В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Мы сказали. Думайте Назад
Исаков В. Б.: Мы сказали. Думайте
Выступление на третьем Съезде народных депутатов РСФСР (стенограмма):


"Исаков В.Б. Кировский территориальный избирательный округ, Свердловская область. Председатель Совета Республики Верховного Совета РСФСР:

Уважаемые товарищи депутаты! Оценивая прошедший период работы нашего депутатского корпуса, я вижу в нем и положительные моменты, и недостатки, и успехи, и серьезные поражения.

Что можно отнести к успехам? К ним можно отнести прежде всего общий политический курс, выработанный съездами народных депутатов, Верховным Советом РСФСР - курс на плюрализм форм собственности и форм хозяйственной деятельности, постепенный переход к рыночной экономике, сохранение в обществе высокого уровня социальных гарантий.

Наиболее серьезным из того, что нам удалось сделать за это время, считаю решения по аграрным вопросам, исходящие из категорической недопустимости и неприемлемости новой обираловки крестьянства. Наоборот - надо возродить село, создать для людей нормальные, человеческие условия жизни и на этой основе обеспечить республику продовольствием - только таким может быть ответственный государственный подход к этой сложной проблеме. И больно, и досадно видеть, как принятые нами серьезные решения размываются и дробятся непродуманными, непросчитанными популистскими акциями, рассчитанными лишь на сиюминутный успех.

К несомненным завоеваниям я бы отнес и то, что республика сделала за это время громадный шаг по пути к демократии, гласности, открытости внешнему миру. Появился политический плюрализм мысли и слова, люди обрели новую степень свободы, которую, я уверен, отобрать уже невозможно. Это необратимо.

К сожалению, эти необходимые и благотворные для нашего общества процессы сопровождались общим ухудшением обстановки, обострением политической и межнациональной конфронтации, экономическим хаосом, ростом преступности. Общество достигло той опасной черты, за которой стоит прямая угроза государственности Российской Федерации. Нарастает дезорганизация и разбалансированность в экономике, продолжается развал хозяйственных связей между регионами и предприятиями, стремительно - сегодня на 5 процентов, а к концу года ожидается на 11 - снижается производство национального дохода. Полностью провалена программа капитального строительства, особенно жилья, объектов здравоохранения и народного образования. Дошло до края терпимого снабжение населения продовольствием, обеспечение его промышленными товарами.

Вынужден не согласиться с фактической стороной дела, приведенной вчера в основном докладе. В РСФСР масштабы снижения произведенного национального дохода по сравнению с 1989 годом были не ниже, а выше, чем в ряде других союзных республик - Украине, Белоруссии, Казахстане и составили 5 процентов против 4 процентов в целом по СССР. Гораздо более значительным оказалось падение производительности общественного труда - 3.7 процента против среднего показателя 3.2 процента по СССР и 0.4-0.7 по Белоруссии и Украине. То есть кризис ударил по РСФСР не меньше, а больше, чем по другим республикам. Приукрашивать положение дел здесь не следует. И это не могло не вызвать вспышку социальной напряженности в обществе.

Немалая доля вины за происходящее возлагается на центр, правительство Союза ССР, Президента страны. Доля истины в этом, конечно, есть. Союзное руководство совершило немало ошибочных шагов, усугубивших кризисные явления. Вспомним прошлогоднюю неудавшуюся попытку повышения цен. Люди просто устали от такой жизни и больше не верят никому и ничему. Многие просчеты и неудачи они относят лично на счет Президента страны. Я не сторонник разговаривать языком ультиматумов, но, может быть, Михаилу Сергеевичу действительно следует подумать о том, чтобы передать руль в другие руки. (Аплодисменты в зале). Я бы без колебаний проголосовал за то, чтобы доверить ему любой дипломатический пост. (Аплодисменты в зале).

Но, критикуя центр, указывая ему на ошибки и упущения, мы должны быть объективными и к самим себе. Нельзя не видеть, что мы сами в немалой степени способствовали усилению хаоса, нарастанию и обострению кризисных явлений. Сначала открыли "войну законов", затем "банковскую войну", "войну бюджетов", а сейчас воюем по всему фронту. Воюем с центром, а страдает собственный народ.

Несмотря на неоднократные напоминания и назначаемые сроки, правительство РСФСР до сих пор не представило в Верховный Совет план социального и экономического развития республики. Мы вроде бы больше не строим коммунизм - устали, надоело. Но из этого не следует, что для народов России настала пора бесцельного существования, что мы не в состоянии поставить разумные цели, наметить рубежи, на которые должна выйти республика. Этого не сделано. Вместо этого правительство бросилось в финансовые авантюры, сомнительные сделки, занялось сооружением рыночных "потемкинских" деревень. Под видом рыночных структур создаются новые монополисты, но вдобавок наделенные широкими коммерческими полномочиями, правом свободного распоряжения прибылью. Например, привилегированные фонды, немало которых мы "испекли" в последнее время. Скоро, пожалуй, не останется предприятия, которое бы не забралось под крышу какого-нибудь фонда.

Вчера был прочитан доклад, в котором Борис Николаевич дал оценку экономической и политической ситуации в республике, наметил комплекс мер по выходу из кризиса. Каково мое отношение к этой программе? Скажу прямо, крайне неоднозначное. Возражение и внутренний протест вызывает тема вины центра, идущей лейтмотивом через все выступление: "Мы ничего не можем, ничего не умеем, ни на что не влияем и потому ни за что не отвечаем". Ну, сколько же можно? Кто такие "мы"? Критики центра или руководители республики, отвечающие за все, что в ней происходит? (Аплодисменты). В программе не просматривается четкой экономической политики. Отчасти я уже сказал об этом, когда говорил о валютных спекуляциях и рыночных "потемкинских" деревнях. Добавлю еще один штрих. Никак нельзя согласиться с тем, что нынешние трудности с продовольствием - исключительная заслуга того же центра, не закупившего для нас за границей зерно. В обычные годы в России при 127 млн. тонн валового сбора зерна закладывалось в государственные ресурсы около 50 млн.тонн. В прошлом, весьма благополучном году, при таком же валовом сборе в результате бездействия и попустительства правительства РСФСР и исключительно по его вине заложено лишь 34 млн.тонн. Сейчас не хватает около 15 млн.тонн, то есть ровно столько, сколько, по словам нашего Председателя, задолжал республике центр.

Сложные чувства вызывает и раздел доклада, посвященный политике цен. И опять, много громких слов, обвинений в адрес центра: обманул, не обеспечил, проводит антинародную политику и т.д. Чувствуется желание как можно выше поднять волну гнева народного и обрушить ее на "супостата". Но кто мешает скоординировать политику в этом вопросе, проводить ее вместе, тем более, что соглашение с Союзом и другими республиками заключено еще в конце прошлого года? Такой ли должна быть позиция Председателя, действительно болеющего за интересы народа? (Аплодисменты). Уважаемые товарищи, давайте без аплодисментов! (Шум в зале).

Противоречива и запутана, иначе не скажешь, предлагаемая в докладе социальная политика. С одной стороны, через весь доклад - индексация и компенсация, с другой - полностью свободные цены, в том числе и на продукты питания, предметы первой необходимости. С одной стороны - призыв к строгой бюджетной экономии, сокращению бюджетного дефицита, с другой - все новые и новые дорогостоящие социальные программы в условиях, когда старые, которые мы уже приняли, еще не начали выполняться. Совершенно ясно, что существующий бюджет таких расходов не потянет. С одной стороны - переход к рынку жилья, с другой - перераспределение расходов по оплате жилья в пользу малоимущих, распределение вновь построенного жилья на льготных условиях. Интересно знать, как впишутся эти перераспределительные механизмы в жесткие условия рыночной экономики?

Аплодисменты зала вызвала вчера идея "круглого стола" политических партий. Через силу, но было сказано, что за этот "стол" согласны допустить даже избранных представителей из числа коммунистов. Мне идея "круглого стола" тоже чрезвычайно симпатична. Более того, я знаю, что она обсуждается в разных вариантах еще с сентября прошлого года. Но до сих пор так и не реализована. Видимо, не в "столе" дело, а в том, что на него нечего положить.

Как истинный демократ, Борис Николаевич отдал должное главным демократическим святыням: свободе слова, печати, митингам, массовым шествиям и демонстрациям. Но надо отдать должное: предложенная им программа антикризисных мер более реалистична, в большей степени учитывает непростую обстановку, сложившуюся сейчас в республике: предусмотрена строгая подчиненность государственных органов, повышение ответственности за соблюдение порядка и дисциплины.

Обстоятельный экскурс сделан в докладе в вопросы права. Подтверждена верность идее правового государства, идеалам прав человека. Но как совместить уважение к закону и постоянную дискредитацию действующих Конституций РСФСР и СССР? В преамбуле нашей Конституции, в ее первых строках, говорится о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Ничего кроме иронии и издевки мы об обновленном Союзе в докладе не услышали. Не устраивает Бориса Николаевича Союз, даже обновленный. А как отнестись к его решению направить контингент МВД РСФСР (отдельные выкрики) в Грузию? Ведь это прямо противоречит постановлению второго Съезда народных депутатов РСФСР о порядке участия военнослужащих в межнациональных конфликтах. Что это, как не тот самый правовой нигилизм, о котором с таким гневом говорил Борис Николаевич?

Особую остроту для нашего федеративного государства имеют вопросы национальной политики. С этой точки зрения мысль "о раздаче суверенитетов" трудно отнести к удачным местам доклада. Суверенитет нельзя выдать или не выдать, республики его уже имеют. (Аплодисменты). Набравшие силу процессы национального самоопределения нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Сначала непродуманные экспромты на тему о суверенитете, а теперь вот бестактность по отношению к республикам. Имперские замашки вряд ли улучшат наши взаимоотношения внутри Российской Федерации. (Отдельные выкрики).

Массу претензий и замечаний можно высказать и по другим разделам доклада (шум в зале, выкрики) - о работе Верховного Совета, молодежной политике, культуре. Они идеологизированы, оторваны от конкретных проблем, содержат мало новых идей. Не только у меня, у многих возникло ощущение, что консультанты из высшего консультативно-координационного Совета сыграли нехорошую шутку, использовав для отчетного доклада свои пожелтевшие заготовки к ХХV и ХХVI Съездам КПСС. (Шум в зале, выкрики).

И еще один момент, о котором надо сказать. В свое время Борис Николаевич резко критиковал правительство Рыжкова за обилие программ и неспособность ни одну довести до конца. Ведь у нас получается то же самое. Вспомните, при избрании Бориса Николаевича на должность Председателя была предложена первая программа. Затем в октябре прошлого года - программа "500 дней", вторая. И наконец, накануне второго Съезда знаменитые три варианта - можно сказать, третья. И вот сегодня нам представляется четвертая программа. У меня такое впечатление, что я сижу в каком-то странном театре: публики полный зал, оркестр играет вступление, аплодисменты, но занавес не поднимается и ничего не происходит. Оркестр начинает новую увертюру, и опять ничего не происходит. И так уже четыре раза. (Шум в зале, выкрики).

В чем же дело? Каковы причины такого странного развития событий? Главная причина видится в том, что на волне демократизации, которая идет в нашем обществе трудно, болезненно, с большими издержками, выдвинулись и пришли к власти люди, которые ни в моральном, ни в профессиональном отношении не готовы к государственной деятельности. (Шум в зале, выкрики). Лидеры демократического движения Гавриил Харитонович Попов, Анатолий Александрович Собчак, да и Борис Николаевич вызывают большую личную симпатию - это ратоборцы, подвижники идеи. (Шум в зале, выкрики). Но посмотрите, как трудно, как тяжело, работает их команда. (Шум в зале, выкрики). Чуть что не получается - следует какая-то судорожная реакция, "демократическая истерика", попытки прикрыться демократической фразой, свалить свой провал на какого-то конкретного врага. Какая-то детская беспомощность в сочетании с недетской агрессивностью. В общем, их тоже можно понять. Имея немалую практику в организации митингов, забастовок, голодовок, не так-то просто сразу научиться организации нормальной человеческой жизни. Приход к власти не счастье, а беда для наших новых сил.

В последнее время, встречая критику, растущее сопротивление внутри парламента, наши демократические силы пошли далеко не демократическим путем. Они обратились к народу, (шум в зале, выкрики), пытаясь возбудить людей (шум в зале), разжечь страсти, оказать давление на государственные органы (шум в зале, выкрики, звонки председательствующего) и таким образом еще на какое-то время удержаться у власти.

За примерами далеко ходить не приходится. Это, например, работа нашего Съезда. Вновь видим нарушения процедуры, давление, захват микрофонов, митинговый раж, попытки сбить Съезд с обсуждения основных вопросов, увести в сторону. Неужели не ясно, что в попытках взять горлом, перекричать друг друга, мы ничего не добьемся и никогда ни о чем не договоримся? (Шум в зале). Я поражаюсь, как быстро нас сумели сделать врагами. Но ведь в этом зале нет врагов России. Нет! Я в этом убежден! Просто мы иначе, каждый по своему, видим ее будущее и пути к этому будущему. Но все мы, я убежден, подчеркиваю это, желаем ей блага. Неужели же на этой основе мы не сможем договориться? Давайте просто слушать друг друга и по возможности не смотреть друг на друга через прорезь идеологических прицелов. Вот и вся наука, больше ничего не надо.

В политике есть методы и средства, которые нельзя использовать без угрозы большой аварии. Сегодня эти средства активно пущены в ход, люди взвинчены, расколоты, доведены до предела. Наш долг, долг высшего органа власти, отвечающего за судьбу народа, остановить эскалацию этого конфликта.

Каким видится выход из кризисной ситуации? От имени группы народных депутатов, авторов политического заявления, вношу следующие предложения:

1. С учетом высказанных на этом Съезде замечаний и предложений в возможно короткий срок откорректировать программу стабилизации экономики, восстановить ее управляемость. Совету Министров РСФСР разработать и принять чрезвычайный план по выходу республики из кризиса. (Шум в зале).

2. На этом Съезде рассмотреть и принять закон о стабилизации обстановки в республике и мерах по укреплению порядка и дисциплины. Проект закона нами разработан, я передаю его в Секретариат, прошу президиум Съезда принять решение о размножении и распространении этого документа среди народных депутатов.

3. В связи с явными злоупотреблениями (шум в зале, выкрики) приостановить... (шум в зале). Я прошу буквально одну минуту.

Председательствующий. Дадим одну минуту? Дать одну минуту? Пожалуйста.

Исаков В.Б. В связи с явными злоупотреблениями приостановить действие закона о референдуме, оставив право назначения референдума за Съездом народных депутатов. (Шум в зале). Я должен информировать вас, уважаемые народные депутаты, что сейчас в Президиуме Верховного Совета лежит заявка на проведение референдумов еще по десяти вопросам. Если мы не остановим этот поспешно принятый и, как показала практика, не очень продуманный закон, мы не выйдем из череды референдумов.

4. Мы никогда не справимся с большим кризисом, если не преодолеем малый кризис - раскол внутри нашего парламента. В этой связи мы предлагаем обсудить и принять на этом Съезде закон о правах и обязанностях Председателя Верховного Совета РСФСР. (Шум в зале, выкрики).

5. Для наблюдения за процессом законодательной деятельности, соблюдением процедуры, компетенции государственных органов, ограничения субъективизма предлагаем избрать комиссию Съезда и Верховного Совета по процедуре, значительно обновив и расширив ее состав и наделив конкретными полномочиями.

Попытаюсь подвести итог: (шум в зале). Мне надо буквально тридцать секунд. Я прошу буквально тридцать секунд, думаю, что уложусь в это время. (Шум в зале). В своем политическом заявлении мы сказали о том, что исчерпали или почти исчерпали возможности вернуть Председателя Верховного Совета на путь реализма. К сожалению, последующие события подтвердили обоснованность нашей оценки. Делаются все новые и новые шаги по пути политической конфронтации, нас все глубже затягивает трясина экономического кризиса.

На этом Съезде, к сожалению, Борис Николаевич ведет себя неискренне, пытается уйти от прямого разговора (шум в зале, выкрики), берет назад некоторые свои заявления. В общем все делается ради главной цели - ничем не ограниченной президентской власти.

Председательствующий. Ваше время истекло. (Шум в зале).

Исаков В.Б. Видеть, как, прикрываясь самыми святыми словами, под грохот барабанов демагогии идет новая диктатура и не сказать об этом - значит совершить преступление перед народом, перед своей собственной совестью. Мы сказали. Думайте. Спасибо за внимание. (Аплодисменты. Шум в зале)."

05.05.1991
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov

Док. 297540
Перв. публик.: 05.05.91
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 288

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``