В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: ВЧК - ОГПУ - МГБ - КГБ - АФБ... Назад
Исаков В. Б.: ВЧК - ОГПУ - МГБ - КГБ - АФБ...
Сапожники!

Главным событием недели стало отсутствие давно ожидаемого события - президентского бюджетного послания. Установленный законом срок истек 30 ноября. Стало очевидным, что принятие Государственного бюджета РСФСР будет сорвано и в этом году.

В управлении государством - очень сложном, подчас непредсказуемом, колеблемом ветрами политических страстей, есть дела постоянные, стабильные, похожие на извечные циклы земледельца. Одно из них - государственный бюджет. Что бы ни случилось - война, эпидемия или голод - госбюджет должен быть принят вовремя! Иначе жизнь замирает, возникает финансовый хаос, который, как снежный ком, катится вниз - в республики, края и области, районы и города. Представить бюджет вовремя - дело чести и престижа правительства, это пуговица на мундире, которая должна быть начищена до блеска!

В прошлом году бюджет РСФСР был принят с огромным, недопустимым опозданием - 26 декабря. Просчет списали на трудности переходного периода: власть сменилась, не успели организоваться. Прошел год - история повторяется.

Мне это живо напомнило одну историю студенческих лет. В студотряде попался повар, который ну никак не мог подгадать к обеду: то подгорело, то не закипело, то машина опоздала... Миллион причин, но результат одинаков - работники вовремя не накормлены. Через неделю бригада не выдержала - пришлось бедняге переквалифицироваться в подносчики...

Опасная "безопасность"

Становится чем то похожим на традицию, что наиболее сложные и спорные указы Президента РСФСР либо вовсе минуют парламент, либо проходят по касательной, без широкой огласки и обсуждения. К таковым, без сомнения, относится указ N 233 от 26 ноября 1991 г. "О преобразовании Комитета государственной безопасности РСФСР".

Сам указ не вызывает особых возражений - переименовали, и ладно. Исчезла аббревиатура, вызывавшая в стране и за рубежом, как правило, негативную реакцию. Однако вслед за указом идут приложения, отделенные от него грифом "Не для печати" и среди них - Временное положение об Агентстве федеральной безопасности РСФСР. О нем и речь.

Согласно этому положению, Агентство подчиняется Президенту РСФСР и подотчетно Верховному Совету РСФСР. В своей деятельности органы федеральной безопасности руководствуются Конституцией РСФСР, решениями Съезда народных депутатов, указами и распоряжениями Президента РСФСР, решениями правительства РСФСР, а также союзными законами. И тут же первый вопрос: почему в этом списке нет российских законов? Неужели забыли?

Сфера компетенции АФБ РСФСР определена традиционно, пожалуй, даже осторожно. Но есть такие пункты, которые вызывают вопросы. Например: "Анализ внутриполитической, социально-экономической обстановки в республике, процессов, которые могут привести к... возникновению организованных структур, ставящих целью насильственное изменение конституционного строя РСФСР". Кто у нас сегодня значится в списке "подрывных" организаций?

Последний пункт Положения наделяет органы безопасности правом проведения оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий и предупреждает, что соответствующие должностные лица несут ответственность за законность и обоснованность этих действий. О прокурорском надзоре - ни слова. По видимому авторы положения считают, что Большого Президентского Предупреждения вполне достаточно для того, чтобы обеспечить соблюдение законности в деятельности Агентства федеральной безопасности РСФСР.

Согласно Положению, Генеральный директор Агентства федеральной безопасности РСФСР назначается и освобождается Президентом РСФСР по согласованию с Верховным Советом РСФСР. И все бы ничего, только указом, датированным тем же числом, Б.Ельцин назначил Генерального директора Агентства без всяких согласований...

Даже беглый обзор указа и приложений к нему позволяет сделать вывод, что под видом Агентства федеральной безопасности в России создана выведенная из под всякого контроля, подчиняющаяся единолично Президенту силовая структура.

ВЧК - ОГПУ - МГБ - КГБ... На камне-памятнике жертвам политических репрессий, поставленном на Лубянской площади, как будто бы проступают эти буквы... Может быть, хватит?

В духе разумного центризма

Неприятный осадок, который остается от президентского указа, несколько скрашивает то обстоятельство, что Верховный Совет РСФСР на прошлой неделе принял два документа, в полной мере соответствующих духу и целям правового государства. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина и Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР".

Декларация провозглашает права и свободы человека, его честь и достоинство высшей ценностью общества и государства. Ее идеи соответствуют международно-правовым нормам и должны задать направление развитию российского законодательства в сторону повышения уровня гуманности и демократизма.

Закон "О гражданстве РСФСР" выдержан в духе разумного центризма. В нем отсутствуют дискриминационные моменты - гражданами РСФСР станут все граждане СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР, если в течение года со дня вступления закона в силу не откажутся от российского гражданства. Более того, учитывая сложную ситуацию в межнациональных отношениях, российское гражданство по рождению получат и лица, проживающие на территории других союзных республик, но по каким-то причинам не пожелавшие принять их гражданство, если они родились в РСФСР или их родители были граждане РСФСР. Наличие российского гражданства позволит "русскоязычному населению" в союзных республиках не только чувствовать связь со своей этнической Родиной, но и покупать землю, участвовать в программе приватизации - в общем, пользоваться всеми правами и преимуществами граждан РСФСР.

Закон вводит несколько новых категорий, в том числе понятие почетного гражданства РСФСР. Право приема в гражданство РСФСР, пожалование почетного гражданства и целый ряд других полномочий закреплены за Президентом РСФСР. Возможность лишения гражданства по данному закону исключена.

На последней стадии закон обогатился целым рядом существенных поправок. Одна из них, внесенная автором этих строк, предусматривает, что гражданин РСФСР, а также лицо, законно находящееся на территории республики, не могут быть выданы иному государству, кроме как на основании закона или международного договора. Другая устанавливает, что лишение почетного гражданства РСФСР, а также права политического убежища, допускается лишь с согласия Верховного Совета РСФСР. Прямая цель поправок - воспрепятствовать выдаче Хонеккера (эту тему с энтузиазмом обсуждает российская пресса). Но их значение, разумеется, шире - защитить лиц, находящихся на территории РСФСР, от влияния переменчивой политической коньюнктуры.

30 ноября 1991 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 297501
Перв. публик.: 30.11.91
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 235

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``