В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Готовимся к съезду Назад
Исаков В. Б.: Готовимся к съезду
Десантники уже вызваны

Последнее перед Съездом заседание Верховного Совета едва не закончилось сенсацией - падением кабинета министров. Больше часа потратил Р.Хасбулатов на поиски процедурной зацепки, позволяющей уйти от голосования коварной поправки депутатов С.Бабурина и В.Хайрюзова: "Выразить доверие Совету Министров - Правительству Российской Федерации". Положительный результат по этому голосованию практически исключен, а отрицательный означал бы вотум недоверия правительству Ельцина-Гайдара. Как всегда, нашлись угодники, включая председателя комиссии по регламенту, которые любезно подтвердили: голосование здесь не обязательно.

Но следующую поправку (ее внес депутат Г.Саенко) проголосовать все же пришлось: "Одобрить Программу неотложных мер по оздоровлению экономической ситуации, представленную правительством Российской Федерации". Результат достаточно характерен: правительственную программу поддержали всего 27 процентов депутатов. Таков расклад сил в Верховном Совете на сегодняшний день: треть - за программу правительства, треть - против, треть - не определилась.

Чувствуя, как колеблется почва под ногами, президент занялся традиционным предсъездовским "разменом фигур": снят с поста Е.Яковлев, добровольно ушел в отставку М.Полторанин, задвинут на более скромный пост Г.Бурбулис, ожидаются другие отставки и перемещения. "Демократическая" пресса испуганно взвизгнула: "Переворот! Контрреволюция! Конец реформам!" Но Е.Гайдар, выступая в парламенте, развеял эти тревоги: правительство будет осуществлять только те предложения, которые вписываются в принятую им концепцию реформы. Действительно, надо быть очень наивным человеком, чтобы принять предсъездовские рокировки фигур в окружении президента за существенное изменение курса.

Верховный Совет принял постановление, в котором подтвердил неудовлетворительную оценку правительству и предложил президенту Российской Федерации представить Съезду народных депутатов кандидатуру председателя Совета Министров.

Торжественно рапортуя

Выступая перед Верховным Советом и.о. председателя правительства Е.Гайдар бодро заверил депутатов: "Важнейшей задачей, которую пришлось решать на протяжении последних двух месяцев, было обеспечение завоза продукции в районы Крайнего Севера, в районы с ограниченным сроком навигации. Впервые мы решали такую задачу в условиях рынка, без традиционных директивных методов и рычагов воздействия, которые позволяли решать ее раньше, поэтому пришлось использовать новые формы... В целом, по нашим оценкам, нам удастся обеспечить уровень поставок примерно на 92 процента по отношению к 1991 году, что позволит поддерживать нормальное жизнеобеспечение в районах Крайнего Севера".

Школьный вопрос: "решали" или "решили", "удастся" или "удалось"? И как выглядит "нормальное жизнеобеспечение"? Госкомитет по чрезвычайным ситуациям РФ сообщил, что на Камчатке из-за отсутствия дизельного топлива остались без тепла три поселка - Крутьгурово, Пахачи, Русаково. Если в ближайшие дни топливо не поступит с материка, будут отключены еще пять поселков. На сегодняшний день, когда навигация практически уже закрыта, Камчатская область обеспечена дизельным топливом всего на 40-60 процентов. В Петропавловске-Камчатском запасов топлива осталось всего на 7 дней...

Планы партии власти...

Накануне Съезда, как никогда, кипят депутатские собрания, проходят встречи с правительством, интенсивные консультации политических лидеров. На финишной прямой достаточно четко прорисовались цели правительственной команды. Главное - уйти от разговора об итогах "реформы", от ответственности за беспрецедентный развал экономики, финансовой системы, возникшие на этой почве межнациональные распри, катастрофическое падение уровня жизни народа. Трюк не нов и отработан до блеска: как только подходит время отчитываться, из рукава достается очередная программа. Требуется время на обсуждение! Но на этот раз вышла накладка: Верховный Совет не принял ни "Программу углубления реформ", ни "Программу мер по ее оздоровлению". Что же обсуждать?

Другая цель - сохранить, хотя бы в основном, нынешнюю правительственную команду, выиграть время для продолжения эксперимента. Неясно только, что он даст: "больной" и так едва дышит, а Е.Гайдар провозглашает о новом сеансе "шока". Третья цель - сохранить нынешнюю систему власти, при которой правительство отвечает только перед президентом, а президент не отвечает ни перед кем. Четвертая - сохранить "дополнительные полномочия" президента.

В недрах государственно-правового управления вызревает очередной "шедевр" - "конституционное соглашение", смысл которого заключается в том, чтобы закрепить дополнительные полномочия на неопределенное время, обменяв их на торжественное обещание Б.Ельцина не разгонять Съезд и Верховный Совет и по возможности соблюдать Конституцию.

Судя по многим признакам, на Съезде будет весело: "Демократические фракции" парламента обсуждают возможности ухода со Съезда с целью срыва кворума, а президент-демократ отозвал из Ингушетии две авиадесантных дивизии, разместив их поблизости от Москвы. Оценивая расстановку сил накануне Съезда, следует иметь в виду, что президенту и его команде не нужна полная победа, их вполне устроит "ничья" - ибо ничто так не уронит и не дискредитирует Съезд в глазах народа, как его неспособность принять решение в критический момент отечественной истории.

...И цели оппозиции

Ну а оппозиция? Каковы ее цели на Съезде? На предсъездовском собрании блока "Российское единство" говорилось о том, что главная цель оппозиции - остановить падение в пропасть, заложить на Съезде конституционные, правовые, организационные предпосылки для выхода из кризиса.

Первый шаг к этому - отстранение от власти обанкротившейся, дискредитировавшей себя правительственной команды. Это, по мнению многих, вполне созревшая часть задачи. Но возникает вопрос: что же дальше? Ведь любое новое правительство попадет в переплет сложившейся, успевшей окостенеть системы власти, где министра, позвав на час, можно в одночасье и выгнать, где любой чиновник может подписать у президента указ по любому вопросу, где здание исполнительных структур сотрясается внезапными перестройками, непредсказуемыми, как извержения Толбачика. Какая уж тут работа - спасайся, кто может!

Поэтому второй шаг даже более важен, чем первый - на Съезде необходимо заложить конституционно-правовые основы для нормальной деятельности исполнительной власти. В значительной части эту задачу решает недавно приятый Верховным Советом закон "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации". Он восстанавливает контроль над правительством со стороны Верховного Совета и Съезда народных депутатов, создает правовые гарантии от произвольных действий. Одновременно закон расширяет права правительства, предоставляя ему самостоятельное право законодательной инициативы. Как стало известно, Б.Ельцин наложил на этот закон вето и вернул его на повторное рассмотрение. Предстоит голосование закона на Съезде и утверждение связанных с ним поправок в Конституцию. Если вспомнить, что поправки в Конституцию требуют 2/3 голосов, становится понятным, что именно здесь самое "узкое место", именно вокруг этих поправок к Конституции и завяжутся основные баталии на Съезде.

Третий шаг... но вот насчет третьего шага, как оказалось, нет единства внутри самой оппозиции. Одни депутаты считают, что президент Российской Федерации несет прямую юридическую и политическую за действия своего кабинета и необходимо требовать его отрешения от должности. Другие полагают, что это преждевременно, что импичмент президенту приведет к еще большей дестабилизации управления и ухудшит обстановку в обществе. Окончательное решение по этому вопросу будет принято на Съезде, в ходе его работы.

При всем разбросе мнений можно сделать вывод, что программа-минимум оппозиции сводится к отставке правительства и принятию закона о Совете Министров, ликвидирующего безответственность исполнительной власти. Программа максимум - отрешение от должности Б.Ельцина, формирование на коалиционной основе правительства народного доверия и поворот от "шоковой терапии" к реформам, ориентированным на человека.

Последний шанс?

Помимо вопроса о власти, в повестке дня Съезда - эшелон важных проблем. Будет рассмотрен ход работы над проектом новой Конституции и, возможно, предпринята попытка утвердить ее первый раздел. Предстоит обновление (ротация) части Верховного Совета и доизбрание судей Конституционного Cуда. Вполне вероятно, что депутаты включат в повестку дня вопрос о статусе глав администрации, назначенных по указу президента (их полномочия истекают 1 декабря). Многие депутаты собираются внести предложение об отчете Генерального прокурора Российской Федерации, который потряс юридический мир тем, что используя служебное положение опубликовал книгу по материалам "дела ГКЧП" задолго до суда.

Проблемы, проблемы... Хорошо, когда количество взлетов соответствует количеству посадок, а количество вопросов - количеству полученных на них ответов. В случае, если Съезд на сможет принять необходимых решений и закончится провалом, по-видимому, встанет вопрос о проведении досрочных выборов Советов всех уровней, включая Съезд народных депутатов, и органов исполнительной власти, включая президента Российской Федерации. Это - последний шанс разрешить кризис власти в России конституционным путем...

30 ноября 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/27/1/Готовимся%20к%20съезду.htm



Док. 297597
Перв. публик.: 30.11.92
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 281

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``