В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Тринадцатый удар Назад
Исаков В. Б.: Тринадцатый удар
Призрак войны

Редкие и без того домашние радости закончились для депутатов досрочно. В воскресенье, 10 ноября, Верховный Совет РСФСР был собран на внеочередное заседание для рассмотрения указа Президента РСФСР "О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской республике".

Обсуждение этого документа выявило в нем немало уязвимых мест. Как утверждали депутаты от Чечено-Ингушетии, несмотря на массовые митинге в Грозном, обстановка в республике не требовала чрезвычайных мер и в особенности - объявления комендантского часа. Для разрешения назревающего конфликта не были исчерпаны политические средства. Наконец, для реализации указа не было проведено необходимой подготовки, в результате чего подразделения ОМОН прибыли с большим опозданием, были заблокированы на аэродроме, а затем - вывезены за пределы республики на автобусах. Дальнейшая экскалация конфликта в перенасыщенной оружием республике грозила массовым кровопролитием, по существу - новой кавказской войной. В этой ситуации Верховный Совет принял решение отклонить указ Президента РСФСР, с чем в конечном итоге согласился и сам Президент.

Реальным результатом неудачной попытки ввести чрезвычайное положение в Чечено-Ингушетии стало резкое укрепление позиций генерала Дудаева и падение популярности сторонников Ельцина. Инцидент с указом сплотил кавказские народы, что само по себе может и неплохо, но - на антирусской, антироссийской основе. Самое же опасное заключается в том, что подан пример для других республик, во многих из которых подымаются свои генералы Дудаевы.

Каковы причины подобного развития событий? Президент считает, что во всем виноват Ахмед Арсанов, его полномочный представитель в Чечено-Ингушетии, направивший ему дезинформацию, ставшую основанием для введения чрезвычайного положения. Доля истины в этом, вероятно, есть. Но одновременно очень чувствуется желание закрыть эту неприятную тему. Тем не менее Верховный Совет РСФСР настоял на проведении парламентского и служебного расследования с целью установления лиц, ответственных за принятие недостаточно подготовленных политических и военно-технических решений. Не предрешая выводов будущей комиссии, попытаюсь высказать некоторые соображения на этот счет.

Опасные сюрпризы

Одна из причин появления подобных указов - крайне ненадежный механизм подготовки и принятия ответственных внутри и внешнеполитических решений российским руководством. Нередко такие решения готовятся келейно, случайными людьми, без консультаций со специалистами, депутатами. Бывает и так, что указ является "сюрпризом" даже для руководителей, прямо отвечающих за соответствующий участок работы. В российском парламенте утвердилась совершенно недемократическая практика, когда определение состава парламентских делегаций на переговорах превратилось в личную прерогативу руководителей. Естественно, нет и практики отчетов делегаций об исполнении своей миссии. В результате в подготовку ответственных решений, определяющих судьбу республики, проникли бесконтрольность и субъективизм, появилась почва для возникновения документов подобных указу "О введении чрезвычайного положения..."

Когда часы бьют тринадцать раз, надо ставить под сомнение не только последний удар, но и все предшествующие. Нет ли сегодня повода задуматься над тем, кто и как готовит указы Президента РСФСР, законность и обоснованность которых вызывает у общественности серьезные сомнения?

Депутатская комиссия (которую, кстати, никто не торопится создавать) вряд ли станет докапываться до глубинных корней происходящего. А между тем ситуация в Чечено-Ингушетии - логичное продолжение и следствие нашей борьбы за беспредельный суверенитет. С самого начала суверенитет был понят нами примитивно-популистки: отберем, переделим - и заживем богато и счастливо. Увы! Попытки "отобрать" и "переделить" лишь увеличивают общую разруху и нищету.

Бремя ответственности

В последнее время часто говорят и пишут об исторической ответственности России, ее преемственности по отношению к Союзу ССР, который исторически сложился вокруг России. Если это так, то в чем должна проявляться такая ответственность? Попытки занять освободившееся командное кресло, конфисковать в свою пользу имущество и казну Союза ССР, расплеваться с прежними друзьями и заполучить, выдав Хонеккера, новых друзей и кредиты трудно назвать ответственным подходом.

В запале борьбы с Центром, наши лидеры явно недоучли, что спустя некоторое время эти же самые лозунги и методы возьмут на вооружение лидеры национальных движений в автономиях, и роль "преступного Центра" будут играть уже они, российские руководители. Дудаев в ноябре делает то же самое, что делал Ельцин в августе. И процесс, по-видимому, будет идти дальше.

Возможны три варианта развития событий. Один - это сохранение единства России любой ценой, в том числе, если потребуется, силой оружия, кровью. Это вариант Шахрая, Руцкого и других соавторов указа о чрезвычайном положении.

Второй вариант - сохранение России как единого государства, но не любой ценой. Он предполагает переговоры, внутреннюю дипломатию, использование прежде всего политических средств. Это вариант, к которому в конечном счете пришел Верховный Совет РСФСР.

Третий вариант - объявить "Юрьев день", полную свободу выйти из России и создать собственное государство. Расчет на то, что вслед за быстрым и легким распадом под воздействием объективных экономических факторов начнется "новая сборка". Этот вариант усиленно пропагандируют лидеры "Демократической России".

За короткий период Б.Ельцин проделал циркуляцию от третьего варианта ("берите суверенитета, сколько хотите") к первому, но сейчас, судя по всему, приближается ко второму, к позиции Верховного Совета РСФСР.

Органы печати, привычно ругающие Верховный Совет то за бездействие, то за излишнюю самостоятельность, на этот раз выразили ему ворчливое одобрение: похоже, благодаря принятому им решению удалось избежать большой крови. Теперь важно не потерять дыхание, не затянуть, не оставить решение на бумаге.

Минимум для Президента

Весьма незаметно, без всякой рекламы, было принято постановление Верховного Совета РСФСР "О должностном соответствии в оплате труда и структурах высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти в РСФСР". Постановление определило уровень оплаты труда высших должностных лиц, начиная с Президента РСФСР, которому установлен предельный оклад в размере 21 минимальной заработной платы, и до народного депутата, члена Верховного Совета РСФСР включительно.

Вопросы оплаты труда высших руководителей государства всегда вызывали болезненный, хотя и законный интерес трудящихся. Тем более - сейчас, в условиях жесточайшего экономического кризиса. Была ли необходимость в принятии такого постановления? Думается, да: связывая в "пакет" оплату труда законодательной, исполнительной и судебной власти, оно наводит элементарный порядок, останавливает уже начавшуюся гонку окладов. Следом начнется повышение окладов для всех работников бюджетных учреждений, от директора до уборщицы. Проекты соответствующих постановлений подготовлены. И все же трудно отделаться от чувства неловкости: законодатель, думающий о своей общественной репутации, должен был бы подготовить и принять такое решение комплексно. Нельзя не отметить, что до сих пор не представлены и не приняты Законы о государственной службе и о структуре исполнительной власти. В целом неплохо задуманная реформа исполнительной власти замерла на полпути, начались эксперименты с "назначенчеством". Не получится ли так, что выдергивая из целого один вопрос за другим (в данном случае - систему окладов), мы сделаем невозможной реформу исполнительной власти?

Украли прокуратуру

Еще одно постановление, едва не принятое сходу, без обсуждения, - "О создании единой системы органов Прокуратуры РСФСР". Что говорить, прокуратура оказалась далеко не в лучших условиях: общее состояние правопорядка ухудшилось, объем работы резко вырос, а уровень оплаты остался на месте. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Вдобавок началась война законов, пошли полузаконные и вовсе незаконные указы, - одним словом, оказался подмоченным порох, для охраны которого собственно и была создана прокуратура. Поэтому можно было бы приветствовать укрепление российской прокуратуры, если бы... если бы не за счет конфискации имущества и объектов союзной прокуратуры решалась эта проблема.

Сегодня Советский Союз напоминает универсам, в котором погасили свет и одновременно открыли двери: тащи, сколько сможешь! И тащат - Верховные Советы, президенты, начальство рангом пониже. Пример подала Россия, издав конфискационные указы, находящиеся в противоречии с ее же собственными российскими законами.

Прокуратура была обязана напомнить, что есть законы, что принадлежность имущества должна определяться по договору или в соответствии с решением суда - и не иначе! К сожалению, ее голоса не прозвучало. Суды сами ринулись в бой за конфискованным партимуществом, а прокуратура - погналась за остатками союзной собственности. И парламент - благословил этот жадный и беспринципный дележ... Я понимаю, что мы такие, не лучше и не хуже. И все равно - мерзко.

Презентация Правительства

Парламентская неделя, столь тревожно начавшаяся, завершилась действом едва ли не театральным - презентацией нового состава Правительства РСФСР. Давно не появлявшийся в парламенте Президент РСФСР зачитал указ об отставке прежнего состава Правительства и попросил его утвердить. Парламент эту просьбу удовлетворил. Было объявлено, что на уже состоявшемся (до утверждения?) первом заседании кабинета принято пятнадцать указов и постановлений по основным направлениям экономической реформы.

Перед депутатами выступили первый заместитель председателя Правительства Г.Э.Бурбулис, заместители Е.Т.Гайдар и А.Н.Шохин. Бурбулис по образованию философ, кандидат философских наук, Гайдар и Шохин - доктора экономики и вдобавок давние друзья и коллеги - заведовали лабораториями в институте у С.С.Шаталина. Мало практического опыта? Да, это так. Но любой недостаток, как известно, имеет и положительную сторону - нет и окостенелых стереотипов, которые так мешают руководителям старшего поколения. В общем, новый российский кабинет произвел благоприятное впечатление - молодой, энергичный, знающий. Это - на взгляд. Ну а как покажут себя в деле - увидим.

18 ноября 1991 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/101/1/Тринадцатый%20удар.htm


Док. 297506
Перв. публик.: 18.11.91
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 352

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``