В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Драма бюджета Назад
Исаков В. Б.: Драма бюджета
Вечный вопрос: где взять деньги?

Свершилось! После нескольких месяцев томительного ожидания и бесконечных проволочек президентом РСФСР наконец-то представлено в Верховный Совет бюджетное послание на 1 квартал и на 1992 год. Первые же страницы этого документа подтверждают то, что чувствует на себе, наверное, каждый - глубокую разбалансированность бюджетно-финансовой системы республики. При доходной части бюджета в 160,6 млрд.руб. расходы республики в 1991 году выразились в сумме 221,0 млрд.руб., т.е. на 60,4 млрд.руб. больше. На 48,0 млрд.руб. возросла задолженность правительства Центральному банку России. Таким образом общий дефицит республиканского бюджета оценивается в 108,4 млрд.руб.

Эта цифра нуждается в некоторых комментариях. В 1986 -89 годах Россия не имела бюджетного дефицита. Наоборот, имела превышение доходов над расходами: в 1986 г. - на 0,2 млрд.руб., в 1987 г. - на 1,1 млрд.руб., в 1988 г. - на 3,7 млрд.руб., в 1989 г. - на 3,9 млрд.руб. Дефицит в размере 29 млрд.руб. впервые зафиксирован в 1990 году. Цифра эта взята из официального источника, но пока является неофициальной, так как отчета об исполнении бюджета за 1990 год до сих пор не представлено. Что бы ни говорил теперь Б.Ельцин о "захватнической политике Центра", какие бы обвинения не бросал ему задним числом, факты - вещь упрямая: начало падения в финансовую пропасть совпадает с началом его войны за суверенитет против Союза ССР.

Резкими темпами в 1991 году нарастали инфляционные процессы, шло обесценение денег. Доходы населения в этом году превысили расходы на 83 млрд.руб. - это в 4,3 раза больше, чем в предыдущем году. Но и выпуск денег в обращение увеличился в 4,4 раза. Тревогу вызывает огромный государственный долг России. Эксперты оценивают его размер в 180 млрд.руб. Тяжким камнем повисла нерешенная пока судьба союзного государственного долга - это еще около 950 млрд.руб. Более 60 процентов кредитных ресурсов Центрального банка России в настоящее время задействованы на покрытие государственного долга и не имеют источников погашения. Это далеко за "красной чертой". По существу - это уже банкротство.

В 1990-91 гг. продолжался общий спад производства. Произведенный национальный доход снизился в 1990 году на 4%, в 1991 году - на 11%. В первом квартале 1992 года прогнозируется снижение на 16-18%. Вследствие сокращения золотого и валютного запасов, оттока валютных вкладов за рубеж и пошатнувшегося доверия иностранных фирм к кредитоспособности России, поставки импортной продукции в 1991 году сократились почти наполовину (на 46%).

Вместе с тем быстрыми темпами росли управленческие расходы. Если в 1986 году они составили 1,0 млрд.руб., в 1987 г. - 1,1 млрд.руб., в 1988 г. - 1,1 млрд.руб., в 1989 г. - 1,3 млрд.руб., то в 1990 г. - 2,2 млрд.руб., а в 1991 г. (данные за 11 месяцев) - уже 4,4 млрд.руб. Бюджет первого квартала 1992 года предусматривает на эти цели 7,0 млрд.руб. Сумма расходов на год в бюджетном послании не приводится - наверное, чтобы окончательно не испугать депутатов.

Бросается в глаза такая особенность бюджетного послания: из 173 страниц лишь 2 (две!) посвящены отчету об исполнении бюджета за прошлый год, все остальное - расчетам и проектировкам предстоящих трат. Трудно найти более яркий пример нашей застарелой бюрократической болезни: ни перед кем не отвечать, ни за что не отчитываться. Болезни, которая ничуть не уменьшилась, а еще более пышным цветом расцвела при нынешнем "демократическом" режиме.

Довелось мне недавно держать в руках бюджет Германии на 1992 год. Бюджет сверстан и утвержден еще в сентябре прошлого года. В нем четко определены национальные цели и приоритеты, расходы даны в четырех разных "проекциях" и в каждой - суммы сходятся до пфеннига. Напротив расходных статей указаны источники, из которых они будут финансироваться. Сравнивая этот документ (кстати, весьма компактный по объему) с расплывшейся на сотнях страниц обрывочной путанной цифирью, представленной нам в качестве бюджета, испытываешь горькое чувство досады и стыда. Сколько времени и сил потребуется парламенту, чтобы "вытащить" российский бюджет на подобный уровень?

Есть высший Суд...

Заметным событием прошедшей недели стало первое заседание Конституционного Суда РСФСР. Оно было посвящено вопросу о конституционности указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР". Этот указ, принятый 19 декабря прошлого года, вызвал огромную тревогу в обществе. Слишком свежи еще и не успели зарубцеваться воспоминания о деяниях правоохранительного монстра - ежовско-бериевского НКВД. Сразу две группы народных депутатов и несколько комитетов Верховного Совета РСФСР обратились в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности данного указа.

В ходе судебного заседания обнаружилось немало любопытных подробностей. Как выяснилось, о подготовке указа не знали ни в службе безопасности, ни в министерстве внутренних дел. Вопреки установленному порядку, да и элементарному здравому смыслу, он не был обсужден с теми, кого непосредственно касался. Не ведало о нем и правительство РСФСР, которое в день подписания указа приняло два противоречащих ему постановления. Насколько же легко у нас относятся к подготовке столь серьезных решений!

Судебное заседание - беспощадный "рентген": просветив насквозь занудную демагогию о "необходимости усиления борьбы с преступностью", оно обнаружило подлинную цель указа. Первым же шагом вновь созданного министерства стал комплекс мер по борьбе со стихийными выступлениями народа, вызванными либерализацией цен. Комментируя принятый указ на встрече с руководящими работниками министерства, В.Баранников был откровенен: "Сегодня единственная реальная сила, которая может защитить реформы в России - Вооруженные Силы и наши аппараты".

От имени президента ответ на суде держал его советник по правовым вопросам С.Шахрай. Скажем прямо, Сергей Михайлович выбрал не самую лучшую линию поведения: сначала заявил кучу ходатайств по мелким поводам - подписи не на месте, нет ссылки на статьи. И потребовал слушание дела отложить. Суд, естественно, такое ходатайство отклонил. Получив отпор, Шахрай со свойственной ему бесцеремонностью стал обвинять суд в предвзятости, учить судей правилам процедуры. На этом фоне куда более выигрышно выглядела позиция другой стороны, которую представлял председатель комитета Верховного Совета по законодательству М.Митюков. Спокойно и аргументированно изложив юридическую суть дела, он обратил внимание судей на то, что указ президента РСФСР противоречит целому ряду статей Конституции.

Вопрос оказался настолько очевиден, что Конституционный Суд не испытывал колебаний: принятым единогласно решением он признал указ президента не соответствующим Конституции. Б.Ельцину пришлось согласиться с этим решением, указ отменен.

Независимая позиция Конституционного Суда в этом деле свидетельствует о том, что в нашем обществе, привыкшем к неподсудности и бесконтрольности верховной власти, народился орган, способный дать этой власти независимую и компетентную правовую оценку. Это уже не мало. Своим изверившимся, уставшим от бремени утрат и потерь согражданам, я могу сказать - смотрите, появились и первые обретения. Конституционный Суд, несомненно, одно из них.

Понимание есть, альтернативы - нет

Бури, схватки, корриды - все, что угодно ждали журналисты и гости парламента от встречи депутатов с правительством по вопросам хода экономической реформы, только не того, что получилось на самом деле - нудной, затянутой беседы. Депутаты неискренне критиковали "отдельные недостатки", правительство неискренне благодарило за критику. Будто бы и нет кипящих, жгучих проблем, которые не сегодня-завтра перехлестнут через край человеческого терпения.

В чем же дело? В Белом доме на Краснопресненской набережной нет понимания грозного смысла нарастающих событий и беспомощности правительства, мечущегося у подножия рожденного им вулкана? Есть. Понимание - есть, альтернативы нет. Парламент оказался в роли больного, который в середине операции вдруг понял, что напрасно доверился этому хирургу и вообще зря пошел на операцию. А теперь что же, режь дальше...

Еще раз убеждаюсь: в парламенте нужна сильная, дееспособная оппозиция, которая бы отслеживала все шаги правительства и работала бы над альтернативной программой. Как ни странно, но без этих "качелей" - "власть - оппозиция" - по-видимому, невозможно обеспечить ровного курса государственного корабля и стабильности в обществе. Власть, лишенная противовесов, превратит страну в безжизненную пустыню...

Кто больше пообещает?

Прошедшая неделя обогатила российское руководство новым и чрезвычайно оригинальным методом решения самых запутанных и сложных государственных проблем. Метод этот, в общем, не сложен. Прежде всего, нужно под любым предлогом заманить президента в свою область или край. Это - самая сложная часть, дальше - проще. Президенту вручается мегафон и он вам через него пообещает все, что народ просит, а сходя с трибуны, может быть, кое-что еще и подпишет - налоги, лицензии, льготы... Возможны небольшие издержки - ну там ликвидирует мимоходом какой-нибудь подвернувшийся под руку мясокомбинат или молокотрест. Не без того. Так им и надо: пора бы знать текущую коньюнктуру и не соваться в ответственный момент на глаза начальству. Случаются и более крупные накладки - метод находится в процессе становления. В этом случае - наметом! - к Павлу Вощанову, пресс-секретарю президента. Он прокомментирует, разъяснит "выпавшей в осадок" общественности, что же на самом деле имел в виду президент.

Вот одна лишь "картинка с выставки". Путешествуя по Нижегородской области, Б.Ельцин подписал несколько не очень рекламируемых распоряжений, которыми дал право администрации Нижегородской области самостоятельно, в обход центральных органов, выдавать лицензии на поставку продукции, передал в местный бюджет отчисления от валютной выручки, разрешил проводить приватизацию "по имеющимся документам" - то есть по своим, а не по российским, законам. Чуть раньше администрации Нижегородской области было даровано 10% гражданской продукции объединения "Горьковский автомобильный завод", предназначенной для общереспубликанских нужд.

Одним словом, к списку президентских "любимчиков" - мэров Москвы и Санкт-Петербурга - можно смело дописывать Бориса Немцова, главу администрации Нижегородской области - достоин. Только вот как оценить эти действия с точки зрения общей хозяйственной ситуации в России? И как посмотрят на это края, области и республики, которым не обломится милостей с барского стола?

Счастливо найденный передовой метод начал осваивать и Р.Хасбулатов. На встрече с шахтерами он пообещал передать в их распоряжение 25% металла, выплавленного с использованием шахтерского угля. Лично я тоже человек не жадный, берите. Но только сначала узнайте, что по этому поводу думают металлурги. Может, им тоже пообещали?

Не поторопились?

Далеко не просто прошла ратификация договора об основах межгосударственных отношений с Литовской республикой. Депутаты отмечали, что этот договор, заключенный в середине 1991 года, был подписан совсем в иных обстоятельствах и не отражает нынешнего характера отношений между ставшими независимыми государствами. За время его существования продолжал увеличиваться список претензий связанных с нарушениями прав русскоязычного населения, дискриминацией военнослужащих и членов их семей.

Буквально накануне пришло сообщение об ограничении подачи электроэнергии в расположение воинских частей, снятии их с продовольственного снабжения. Есть претензии и у Литовской стороны. Тем не менее, министру иностранных дел А.Козыреву и советнику президента А.Гранбергу удалось убедить депутатов, что ратификация договора укрепит правовые позиции России во взаимоотношениях с Литовской республикой, будет способствовать разрешению накопившихся проблем. Договор ратифицировали.

20 января 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/24/1/Драма%20бюджета.htm


Док. 297642
Перв. публик.: 20.01.92
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 293

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``