В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Война телеграмм Назад
Исаков В. Б.: Война телеграмм
Помешали додушить

Трудно, почти невозможно предсказать, какой документ окажется в очередной раз в эпицентре общественного внимания. На прошлой неделе им стала телеграмма Центрального банка России о проведении взаимозачетов задолженности предприятий и кредитовании остатков. Реальный (хотя и далеко не достаточный) шаг к преодолению финансового паралича экономики вызвал обвал комментариев и обвинений.

Председатель Госкомимущества России А.Чубайс заявил, что действия Центрального банка срывают намеченную им программу приватизации. По линии Госкомимущества на места ушла своя телеграмма о том, что телеграмма Центрального банка - ошибка и будет в ближайшее время отменена. Еще более определенно выразился председатель подкомитета по приватизации Верховного Совета П.Филиппов. По его мнению, решение Центрального банка "ставит крест" на проведении рыночных реформ, выручает предприятия-банкроты и спасает оптом "сословие директоров".

Практически одновременно телетайпы отстучали еще один документ, который, в отличие от ставшей знаменитой "телеграммы Геращенко", не привлек к себе внимания прессы. Министр финансов В.Барчук и руководитель Государственной налоговой службы И.Лазарев направили на места распоряжение об изменении порядка взимания налога на добавленную стоимость (НДС). Ввиду "резкого отставания поступления НДС" налоговым инспекциям предписано взимать налог авансом, исходя из фактической суммы налога на второй квартал, помноженной на коэффициент 2,5. Руководителям предприятий эта телеграмма объявлялась под расписку одновременно с предупреждением о строгой ответственности.

Ситуация с телеграммами вновь обнажила принципиальный подход правительства: курс на удушение отечественной промышленности, создание ситуации массовых банкротств. Кризис расчетов и острейший дефицит наличности - не ошибка или недоразумение, а продуманный элемент его экономической политики.

Домогается "дополнительных полномочий"

"Я противник диктатуры, но сторонник сильного демократического государства" - заявил Б.Ельцин на заседании Конституционной комиссии, состоявшемся под его председательством в Кремле. Отойдя на некоторое время "по этическим соображениям" от работы, он решил вернуться и возглавить комиссию. В качестве аванса был предложен пакет поправок к проекту Конституции, направленных на "укрепление и повышение эффективности исполнительной власти".

Большинство из них хорошо известны. Это, например, положение о том, что основы конституционного строя после их принятия могут быть изменены или отменены только путем всенародного голосования - референдума. Сами меняли строй - никого не спрашивали, а все, что нахимичили - на века? Чего здесь больше - лукавства или наивного лицемерия? Думая о прочности своей постройки, надо было, прежде всего, закладывать ее правильно - на правовом фундаменте, опираясь на волю народа.

Б.Ельцин предложил, далее, записать в Конституции прямой запрет на деятельность общественных объединений, пропагандирующих социальную и национальную вражду и ненависть. Странное предложение, если учесть, что и в действующей Конституции, и в проекте новой такие статьи уже есть. Следовательно, имеется в виду нечто другое. Что же? По видимому, Б.Ельцин хотел бы поименно перечислить в Конституции запрещенные организации и прежде всего, конечно, коммунистическую партию. "Союзники и соратники" президента, судя по всему, крепко озабочены тем, чтобы тема борьбы с коммунизмом не сходила со страниц печати, отодвигая все другие проблемы. Действительно, о чем еще говорить народу, толкаясь в очередях за хлебом, как не о том, кем была бывшая компартия - партией высшего типа или элементом государства?

Б.Ельцин настаивает включить его в круг субъектов, по требованию которых назначается всенародное голосование (референдум). Такое право имеют Съезд народных депутатов, Верховный Совет, треть от общего числа депутатов, миллион избирателей. Казалось бы, чего тут особенного - пусть будет еще и президент. Не все так просто.

Референдум - институт устойчивой, зрелой демократии, он может функционировать лишь при наличии нескольких обязательных условий - многопартийной системы, обеспечивающей реальный политический плюрализм, независимых средств массовой информации, уважения к закону. Если же этих условий нет или они находятся в зачаточном состоянии (как у нас), то референдум сводится к заурядному манипулированию общественным мнением.

Референдум в нашей стране на глазах превращается в средство политического давления и предмет политических игр. Когда выгодно - ставится вопрос о проведении референдума, когда не выгодно - референдум запрещается, когда выгодно - результаты референдума подымаются на щит, объявляются непререкаемой волей народа, когда не выгодно - об этой воле напрочь забывают...

Вот почему новая Конституция должна установить "пусковую кнопку" референдума достаточно высоко - чтобы не было возможности зацепить ее во время политических игр.

Ряд предложений президента однозначно направлены на укрепление его собственной власти. Предлагается, например, предоставить ему право на создание структур исполнительной власти, совещательных и вспомогательных органов, беспрепятственное назначение должностных лиц, в том числе в республиках, краях и областях, на издание указов законодательного характера. То есть закрепить на постоянной основе те "дополнительные полномочия", которые Б.Ельцин получил временно, на период проведения реформ.

Я тоже за укрепление исполнительной власти, но далеко не всякий шаг ведет к этой цели. Нельзя укрепить исполнительную власть, "подгребая" под нее все новые и новые полномочия без ответственности за их использование. Результатом будет не укрепление, а опасная деформация всего государственного механизма.

Наряду с расширением полномочий исполнительных органов отчетливо наметился процесс размывания и ослабления представительной власти. Целенаправленная массированная атака в правительственных и проправительственных средствах массовой информации низвела и без того невысокий авторитет депутатского корпуса буквально до нуля. Дело дошло до открытого и пренебрежительного игнорирования решений Верховного Совета России.

Продолжается кампания нападок на высший орган власти Российской Федерации - Съезд народных депутатов. Это единственный орган власти, способный потребовать отчета у президента и при наличии к тому оснований - отрешить его от должности. Стремление развязать себе руки, освободиться от какого бы то ни было контроля - вот подлинная подоплека дискредитации Съезда народных депутатов.

Настораживают попытки президента Российской Федерации командовать действиями правоохранительных органов - определять, кого следует держать под стражей, а кого - отпустить на свободу. И это все - под флагом защиты прав человека, борьбы с правовым нигилизмом... Любопытно, почему так трудно укореняется у нас простая мысль, что все три ветви власти - независимы и равноправны? И что без самостоятельных законодательной и судебной власти нет и не может быть сильной исполнительной власти?

Крымский "ченч"

Решением президентов России и Украины, подписанном на государственной даче в Мухалатке, Черноморский флот выделен из состава объединенных Вооруженных сил СНГ и взят под их непосредственное командование. Согласованиями и консультациями с другими участниками соглашения об ОВС, как водится, пренебрегли. Заранее отмахиваясь от возможных возражений, в соглашении записали: "Любое заявление либо иное действие должностных лиц, направленные на вмешательство во внутренние дела Договаривающихся Сторон, влекут принятие соответствующих мер." Знайте свое место: "младшим братьям" по СНГ недвусмысленно продемонстрировали, кто в доме хозяин.

Соглашение предусматривает, что Черноморский флот будет комплектоваться призывниками из России и Украины, которые приводятся к присяге "своему" государству. В одном экипаже, на одном корабле - два командования, две присяги? Такая "боевая единица" будет опаснее для своего государства, чем для "потенциального противника"!

Крымский "ченч" президентов разрушает Соглашение о статусе стратегических сил, с таким трудом согласованное и подписанное в Минске 14 февраля 1992 г., и по большому счету - ставит под вопрос само существование СНГ. Можно понять Украину, которая последовательно реализует цель - выйти из СНГ либо развалить его изнутри. Но Россия? Она то что при этом выигрывает?

Маленькое удовольствие

В ознаменование "великой победы демократии 19 августа" правительство России не смогло отказать себе в маленьком удовольствии: постановлением Совета Министров отменены все льготы и преимущества бывшим персональным пенсионерам, включая "активных участников Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войны и борьбы за установление Советской власти".

10 августа 1992 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/26/1/Война%20телеграмм.htm


Док. 297565
Перв. публик.: 10.08.92
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 286

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``