонаемного состава. В Закон внесено положение, согласно которому минимальная пенсия установлена на уровне минимальной заработной платы. Это - динамичный, меняющийся показатель. По мере пересмотра правительством минимальной заработной платы, будет подтягиваться и вся система пенсий.

Среди других поправок - изменение порядка начисление льготных пенсий работникам гражданской авиации, летчикам-испытателям, работникам морского и речного флота. Суровая реальность нашего времени: восстановлено почти забытое с 20-х годов правило, согласно которому в общий трудовой стаж включается время, в течение которого гражданин состоял на учете биржи труда.

Праздновать пока рано

Прошедшая неделя, не была урожайной: законопроекты бесконечно и утомительно снимались со слушания, откладывались, переносились. Поэтому, вопреки обыкновению, скажу несколько слов о тех, которые не получили поддержки парламента. Был отклонен и снят с дальнейшего обсуждения проект Закона РСФСР "О праздничных днях в Российской Федерации". Согласно этому законопроекту, из числа праздничных дат исключались 7 октября - день Конституции СССР, а также 7 и 8 ноября. 9 мая переименовывался в "День Победы в Великой Отечественной войне и памяти ее жертв", а 1 и 2 Мая становились на американский манер "Праздником Труда". Добавлялся новый праздник - День государственной независимости - 12 июня (день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР). Переименования, пожалуй, единственная область, в которой новая "демократическая" власть достигла успехов. Но на этот раз депутаты проявили упрямство и консерватизм - календарь праздничных дат остался без изменений.

Та же участь, но совсем по другой причине, постигла проекты законов о порядке определения структуры правительства и о порядке назначения народных депутатов РСФСР на должности в системе исполнительной власти. Рождены они весьма злободневными проблемами. Первый - восстанавливал совершенно утраченный в настоящее время контроль парламента за назначением министров и других членов правительства, второй - ограничивал отток депутатов в структуры исполнительной власти.

В прежние времена для министров считалось хорошим тоном иметь на лацкане депутатский значок, ныне же депутаты не прочь обзавестись министерскими портфелями. Результат одинаков: стирается грань между законодательной и исполнительной властью, они перестают работать как противовесы. Казалось бы, принимать поскорее такие законы! Но нельзя - требуются поправки в Конституцию, поэтому законопроекты отложены до очередного Съезда.

9 февраля 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 297651
Перв. публик.: 09.02.92
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 263

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``