В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Презумпция виновности Назад
Исаков В. Б.: Презумпция виновности
Каждое утро, по дороге на работу, я покупаю в киоске свежие газеты. Поднимаюсь к себе на 14 этаж и, разложив их на столе, начинаю с первой (а не с последней, как раньше) страницы. Что сегодня в колонке новостей? Кровавый конфликт в одной из бывших братских республик? Захват заложников? Авария самолета? Технологическая катастрофа? Взрыв боеприпасов? Распродажа за границу природных богатств? Новые кредиты? Спад производства еще на несколько процентов? Падение курса рубля? Забастовка учителей и медиков? Проституция в школах? Перестрелка рэкетиров, схватившихся за сферы влияния? Очередной указ президента, нарушающий нормы закона и Конституцию?..

За каких-то два-три года страна, казавшаяся образцом экономической и политической стабильности, превращена в груду развалин, покрылась струпьями границ и язвами национальных конфликтов.

Кто виноват в этом, кто за все за это ответит?

Но выясняется, что отвечать-то... некому. Депутаты кивают на исполнительную власть. Она-де начала реформу, не предъявив своей программы, не объяснив намерений, не заручившись поддержкой общества. Никого не слушается, ни перед кем не отчитывается, кроме Международного валютного фонда. Правительство нарушает законы, обманывает парламент, а в критические моменты (как это было на 6 Съезде) занимается откровенным шантажем.

Правительство в свою очередь оправдывается: мы - люди маленькие. Нас позвал президент, мы отвечаем перед ним. Вы сами, уважаемые депутаты, проголосовали за такую систему и закрепили ее в Конституции...

Ну а президент заявляет, что он избран народом и никому, кроме народа, не подчинен и не подотчетен. Ну еще, может быть, Господу Богу, когда тот не спит. Все, круг замкнулся!

Есть ли выход из этого противоречия? Поразмышляем над этим...

Так уж получилось, что свою политическую жизнь я начал в рядах демократов. Протестовал против нарушений прав человека, засилья номенклатуры, стал одним из основателей движения "Демократический выбор" в Свердловске. На выборах, как и большинство моих избирателей, поддерживал Б.Ельцина, но его реальная политика, ее разрушительные результаты, заставили перейти в оппозицию и к самому президенту, и к его кабинету.

Один из главных выводов, который я сделал благодаря общению в столь широком политическом спектре - от демократов, до коммунистов и патриотов - люди, в общем-то, одинаковы. Да, идеология - разная. Но она составляет как бы "тонкую корочку", "внешнюю оболочку" личности. А под ней - человеческая сущность, личные мотивы, цели, заблуждения и слабости, которые практически не зависят от цвета "партийной раскраски". Вспомним хотя бы, как быстро освоила новая власть "номенклатурные привилегии", а затем и расширила их. Поэтому у меня нет иллюзий, что от смены одной команды на другую (и наоборот) что-то принципиально изменится. Разруха и хаос будут повторяться, пока не будет понято: независимо от того, кто сегодня у власти и какой нынче строй на дворе, должны безусловно соблюдаться правила политического поведения - нормы Конституции и статьи законов.

Сегодня можно оценить, какой громадный ущерб законности, правопорядку, правовой системе государства нанесли так называемые постановления "О дополнительных полномочиях". Одно из них (его принял 3 Съезд народных депутатов) авансом, без внесения поправок и изменений в Конституцию, ввело в действие законы о президентской власти, позволило осуществить "скоростные" президентские выборы. В результате подобного эксперимента и появилась та диковинная система власти, в которой правительство подчинено президенту, а президент - Господу Богу. В тумане политической демагогии был совершен полный круг и общество вернулось к той же самой монопольно-номенклатурной системе власти, но уже не "генсековской", а "президентской".

Что же депутаты - не понимали, за что голосуют, к какими рубежам ведут республику? Понимали и догадывались многие... Но сработал великий русский "авось". Авось, пронесет. Небось, обойдется. И не на разрушение замкнется эта огромная власть, а на благо общества, на осуществление нужных ему реформ...

Увы, не повезло, "счастливый билет" не выпал. Вот почему, снимая шляпу перед ролью личности в истории, я все же делаю ставку на систему - систему строгого соблюдения законов. Систему ответственности за их нарушение. Систему юридических ограничений власти, которые независимо от квалификации "летчика" - в режиме автопилота - позволяют избежать трагических ошибок и опасных ситуаций.

Другое постановление о дополнительных полномочиях (его принял 5 Съезд народных депутатов) дало президенту право "в целях осуществления экономической реформы" принимать указы нормативного характера по широкому кругу вопросов. Причем эти указы подлежали "приоритетному исполнению" даже в случае их противоречия закону! И опять сомневающихся уломали, улестили, уговорили. Депутаты проголосовали. И получили невиданный развал правовой системы.

Один за другим сыплются указы, противоречащие законам, а в последнее время и Конституции. Но сами законы никто не отменяет, они продолжают действовать. Действует и статья Конституции, согласно которой законы имеют высшую юридическую силу. В результате возникла невероятная неразбериха. Министерские чиновники, местная власть получили возможность выбирать: хочу - соблюдаю законы, хочу - руководствуюсь указами, а в итоге не действуют ни те, ни другие. Полный правовой беспредел!

Одна из аксиом юридической науки - соразмерность прав и обязанностей, прав и ответственности. На войне командир рискует жизнью, чиновник в номенклатурной системе - карьерой. И это по-своему справедливо: получая немалые права, отдавай что-нибудь в залог.

Чем рискует нынешняя правительственная команда, устроившая жесточайший эксперимент над народом, над государством? А ничем. Почетной отставкой на должность консультанта Международного валютного фонда. Ссылкой торговым атташе куда-нибудь в Испанию-Португалию. Поэтому, я считаю, необходимо предусмотреть в законе "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" формы ответственности членов кабинета за использование своих государственно-властных полномочий, Государственную присягу члена правительства и ответственность за ее нарушение.

Закон, даже устаревший, консервативный, - основа общественного консенсуса, фундамент легитимной власти. Реформатор, рассчитывающий изменить общество путем нарушения законов и Конституции, уподобляется барону Мюнгхаузену, пытающемуся вытащить себя из болота за собственную косицу.

27 октября 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/27/1/Презумпция%20виновности.htm


Док. 297582
Перв. публик.: 27.10.92
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 228

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``