В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Снова Мюнхен Назад
Исаков В. Б.: Снова Мюнхен
Висячие сады монетаризма

Нет, никто не объяснит суть экономической реформы лучше, нежели ее творцы и созидатели. Вот эти слова из бюджетного послания президента стоит выделить и запомнить: "Ограничение прироста денежной массы - массовые банкротства предприятий и безработица населения - резкое падение платежеспособного спроса и инвестиционной активности - падение цен - структурный перелив капитала". Здесь - краткий конспект того, что делает и собирается делать в ближайшее время российское правительство. Для отвода глаз сделана оговорка, что для России в силу "сложившейся структуры экономики" и "остроты социальных проблем" эта классическая формула монетаристского регулирования неприменима. Но это для легковерных. На самом же деле и бюджетное послание президента, и программа "углубления реформ", и что самое главное практическая деятельность правительства идут точнехонько в русле пресловутой "классической формулы". Кошмарный сон Веры Павловны?

По знакомым рецептам

Опубликованы "первоиюльские" указы президента. В них - очередной "пакет" революционных мер. Государственным предприятиям, измотанным неплатежами, налогами, разрывом хозяйственных связей, неразберихой в управлении, вынужденным сокращать производство и занятость, предписано в кратчайший срок преобразоваться в акционерные общества открытого типа.

Поражает размах предполагаемой реорганизации. Под нее попадают все предприятия, производственные и научно-производственные объединения (кроме совхозов), находящиеся в федеральной собственности, а также собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При этом президента и его советников, похоже, ничуть не смущает явное превышение полномочий, вторжение в сферу властных полномочий субъектов Федерации - самостоятельных полноправных собственников.

Из-под метлы повальной реорганизации исключены предприятия с долевым участием иностранных инвестиций - так называемые "СП". Это и понятно: иностранный собственник подобных "шуток" со своим имуществом не потерпит - быстренько заберет капиталы домой, да еще иск предъявит. А со своими - можно. Процедура реорганизации предприятий в акционерные общества содержит немало оригинальных моментов, воскрешающих давно забытые традиции борьбы с "классовым врагом". Первым делом создается чрезвычайный орган в количестве 3-5 человек -"тройка" - именуемая "рабочей комиссией по приватизации". Если администрация упирается, тянет волынку, ей же хуже - упомянутый орган может быть создан самим трудовым коллективом и даже одним из его подразделений. Участие представителя администрации в последнем случае не обязательно.

С момента создания, "тройка" наделяется поистине диктаторскими полномочиями: разрабатывает план приватизации предприятия, согласовывает и подписывает акт оценки имущества, разрабатывает устав акционерного общества, привлекает к работе экспертов и консультантов (и оплачивает их работу), дает обязательные указания администрации. Словом, "мини-ГКЧП" или государственный переворот в масштабе отдельно взятого государственного предприятия.

За что же недоверие такое администрации, которая худо-бедно, но все же служила государству, а кое-где даже избрана трудовым коллективом с соблюдением всех демократических процедур? В этом-то и вина ее: "служба государству", "защита интересов коллектива" - это теперь песни застойных времен.

Впрочем, в указе все же записали, что администрация предприятия трансформируется в органы управления акционерного общества. Бросили кость. Но не стоит особенно обольщаться: в течении года должно состояться собрание акционеров, которое в соответствии с уставом сформирует новые органы управления. Если же контрольный пакет акций закрепляется за государством, то дело еще проще: комитет по управлению госимуществом вправе в любой момент расторгнуть контракт с администрацией и пригласить будущего собственника вступить в права владения имуществом на началах "доверительного управления".

Все это удивительно напоминает опыт "приватизации" колхозов в период оккупации, о котором с восторгом не по уму рассказывал на апрельском собрании граждан в Кремле один из его участников: "Немец пришел, сказал, чтобы разобрали скот по домам. И через 15 минут колхоза не было!"

Приглашение к воровству

Судя по всему, серьезной проблемой в ближайшее время станет распад хозяйственных объединений. Напомню, что еще в законе РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" было закреплено право предприятия на выход из объединения и право подразделения на выделение из предприятия. Авторы этой новеллы в общем и не скрывали, что их цель - разрушение сложившихся хозяйственных комплексов и системы управления народным хозяйством. Ради этого и был выпущен на волю джинн группового эгоизма.

Развал произошел, хотя и не в тех масштабах, о которых мечтали. Но возникла другая проблема: распад предприятия на части снижал ценность имущественного комплекса, наносил ущерб интересам будущего собственника. Поэтому стали отрабатывать назад и в законе "О приватизации" была сделана оговорка, что выделение подразделений допускается лишь в соответствии с планом приватизации.

И вот вопреки закону, логике и здравому смыслу указ президента от 1 июля 1992 г. вновь восстанавливает полную свободу выделения подразделений из предприятий и даже рекомендует это. Зачем? Ведь любая корпорация, будь то "Форд" или "Дженерал Моторс", немедленно развалится, если из нее выдернуть несколько ключевых звеньев. Стало быть, ставится цель довести развал до предела, до края? В указе установлено, что вновь образованное акционерное общество становится правопреемником упраздненного государственного предприятия. Но вот ведь странно: ни передаточной ведомости, ни разделительного баланса при этом не требуется. Достаточно акта оценки имущества, составляемого, как сказано выше, весьма своеобразным методом. Одним словом, гуляй, рука! Государственная собственность, теперь уже и не собственность вовсе - что ухватил, то и твое. Вот откуда выскочат у нас новые "собственники", которых с надеждой упованья ждет российское правительство.

Судя по многим признакам, указ готовился в невероятной спешке. Официальная копия пестрит подмалевками, вставками. В одной из статей записали, что предприятие может быть передано в траст (доверительное управление) только с согласия трудового коллектива. Затем задумались: а не жирно им будет? И слово "только" замазали - в документе вместо него пробел. В результате получилась бессмыслица - требуется согласие коллектива, но можно и без него.

В другом месте - еще более оригинальный "ляп". Статья 7 Типового устава акционерного общества мимоходом восстановила... рабовладение. В ней записано, что члены совета директоров и члены правления акционерного общества обладают правом собственности не только на имущество, но и "в отношении физических лиц".

Для спешки были причины - на носу встреча "большой семерки" в Мюнхене, где будет решаться вопрос об отсрочке по долгам и поддержке бурного "расцвета демократии" в России. Мюнхен... как много в этом слове! Колыбель национал-социализма, город, где западные демократии уже один раз перехитрили самих себя, ввергнув человечество во вторую мировую войну. Вполне символично, что президента России с его подарочными указами будут принимать именно в Мюнхене.

Парламентские будни

Верховный Совет утвердил в первом чтении бюджет Российской Федерации на текущий 1992 год. Вопреки элементарной логике, парламент сначала принял бюджет, а затем приступил к обсуждению правительственной программы, из которой этот бюджет вытекает. Программа передана для изучения в комиссии и комитеты. В духе диалога слепого и глухого проходило обсуждение вопроса о снижении налогов. Правительство настаивало, что любое снижение налогов обернется развалом бюджета и взрывом инфляции, парламентские комитеты уверяли, что непомерные налоги душат производителя. Сошлись на компромиссе: закон о снижении налогов принят, но размер снижения будет уточнен.

На 9 июля назначена ратификация соглашений, заключенных между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки в июне 1992 года. Сами соглашения депутатам не показывают. Полагают, видимо, что удастся протащить соглашения вслепую, на эмоциональной волне.

Спикер парламента Р.Хасбулатов решил взяться за наведение порядка в посещении депутатами сессии. Помимо электронной регистрации введена ручная и практикуется "счет по головам". Придумана кара: списки наиболее злостных прогульщиков передаются в печать для публикации. Более сложная и важная проблема - качество принимаемых законопроектов, многие из которых откровенно слабы - вновь выпала из поля зрения.

5 июля 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/26/1/Снова%20Мюнхен.htm


Док. 297570
Перв. публик.: 05.07.92
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 238

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``