В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Испытание властью Назад
Исаков В. Б.: Испытание властью
24 апреля Верховный Совет РСФСР принял Закон "О Президенте РСФСР". Документ подготовлен в соответствии с постановлением третьего (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР, который проходил в Кремле с 28 марта по 5 апреля. Таким образом, Президенту передаются полномочия высших органов власти Российской Федерации "для осуществления антикризисных мер и выполнения решений Съездов".

Закон принят с многочисленными поправками и будет представлен на утверждение предстоящего Съезда народных депутатов РСФСР 21 мая нынешнего года. Про просьбе еженедельника "Экономика и жизнь" Председатель Совета Республики Верховного Совета РСФСР В.Б.Исаков прокомментировал сложившуюся политическую ситуацию.


М.Куприй: Владимир Борисович, как Вы думаете, необходимо ли было такое постановление Съезда?

В.Исаков: Республика действительно находится в кризисном состоянии, и можно согласиться с предоставлением права Председателю Верховного Совета и Председателю Совета Министров издавать обязательные распоряжения в рамках действующего законодательства РСФСР. Это позволит оперативнее реализовать комплекс антикризисных мер. Но приняли не только это. Давайте сделаем то, что к сожалению, не сделали депутаты, - откроем статью 104 Конституции РСФСР и посмотрим, какие же именно дополнительные полномочия получил Верховный Совет. Вот они: внесение изменений и дополнений в Конституцию РСФСР, определение внутренней и внешней политики РСФСР, избрание Верховного Совета, его Председателя, первого заместителя и заместителей, утверждение Генерального прокурора, Председателя Верховного Суда, Главного государственного арбитра, Председателя Совета Министров, принятие решения о проведении республиканского референдума... Кому и для чего необходимо такое перераспределение полномочий: для выхода из кризиса или для того, чтобы убрать с дороги последние препятствия на пути к власти?

На Съезде неоднократно повторялась мысль, что укрепление власти - важнейшее политическое условие выхода из кризиса. Я с этим согласен. Но что значит в наших условиях укрепить власть? Можно ли реально укрепить власть, усилив ее лишь в одном звене? Наверное, надо укреплять всю систему снизу доверху.

Нельзя забывать и том, что Россия - федеративное государство. Соблюдение баланса властных полномочий для нас чрезвычайно важно. Сейчас этот баланс нарушен. И вот первые результаты: Татария объявила о выборах собственного президента. Ее примеру, наверное, последуют некоторые другие республики или, может быть, наделят президентскими полномочиями своих председателей Верховных Советов. В результате развернется новый фронт "войны законов", но уже не между Россией и Союзом, а внутри России. Позвольте спросить: это что - укрепление власти?

Был ли другой выход в сложившейся ситуации? Безусловно, был. От имени шести руководителей Верховного Совета РСФСР я предложил программу антикризисных мер, включающую мораторий на забастовки, митинги, демонстрации до конца 1991 года, ограничение деятельности средств массовой информации, подстрекающих к насилию, социальной и национальной вражде, укрепление дисциплины поставок в Российской Федерации, строгое соблюдение подчиненности, повышение ответственности за выполнение принятых решений на всех уровнях власти.

В числе прочих мер предусматривалось до принятия Союзного договора приостановить действие статьи 5 Декларации о государственном суверенитете РСФСР (о верховенстве российских законов над союзными) и принять обращение к автономным республикам с просьбой поступить таким же образом. Уже одно это позволило бы ликвидировать "войну законов", причем на обоих "фронтах" одновременно. Проект был роздан депутатам на Съезде, но не обсуждался. На голосование его тоже не поставили.

Я и раньше знал, что хорошей власти не бывает. Сейчас я получил возможность убедиться в этом воочию: власть - любая! - всегда кого-нибудь обижает, кто-то ею обязательно недоволен. Вот почему так важно держать власть в прочной узде закона. На Съезде мы эту узду если не сняли совсем, то очень и очень ослабили.

М.К.: Владимир Борисович, как вы относитесь к выборам российского Президента?

В.И.: Думаю, что реформа власти назрела, но ее необходимо серьезно готовить: принять законы о статусе Президента, порядке его избрания и отзыва, о Конституционном Суде, о чрезвычайных полномочиях. Одновременно подготовить реформу местных органов власти: проанализировать опыт работы новых структур - президиумов Советов, местных съездов, председателя Совета, совмещающего должность председателя исполкома. Опыт этот неоднозначен.

Мое мнение: реформу власти можно осуществить в ходе следующих конституционных выборов. То есть следующие выборы провести по-новому, а до этого ничего коренным образом не ломать. Убежден, что при наличии политической воли наших руководителей мы могли бы стабилизировать ситуацию и начать реализацию экономических реформ, опираясь на существующую структуру власти.

Вопроса о выборах Президента, как известно, первоначально даже не было в повестке дня Съезда. Его "пробили", "продавили" после многократного голосования и после этого быстро свернули работу. Очередной Съезд назначен на 21 мая, выборы - на 12 июня. К чему такая спешка? Для меня ответ ясен: провести выборы как можно быстрее, пока не рассеялся дым демагогии, пока не стали видны плачевные результаты "борьбы за суверенитет", пока не пришло время спросить за использование дополнительных полномочий.

Не только у меня, у многих складывается впечатление, что мы попали в какой-то водоворот выборов: выборы народных депутатов СССР - выборы народных депутатов РСФСР - референдум - выборы Президента, а на горизонте - перевыборы всего депутатского корпуса... Какой-то непрерывный политический фестиваль. Можно было бы кружиться в череде выборов и дальше, да вот магазины почему-то опустели и заводы начали останавливаться. Ни одно государство, ни один народ не выдержит трехлетней практически беспрерывной избирательной кампании. Пора прекратить это безумие. Мы напоминаем команду, которая занимается выборами-перевыборами на тонущем корабле. Или утонем, или, отложив другие дела, бросимся наконец заделывать дыры.

М.К.: Владимир Борисович, какова, на ваш взгляд, сейчас политическая ситуация в обществе?

В.И.: Давайте посмотрим объективно и без предвзятости. В стране сейчас сложилась обстановка, предшествующая установлению тоталитарного режима. Экономическая и политическая нестабильность измотала людей, поставила в невыносимые условия трудовые коллективы. Многие согласны на любую власть, лишь бы это была настоящая власть, которая заставила бы функционировать экономику, разваливающееся городское хозяйство, обеспечила нормальное снабжение, вытащила из грязи города, остановила волну преступности. Чем больше развалится, развинтится наша жизнь, тем более жестокие и непопулярные меры потребуются для того, чтобы восстановить в стране элементарный порядок и дисциплину.

Невооруженным глазом видно, что сформировались достаточно большие политизированные группы населения, готовые идти в бой на захват власти. Многих, кто смотрел трансляцию третьего (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР, потрясла атмосфера, царившая в зале: выкрики, улюлюкание, искаженные злобой и ненавистью лица... Перелистайте учебники истории: именно так выглядели последние заседания германского рейхстага - оголтелые сторонники фюрера, улюлюкающая толпа, депутаты, идущие сквозь строй оскорблений... Известно, чем это кончилось.

В надежде разрушить до основания существующую экономическую и политическую систему и построить новую по западным рыночным меркам, Борис Николаевич Ельцин и его команда сознательно идут на крайнее обострение кризисных явлений. Но на этом пути мы придем не к демократии, а к самой жесткой диктатуре. Ибо в государстве с развалившейся экономикой и рухнувшим правопорядком есть лишь две силы, способные взять и удержать власть - это генералитет и уголовный криминалитет.

Интервью М.Куприй, корреспонденту газеты "Экономика и жизнь"
19 мая 1991 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/111/1/Испытание%20властью.htm


Док. 297537
Перв. публик.: 19.05.91
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 356

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``