В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Когда закон лжет Назад
Исаков В. Б.: Когда закон лжет
Закон о том, чего нет

После ряда кабинетных согласований и утрясок президентом внесен проект закона о Совете Министров - правительстве Российской Федерации. Предпринята очередная попытка подвести законодательный фундамент под деятельность центрального руководящего органа исполнительной власти.

В первой статье законопроекта провозглашается подотчетность правительства только и исключительно президенту Российской Федерации. Что это значит практически - знаем. Год назад подобное положение записали в Конституции. В результате из высшего органа исполнительной власти правительство превратилось в безответного и безответственного порученца на правах отдела канцелярии президента.

В соответствии с Конституцией проект закона устанавливает, что председатель Совета Министров может быть назначен президентом лишь с согласия парламента и с последующим утверждением на Съезде народных депутатов. Но... попутно разрешается назначать своей властью "исполняющего обязанности" сроком на три месяца. Затем еще на три, еще... Другими словами, легализуется практика обхода парламента, которой Б.Ельцин до сих пор пользовался незаконно.

Уступая требованиям депутатов, авторы законопроекта сделали "широкий жест" - записали, что министры и председатели комитетов назначаются после их обсуждения в комиссиях и комитетах Верховного Совета. Но ни слова, ни полслова о том, какое юридическое значение имеет это обсуждение. Хотите - обсуждайте хоть круглые сутки, но никто не обязан вас слушать.

Аналогичная ситуация и с вопросом о кадровых заменах в правительстве. Вроде бы поставлен "заборчик" для произвольных действий - правительственная команда может быть сменена президентом лишь с согласия Верховного Совета. Но это если в целом. А если "поштучно" - можно и без согласия. Тасуй, сколько хочешь!

Из закона о правительстве исчез "государственный план экономического и социального развития" - хотя в Конституции он пока есть. На правительство возложена обязанность по исполнению "прогнозов экономического и социального развития". С таким же успехом на него можно возложить обязанность по "исполнению прогнозов погоды" - и результат, кстати, будет похожий.

В законе отсутствует какое-либо закрепление структуры правительства, но на словах обещано, что образование и ликвидация министерств и государственных комитетов будет осуществляться "с согласия Верховного Совета". Цену этого обещания показала грандиозная перекройка государственного аппарата, осуществленная недавно не только без согласия, но и без ведома Верховного Совета.

Закончился "Варшавский договор"

Верховный Совет ратифицировал Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи - всемирно известного "Варшавского договора". Закрылась еще одна - и далеко не худшая - страница истории великого государства...

Варшавский договор был подписан 14 мая 1956 года Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (последняя вышла в сентябре 1968 г.) в ответ на создание НАТО. Члены ОВД обязались действовать в соответствии с его условиями и уставом ООН, в духе дружбы и сотрудничества, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга, воздерживаться от угрозы силой и ее применения, а в случае нападения на кого-либо из них - оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая Вооруженные силы.

Варшавский договор был открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. 26 апреля 1985 года он был продлен на 20 лет. А уже 1 июля 1991 года вице-президент СССР Геннадий Янаев подписал Протокол о прекращении действия Договора. В статье 4 Протокола установлено, что он вступает в силу (а Договор, соответственно, прекращает действие) в день сдачи на хранение последней ратификационной грамоты.

Итак, уходим... А надо ли было торопиться? Со времени подписания Протокола, многое изменилось. Нет уж половины из "подписантов" - отстранены, переизбраны (Горбачев предусмотрительно доверил эту "честь" Янаеву). Но самое главное - изменились настроения, политический климат на востоке Европы. Польстившись на приманки и обещания, страны бывшего "социалистического лагеря" обнаружили, что никому в сущности не нужны. На место антисоветской риторике приходят более трезвые и взвешенные оценки, а взгляды все чаще обращаются на Восток...

К сожалению, российская внешняя политика пребывает в той детской фазе, когда произвести впечатление на Запад важнее, нежели позаботиться о собственных интересах России. Сдача стратегических позиций идет еще быстрее и "успешнее", чем при Горбачеве. Но, несмотря на нашу "любезность", НАТО никто не распустил и не собирается распускать. А потому - не подумать ли о новом "Варшавском договоре" - лишенном идеологического подтекста, но отражающем реальную близость интересов и понимание того, что их надо защищать?

4 октября 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/27/1/Когда%20закон%20лжет.htm

Док. 297575
Перв. публик.: 04.10.92
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 271

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``