В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Литовский синдром Назад
Исаков В. Б.: Литовский синдром
10 января - С утра съездил в Октябрьский райсовет Москвы. Имел беседу с председателем РИК Васильевым. Он опоздал на десять минут, заставил ждать. Московский "деловой" стиль. Но человек, похоже, толковый. Рассказал о своей программе муниципальной реформы, подчеркивая наиболее существенные детали, суть ее механизма. Есть и трудности: популистские течения в Совете, угроза отставки и разгона исполнительной власти.

Вывод: надо поближе познакомиться с опытом работы московских райсоветов, Мособлсовета и ближайших городов. Как у них идут процессы? Каково мнение о нашем правительстве? Напроситься на знакомство, приехать, обсудить, записать разговор на диктофон. Я все же слабо знаю этот пласт жизни. Плохо представляю себе механизм принятия решений, тип лидерства и т.д.

Днем имел разговор с С.П.Горячевой. Она возмущена очередным "постановлением" от 27 декабря 1990 г. об оплате за подписью Хасбулатова. На Президиуме даже не обсуждалось: просто и грубо включено в протокол. Мое впечатление о том, что после Съезда будут сделаны выводы, похоже, не соответствует действительности: несколько жестов для виду, а затем - все по-старому.

11 января - Утром состоялся очень содержательный двухчасовой разговор с председателем подкомитета по КГБ комитета по законности и правопорядку и зам. председателя комитета по взаимодействию с Минобороны и КГБ Владимиром Арсентьевичем Рубановым.

Разговор состоял из нескольких уровней: проблемы обеспечения безопасности на территории России (кое о чем рассказал для антуражу); кто этим занимается и как можно двинуть дело вперед.

Общий вывод: важное и очень тонкое дело заваливается. К нему поналипла масса случайного народа, который больше причиняет вреда, нежели пользы. А главное - затягивается принятие необходимых решений.

Поставлены три группы проблем:

Законодательная база (законы о госбезопасности, о гостайне, о коммерческой тайне). Надо защитить оперативника.

Организация российского комитета ГБ. Надо срочно подхватить вопрос, пока структура не рассыпалась, пока кадры не разбежались. Многие организации КГБ СССР хотели бы перейти в Россию, но не знают как.

Кадровая политика. Кто возглавит КГБ - политик или профессионал? Как подключить КГБ к президентской власти? Чем должно заниматься российское АНБ (технические службы, электроника, техника и др.).

Бегло коснулись компьютерной базы: надо перекачать информацию в Московское управление КГБ, зарезервировать машинное время, в перспективе - организовать собственный российский аналитический центр на базе НИИ 2-го управления КГБ.

Окончание разговора: у семи нянек дитя без глазу. Я пообещал поговорить с Б.Н. и с его разрешения взять под контроль подготовку правовой базы (законы о госбезопасности и об оперативной деятельности).

С их стороны попросил расписать мне этапы создания комитета и примерные сроки; продумать список рабочей группы; рекомендовать, кого можно привлечь к разработке нормативных актов и на каких условиях.

Считать разработку этих актов и создание комитета национальной безопасности России частью правовой реформы, которая должна осуществляться в единстве всех составляющих ее элементов.

Надо использовать для рывка своеобразную правовую ситуацию, созданную Комитетом конституционного надзора СССР: неопубликованные нормативные акты о правах и обязанностях теряют силу. КГБ СССР ничего публиковать не собирается. Это значит, можно вполне легально и конституционно заменить его недействующие акты открытыми, конституционными.

С 15-00 до 18-00 - трехчасовое рабочее совещание по повестке дня третьей сессии. Удалось согласовать основные предложения и несколько сократить список предлагаемых к рассмотрению нормативных актов.

На совещании высказал идею: в законодательном процессе пора наводить порядок. В соответствии с действующим Регламентом, нормативные акты должны представляться председателям палат. Они рекомендуют или не рекомендуют их на Президиум, беря на себя таким образом часть ответственности. Одновременно должна быть рекомендация председателя профильного комитета и комитета по законодательству. Пора прекратить заваливать комиссии и комитеты ворохом сырых непроработанных законопроектов. Размножать тексты для официального обнародования только с визой Председателя ВС, зам.председателя, председателя палаты.

Решили: с проектом повестки и предложениями по процедуре внесения законопроектов подойти к Председателю ВС.

После - вечерний разговор с С.Шахраем по обстановке в Верховном Совете. Оценки в основном совпадают. У него идея - поставить Совмин РФ в такие условия, когда они вынуждены были бы нормально работать. Наполеоновские планы. Ведро грязи в связи с незаконными налоговыми льготами. Часть постановлений Совмина (закрытых) нам не высылаются, но есть в отделе кодификации. Договорились сотрудничать в целях наведения порядка. Последняя фраза Шахрая: "Можешь на меня опираться..."

12 января - Утром в 9-30 внеочередное заседание Президиума ВС по Литве. Вел Б.Н. Обстановка - весьма типичная для такого заседания: полный зал народу, две видеокамеры (впервые), которые нацеливаются на каждого говорящего, текст обращения - в одном экземпляре у Б.Н. Чувствуется - "готовились".

Выступил Б.Н. с кратким комментарием, зачитал текст обращения. Анализ ситуации в Прибалтике дали Ф.В.Шелов-Коведяев и Г.В.Старовойтова (обиженная реакция Лукина: почему обошли наш комитет?). Затем выступили несколько депутатов, членов Президиума - поддержали заявление (Лукин, Красавченко, Югин, Поленов). Медведев предложил направить в Литву депутатскую комиссию. Воронин призвал не утяжелять заявление посторонними моментами. Решили:
заявление принять, поручить доработать Лукину с участием всех
желающих.

Заседание завершилось кратким сообщением о соглашении с союзным Правительством по бюджету. Я так и не понял, каким образом отчисления Союзу выросли с 24,3 до 80 млрд. руб. без изменения закона о бюджете.

После заседания спустился к Лукину, принял участие в доработке документа. Перекинулся словами с Шориным: обстановка в Литве очень серьезна. Обе стороны (местные националисты, русскоязычное население + Горбачев), похоже, пошли "ва-банк". Мнение Шорина: либо резко уходить, оговорив условия, либо - риск гражданской войны.

В 15-00 был на заседании комитета по Советам и местному самоуправлению. Общее впечатление - тяжелое. Концепции нет. Обрывки каких-то идей. Боязнь самостоятельных шагов, нежелание начать реальное движение. Продискутировали два часа. Я оговорил условия: к 22 января подготовить концепцию, которая бы включала в себя:

1. Анализ ситуации (современное состояние вопроса, чем оно нас не удовлетворяет, проблемы, которые надо решить);

2. Что хотели бы получить в идеале (принципы построения и функционирования власти на местах; полномочия каждого уровня; взаимоотношения с Федерацией и неподчиненными организациями);

3. Этапы реформы (синхронизация реформы местного самоуправления с правовой и экономической реформой. Переходный период);

4. Стратегию реализации (общий стратегический замысел);

5. Тактику реализации (решение блока первоочередных задач).

6. Список нормативных актов, которые необходимо принять, включая изменения в Конституции;

7. Схемы построения власти на местах (2-3 варианта, не более). Концепцию доложить на совещании 23 января, проанализировать результаты обсуждения и через 2-3 дня подвести итоги.

К этому времени иметь список рабочей группы.

14 января - С утра был на сессии ВС СССР. Обсуждался вопрос о Литве. Выступил Пуго. Ответил на вопросы. Затем - Язов. Грубоват. Солдатская (генеральская) прямота. Затем Горбачев представил состав своего кабинета: В.С.Павлов - премьер, Догужиев В.Х. и Величко В.М. - 1-е замы, Маслюков Ю.Д. и Лаверов Н.П. - заместители. Две вакансии зарезервированы. Одна - для представителя от Украины и Белоруссии. Другая - для республик Средней Азии. Они будут утверждены позднее. Представляя правительство, Горбачев как бы вскользь упомянул, что Ельцин навязывал ему на пост премьер-министра кандидатуру Г.Х.Попова...

Колоритная деталь: Язов, отвечая на вопрос Ю.Ю.Болдырева о соблюдении постановления Съезда народных депутатов РСФСР, запрещающего использование в межнациональных конфликтах военнослужащих, призванных на территории России, ответил так: "Я на Съезде не был, ни о каких постановлениях не знаю. Армия российским законам не подчиняется." Зал ответил дружными аплодисментами.

В 15 часов состоялась пресс-конференция Б.Н. по итогам поездки в Прибалтику. Оживлен, шутит, блеск в глазах: разительное отличие от субботнего заседания Президиума ВС. Чувствуется, что позиция определилась. Тон пресс-конференции - конфронтационный по отношению к союзному центру. Зачитал три заявления: совместное заявление руководителей прибалтийских государств и России, их обращение в ООН с просьбой созвать конференцию по Литве и отсрочить санкции против Ирака, свое обращение к военнослужащим Вооруженных Сил СССР с призывом не подчиняться приказам, если они сопряжены с действиями против мирного населения. Ни слова о поиске компромисса: виноват во всем центр.

В заявлении "четырех" Россия обязуется строить свои отношения с республиками Прибалтики, исходя из норм международного права. Это косвенное признание их выхода из Союза ССР.

Мое мнение: позиция односторонняя, несбалансированная. Центр лишь использовал ситуацию, которую создали другие. Боюсь, что Б.Н., однозначно и без всяких оговорок поддержавший прибалтийское руководство, поступил не слишком дальновидно. В тактическом плане это опасно (нет гарантий от экстремистcких выбросов со стороны того же Ладсбергиса). В стратегическом плане нам явно не по пути: они ориентированы не на Россию, а на Запад. Следовательно, используют и бросят - таковы наши перспективы в этой ситуации. Цель Б.Н., похоже, одна - укрепить, хотя бы временно, свои позиции в противоборстве с центром. В этой драке он однозначно принял сторону одной из сторон, а следовательно уже не может быть арбитром, разнимающим разгорячившихся бойцов. Правильно было бы стать не на один уровень с ними, а выше.

Ельцин возвращался в Москву на машине через Ленинград. Причина - "угроза покушения". Об этом было сказано на пресс-конференции в Доме Советов и многократно повторено по каналам Лентелевидения. Это же телевидение организовало встречу с депутатами Ленсовета (исключительно демократической ориентации). Усиленно призывали провести 16 января предупредительную двухчасовую стачку.

Во время перерыва имел интересный разговор с А.Я.Сливой (отдел Советов). Они замышляют реформу власти: сначала разделить Советы и исполнительную власть "коридором", закрепить прерогативы каждой, затем - переходить к модели "персонифицированной" власти.

15 января - С утра - заседание Президиума ВС. Вел Ельцин в своей обычной манере - без выслушивания докладов, только замечания. Вид был куда менее уверенный, чем на вчерашней пресс-конференции. Видимо, получил первые отклики на свое выступление. Судя по телевидению, они достаточно язвительны: "Ельцин - предатель", "Лже-Борис", "Таллиннский Мюнхен" и т.д. Говорят, что его необычный маршрут (через Ленинград) был связан вовсе не с покушением, а с нежеланием встречаться с представителями русскоязычного населения, которые ждали его в аэропорту. На Президиуме Ельцин на обострение не пошел, сессию созывать не стал, хотя демократы очень давили.

Меня старался не замечать. Пришлось проявить настойчивость - несколько раз выступил. Видимо, невольно подзавелся, допустил резкие оценки предлагаемых законопроектов - "халтура", "протаскивание" и т.п. Ельцин сделал замечание о непарламентских выражениях, Хасбулатов в конце нудным голосом прочитал нотацию. Резкие и нелепые выпады со стороны Югина - явно "по поводу", а не по делу.

К сожалению, опять пошли незаконные решения: проголосовали постановление об оплате труда депутатов, принятое ранее путем кругового опроса (почти все согласились); протащили, несмотря на мое резкое возражение, постановление по Пенсионному фонду.

Вторую часть Президиума (после 12-ти) вел Хасбулатов в своей обычной нечеткой манере, когда непонятно, за что проголосовали, что решили. Мои замечания тут же отметались голосованием - почти единогласным.

После заседания имел почти двухчасовую беседу с Адровым по вопросам информатизации Верховного Совета. Начали с проваленного (мной) постановления по информатизации, затем обсудили ряд более общих проблем. Договорились:

- Адров готовит постановление об отделе заказчика, определяет права и обязанности, берет на себя ответственность;

- После этого выносим на голосование постановление по информатизации повторно;

- Я собираю совещание председателей комиссий и комитетов, знакомлю их с концепцией информатизации, техническим заданием и др.;

- Никаких "блатных", все заказы - через конкурс.

16 января - Утром имел продолжительный разговор с Ю.Ворониным, председателем бюджетной комиссии палаты. Он весьма критически оценивает обстановку и, похоже, искренне. Принес ряд материалов по финансовым вопросам, полученных им напрямую от Б.Н. Оказалось, что я не в курсе, меня обошли, не проинформировали. Надо будет поднять этот вопрос: председатель комиссии палаты получает больше, чем председатель палаты. Что-то вроде информационной блокады.

Затем - разговор с С.Филатовым. Он готовит повестку следующего заседания Президиума. Настойчиво возвращается к вопросу об информации Хасбулатова о работе ВС на сессии (подразумевается - с отчетами председателей палат). Удобный повод вернуться к моему выступлению на Съезде, обострить ситуацию и "укрепить ряды руководства". Посмотрим.

Вечером - обстоятельный разговор с Лидией Петровной Павловой - зав.кафедрой Московского планово-финансового института. Проговорили два часа. Затронули много тем. Договорились о сотрудничестве в реализации бюджетно-финансовой реформы, в частности, о семинаре на следующей неделе. Она обещала содействие.

17 января - В 10 утра - внеочередное заседание Президиума в кабинете Хасбулатова. Один вопрос: о досрочном созыве сессии ВС в связи с событиями в Литве. Я высказался за то, чтобы сессию не созывать, а вызвать депутатов для работы в комиссиях и комитетах. И не обострять ситуацию еще одной политической дискуссией. Хасбулатов напустил туману: "Давайте соберем, ведь никто же не возражает".

Я выступил по работе Президиума: в нынешней сложной обстановке мы не выполняем своих задач, плывем по течению, не пытаемся вдуматься, оценить ситуацию. Я не разделяю положения договоров с Эстонией и Латвией, где мы фактически признали их выход из СССР. Желание ущемить центр, любой ценой нанести ему урон, похоже, перевешивает соображения здравого смысла.

Затем до вечера работал в Комитете по Советам и самоуправлению. Обсуждали подготовку к совещанию председателей Советов и исполнительных комитетов 22 января. Договорились, что в ближайшие дни будут представлены все необходимые документы.

Вечером по радио и телевидению передали указ Президиума о досрочном созыве сессии (за который мы даже не голосовали). Нарушения такого рода стали обычной рядовой практикой. Никогда не знаешь, что объявят от твоего имени.

19 января - Утром позвонил Б.Н. Вежливо спросил, не обиделся ли я на его замечание на заседании Президиума о моих непарламентских выражениях. Я сказал, что считаю замечание правильным, но вместе с тем нельзя допускать столь слабой подготовки вопросов на Президиум. Он согласился. Договорились встретиться в понедельник - я принесу ему наши предложения по повестке дня с росписью лиц, ответственных за координацию работ.

Отредактировал материалы комитета по Советам и самоуправлению, завизировал их в печать. Уровень - весьма посредственный. Проблема осмыслена слабо. Пишут плохо. Намучаюсь я с ними.

В середине дня имел разговор с Горячевой. Она рассказала о своей встрече с Ельциным: выслушал ее озабоченность, ничего не принял. Бегло обсудили ситуацию в Литве и действия российского руководства. Ситуацию понимаем, в общем, одинаково.

21 января - Открытие сессии Верховного Совета РСФСР. Утром, до начала заседания - встреча Б.Н. с руководством (замы, председатели палат, руководители Совмина). К сожалению, в обычном стиле: небольшой монолог, затем - какие вопросы. Предлагает выехать в территории для разъяснения политики ВС. Трудно будет разъяснять политику, с которой не согласен и в выработке которой практически не участвуешь...

10.00 - сессия. Доклад Б.Н. о положении в республике. Акцент на событиях в Прибалтике. Проект постановления - целиком по этому вопросу. Обсуждение - обычный митинг с нападками на "партократов" и Горбачева. У 14 подъезда милиция разнимает дерущихся: одни - за Ельцина, другие - против.

Я тоже попросил слова. Ельцин долго тянул, но в конце концов все же дал.


Из стенограммы сессии Верховного Совета РСФСР, 21 января 1991 года:


"Исаков В.Б.: Уважаемые товарищи депутаты!

Вглядываясь в события в Литве, пытаясь понять, где правда, где ложь, где правильные оценки, а где воспаленные эмоции, каждый из нас обязан думать о России, обязан спросить себя: возможно ли такое в России?

Я отвечаю на этот вопрос: да, сегодня это возможно.

Не берусь сейчас анализировать всю сумму причин и поводов, которые обуславливают именно такое тяжелое, болезненное развитие событий. Несомненно, что среди этих причин есть объективные, заложенные в генотипе нашей политической культуры, сложившемся в нашем обществе типе мышления и деятельности. Есть, несомненно, и сознательные попытки накалить, дестабилизировать обстановку, взять социальный реванш.

Но несомненно и другое. Мы своими собственными действиями в немалой степени способствовали усилению хаоса, нарастанию и обострению кризисных явлений. Что я имею в виду?

Первое. Это наше решение о частной собственности на землю. Я не собираюсь сейчас обсуждать, правильное это решение или нет. Достаточно того, что ряд республик его не поддержали, приняли свои законы о земле, в которых частной собственности на землю нет. Спрашивается, как в этих условиях мы собираемся проводить земельную реформу?

Второе. Проект новой Конституции РСФСР. И опять я не стану спорить, что по многим позициям этот проект прогрессивнее действующей Конституции, но он отвергает социализм, перечеркивает как ошибку всю нашу 70-летнюю историю, и ясно, что значительная часть общества не готова к такому повороту и не примет его.

Мне кажется, что в последнее время нам все чаще отказывает политический реализм. Призывая с этой трибуны к согласию, к гражданскому миру, мы одно за другим принимаем решения, которые подталкивают наше общество к конфликту.

Третье. Отсутствие четкой политики в отношении будущего Федерации. За полгода мы не выработали никаких решений по этому вопросу, здесь уже об этом говорилось, я с этим согласен.

Четвертое. Возрождение суверенитета России, российской государственности - это, пожалуй, единственное, что объединило нас на первом Съезде и объединяет до сих пор. Но борьбу за суверенитет можно вести по-разному. Мы выбрали партизанские методы. Объявили своим имущество, находящееся на территории России, но до сих пор не разделили его с Союзом, не закрепили за субъектами Федерации, краями и областями. Сказали трудовым коллективам предприятий: переходите в Россию, но место для такого перехода не подготовили. Начали войну бюджетов, но без плана, без этапов, без подготовки тылов. Чем закончилась эта война, я так до сих пор и не понял. Похоже, что это - боевая ничья. А впереди - призрак реформы цен, и если мы осуществим ее столь же "четко и организованно", можно сразу сказать: авторитету российского парламента придет конец.

Пятое. Это невероятное, немыслимое для цивилизованного парламента неуважение к законам. Неуважение начинается с принятия законов. Это делается без серьезной подготовки, очень часто с грубыми нарушениями Регламента.

Председательствующий: Владимир Борисович, время истекло.

Исаков В.Б.: Я прошу одну минуту, чтобы закончить. Обстановка в России не такая уж простая, чтобы при обсуждении вопроса уложиться в 3 минуты.

Председательствующий: Товарищи, дадим еще одну минуту Председателю палаты? Дадим. Пожалуйста, Владимир Борисович.

Исаков В.Б.: Практика показывает, что наши законы имеют серьезные недостатки. Сегодня я дал ряд предложений нашему уважаемому Председателю по совершенствованию законотворческого процесса. Надеюсь, они не будут оставлены без внимания. Неуважение продолжается и к уже принятым законам. У нас сложилась практика, когда Верховный Совет может принять закон, противоречащий постановлению Съезда народных депутатов, Президиум - обойти решение Верховного Совета. К сожалению, надо сказать и о том, что Председатель Верховного Совета и его Первый заместитель тоже не подают примера щепетильного отношения к соблюдению законов. Разумеется, если надо привести примеры, я это сделаю.

Подведем итог. Мы внесли в свой дом немало горючего материала. У нас есть реальный шанс остаться в истории парламентом, который привел страну к гражданскому конфликту. Слушая зажигательные речи некоторых наших депутатов, я не могу об этом не думать. Спасибо. (Аплодисменты)".

Зал загудел. Я не обольщался: те, кто хлопали, были в явном меньшинстве. Быстро же "укатали" депутатов, что они и голову боятся поднять... Однако через некоторое время мне в президиум передали записку:

10.01.1991
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/91/1/Литовский%20синдром.htm

Док. 297528
Перв. публик.: 10.01.91
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 257

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``