В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Виноваты, что победили Назад
Исаков В. Б.: Виноваты, что победили
Опустели залы Верховного Совета, затихли парламентские коридоры, но не удалось "отправить на каникулы" проблемы, которыми болеет российское общество. 28 июля, в преддверии президентского визита в Японию, состоялось парламентское слушание "О российско-японских отношениях и проблеме целостности РФ", организованное комитетом по международным делам и внешнеэкономическим связям и конституционной комиссией РФ. Слушание возглавил и провел первый зампред Верховного Совета С.Филатов. Небывалое внимание органов печати, заставившее перенести заседание под охрану милиции, попытка сорвать его представителями "Демократической России" - все это свидетельствовало о том, что предметом обсуждения стал далеко не рядовой вопрос политической жизни.

История

В переводе с дипломатического языка на общедоступный тема слушаний звучит так: "О Курильских островах". Как и любой сложный политический вопрос, эта тема имеет свою предысторию. Российские первопроходцы и мореплаватели открыли остров Сахалин и Курильские острова в XVII веке. Тогда же началось их активное освоение. Коренное население, айны, было принято в российское подданство, окрещено и обложено ясаком в пользу российской казны. По указу Екатерины Второй, датированному 1786 годом, "гряда Курильских островов, касающаяся Японии" была включена в состав российских владений "по праву первооткрытия".

Несколько позже на богатые, благодатные острова обратило внимание другое соседнее государство - Япония. В 1798 году японский военный отряд под командованием М.Кондо высаживается на острове Итуруп, срывает православные кресты и другие знаки принадлежности этой территории России. Пользуясь тем, что русские не закрепили над островами своего военного и административного контроля, японские сторожевые посты устанавливаются и на других островах Курильской гряды.

В дальнейшем острова Курильской гряды неоднократно переходили из рук в руки, что отражено в многочисленных международно-правовых документах. Так, согласно Портсмутскому договору (1905 г.), оформившему итоги русско-японской войны, к Японии отошли все Курильские острова и южная часть острова Сахалин. По Сан-Францискому мирному договору (1951 г.), закрепившему итоги второй мировой войны, Япония отказалась от всех претензий на Курильские острова. Но... Советский Союз по прихоти Сталина в Сан-Франциском мирном договоре не участвовал и прав на Курильские острова официально не получил.

Стремясь к урегулированию русско-японских отношений, его преемник, Н.С.Хрущев, подписал в 1956 г. Совместную декларацию, в которой предусматривалось, что после заключения с Японией мирного договора ей будут переданы острова Шикотан и Хабомаи. Но началась холодная война, мирный договор с Японией не заключен и по сию пору.

Понимая сложность Курильской проблемы, Б.Ельцин во время своего визита в Японию в 1990 г. выдвинул пятиэтапный план урегулирования, благоприятно воспринятый как японским, так и мировым общественным мнением. План предусматривал (а) признание проблемы, (б) совместное освоение островов, (в) их демилитаризацию, (г) заключение с Японией мирного договора и лишь на завершающем этапе, через 15-20 лет, - (д) - решение судьбы островов в разных вариантах.

Что же случилось? Почему проблема Курильских островов, получившая, казалось бы, правильное дипломатическое решение, вновь вышла на авансцену внешней политики? К тому есть несколько причин.

Проблемы

Первая и основная - распад Союза и резкое ослабление России. Япония, которая в прошлом не раз пользовалась такими моментами для своих территориальных приобретений, решила, что наступил ее "звездный час". Позиция японской стороны резко заострилась: Россия должна признать факт незаконной оккупации островов, Японии должны быть переданы не два, а все четыре спорных острова, а до этого не может быть и речи ни о каких мирных договорах. Японская дипломатия перешла в наступление, пытаясь "интернационализировать" проблему, увязать международную экономическую помощь России с решением вопроса о "северных территориях".

Другая причина - неумение перейти от лозунгов к конкретным практическим действиям. Важнейший элемент плана урегулирования - совместное освоение островов - так пока и остался на бумаге, породив массовое разочарование коренного населения островов.

Желая обозначить хоть какое-то движение вперед российская сторона перешла сегодня к третьему этапу - демилитаризации островов. Нынешний контингент российских войск на Курильских островах сокращен до 5 тысяч человек. Против 60-тысячного американо-японского на Хоккайдо...

Активного и действенного сторонника в осуществлении своих планов Япония нашла в лице... российского МИДа. Знакомясь со взглядами госсекретаря Г.Бурбулиса, министра иностранных дел А.Козырева, других руководителей российской внешней политики, приходишь к выводу: практически по всем спорным вопросам (а их немало) юридический "люфт" выбран в пользу японской стороны. Дело доходит до неприличия: все военные приобретения Японии объявляются "бесспорными", то же, что завоевала Россия - незаконным, юридически ничтожным. Единственное государство, которое стопроцентно подпадает под понятие "агрессора" - Советский Союз. А Япония, естественно, - "жертва". Короче - отдать острова и не грешить, дело лишь за тем, чтобы в ходе визита Б.Ельцина все это юридически оформить.

Решения

Позицию МИДа России на слушании активно поддержала небольшая, но крикливая группка парламентских "демократов" - С.Красавченко, П.Филиппов, А.Сурков, С.Засухин, Н.Якименко. Не сумев сорвать слушание, они сделали все, чтобы привести его к "ничейному" результату. Можно, не долго думая, ляпнуть на них какой-нибудь ярлык... Удержимся от митингового зуда, попытаемся прислушаться к их аргументам.

Первое. Захват Курильских островов - часть зловещего имперского плана, выношенного Сталиным. Россия в этой войне была агрессором, Япония - жертвой. Мы должны повиниться и вернуть все захваченное.

Второе. Россия должна доказать делом, что уважает международную законность и права человека, дозрела до уровня "цивилизованных стран". Передача Курил Японии - наш выкуп за право войти в семью "цивилизованных народов".

Третье. Приоритет на данном этапе - экономическое развитие. Передача островов откроет шлюзы японской экономической помощи, которая вытащит из болота застрявшую телегу российских реформ.

Четвертое. Если не можем их освоить, стало быть, не очень и нужны нам эти острова...

Таково лицо российских "демократов": одни - свято верят в "рыночную идею", исступленно несут ее "темному народу", другие, похитрее, - выслуживаются перед новыми "хозяевами жизни" в надежде, что те заметят и не забудут.

Не хочу здесь полемизировать с ними, да и вряд ли в этом есть необходимость. Материалы слушания однозначно свидетельствуют, что экономические потери от утраты островов несравнимы ни с какой экономической помощью. Да и сколько можно жаться в предбанник к "цивилизованным народам"?

Слушание позволило понять, что проблема не имеет простых "популистских" решений. Продолжать диалог, искать развязки, которые бы устроили всех - только такой путь действительно отвечает практике "цивилизованных народов". Пожалуй, наиболее ясно эту мысль выразил депутат С.Михайлов: "Национальным интересам России отвечают дружественные отношения с Японией. Но и Япония заинтересована в том, чтобы иметь рядом дружественную Россию. Если же просто поменяются полярности - место униженной Японии займет униженная Россия - это не устроит никого, ни на шаг не продвинет нас к миру и стабильности в регионе".

Парламентское слушание, как это часто бывает, не завершилось четкими и однозначными рекомендациями. Было решено образовать комиссию, которая доложит итоги и выводы президенту Российской Федерации. На глазах изумленной публики С.Филатов вписал в нее фамилии С.Красавченко и А.Суркова...

2 августа 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp


Док. 297569
Перв. публик.: 02.08.92
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 254

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``